Тренделенбург не создал оригинальной философской системы. Его
метафизика
представляет эклектическую попытку обновить аристотелизм на почве новейших философских учений
Канта
,
Шопенгауэра
и др. Подобно
Лотце
, он заслуживает внимания не столько общей концепцией своего миропонимания, сколько обилием остроумных, а иногда и глубоких отдельных мыслей и критических замечаний. Ценность последних в области формальной
логики
и истории
философии
столь велика, что важнейшие сочинения Тренделенбурга сохраняют своё значение и для настоящего времени. Из его сочинений особенно важны: «Elementa logices aristoteleae» (
1836
); «Logische Untersuchungen» (
1840
; русский перев. E. В. Корша «Логические исследования»,
1867
) и «Historische Beitr ä ge zur Philosophie» (
1846
-67). Кроме того, Тренделенбургу принадлежит исследование об «Естественном праве, основанном на этике» (
1860
), статья «О способе подачи голосов», несколько статей эстетического содержания («Афинская школа Рафаэля», «Ниоба», «Кёльнский собор» и др.) и ряд исторических сочинений, преимущественно затрагивающих эпоху Фридриха Великого.
Тренделенбург выступил на философское поприще в эпоху самого разгара увлечения
гегельянством
. Ввиду этого он предпосылает изложению своего миросозерцания критику диалектического метода. В этой критике Тренделенбург изобличает коренные ошибки гегельянской логики:
Гегель, описывая процесс «чистой мысли», упускает из виду неустранимость из этого процесса элементов
созерцания
и
движения,
без коих диалектическая
эволюция
мысли невозможна и которые втихомолку «забегают вперед и прислуживают» этому развитию.
Стимулом для развития диалектического процесса является у Гегеля
логическое отрицание,
смешиваемое с
реальным противоположением,
между тем как то и другое представляют между собою лишь
аналогию.
Непрерывность
и
равномерность
диалектического процесса в логике Гегеля нарушается тем, что в его изложении нередко
новый круг
мыслей сильно отстает от старого.
Историко-философские моменты
по диалектическому методу не соответствуют хронологической
эволюции
в истории философии.
Следует отметить, что основоположник
экзистенциализма
Сёрен Кьеркегор
отзывался о Тренделенбурге так:"Нет, однако, другого такого философа, от которого я получил бы более, чем от Тренделенбурга".
Антипин Н. А.
Проблема отношения диалектики категорий к опыту в интерпретациях А.Тренделенбурга и Д.Мак-Таггарта // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия «Symposium», выпуск 7. СПб.: СПб.:
, 2001.
Дёмин M. Р.
«Органическая картина мира» в философии А.Тренделенбурга //Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.2. М.,2005. C.72-73.