Interested Article - Мышцын, Василий Никанорович

Васи́лий Никано́рович Мы́шцын ( 21 января ( 2 февраля ) 1866 , Рязанская губерния 2 августа 1936 , Загорск ) — российский богослов, профессор церковного права, библеист.

Биография

Родился в семье священника Преображенской церкви села Волынь Никанора Архиповича Мышцына(1834—?). Брат Василия — Мышцын Николай Никанорович (около 1870 года рождения), впоследствии священник.

Учился в Рязанском духовном училище (1876—1880). В 1880 году поступил в Рязанскую духовную семинарию , которую окончил по первому разряду в 1886 году и поступил в Московскую духовную академию . После окончания академии в 1890 году (2-й магистрант XLV курса), он был оставлен на один год профессорским стипендиатом.

Преподавал греческий язык в Симбирской (1891—1892) и Рязанской (1892—1894) семинариях. Весной 1894 года защитил магистерскую диссертацию «Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры» и стал доцентом в Московской духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, позже преподавал церковное право. С 1894 года по 1906 год он был профессором академии по кафедре библиологии и кафедре истории еврейского народа.

В 1900 году он совершил научную поездку по Палестине, Сирии, Греции. В Иерусалиме Мышцын составил описание музея древностей, изучал историю Востока. В 1904 году он был в Риме и Неаполе, где изучал римские древности и коллекции древностей в европейских музеях. В 1905—1906 годах он работал в научном журнале Московской духовной академии, вёл отдел по церковным и общественным вопросам.

В 1907 году он перешёл на юридический факультет Московского университета . В 1909 году Мышцын защитил докторскую диссертацию «Устройство христианской церкви в первые два века» (Сергиев Посад, 1909) и стал преподавать в Демидовском юридическом лицее в Ярославле — был доцентом, а затем профессором. После создания университета с 1919 года по 21 февраля 1921 года был проректором. В 1920 году он стал профессором кафедры истории религии, археологии и материальной культуры. С 1924 года профессор Ярославского педагогического института .

В 1927 году вышел на пенсию и переехал в Сергиев , жил в доме Казанского . В последние годы жизни (1934—1936) преподавал на курсах при Загорском педагогическом техникуме

Принимал участие в дискуссии о соотношении между масоретским текстом и Септуагинтой . Предпринял осторожную попытку защитить теорию Второисайи (Второисайя — условное обозначение боговдохновенного пророка, которому, согласно мнению представителей новой исагогики , принадлежат 40-55-я главы, а может быть, и главы 56-66 Книги пророка Исайи). Эта попытка вызвала резкую полемику между ним и его оппонентом Фаддеем (Успенским) , сторонником единства Книги пророка Исайи . Изучал Книгу Екклесиаста .

Впоследствии писал о каноническом праве и на церковно-общественные темы. В советское время от научной и публицистической деятельности отошел.

Умер 2 августа 1936 года от крупозного воспаления лёгких.

Библиография

  • // Богословский вестник . — 1894. — Июль. — С. 55—60.
  • Библия и царская власть // Богословский, вестник. — 1905. — Авг. — С. 565—587.
  • // Богословский вестник. — 1898. — Авг. — С. 225—237.
  • Из периодической печати // Богословский вестник. — 1900. — Янв. — С. 177—206, 386—402, 589—605; 1905. — Янв. — С. 401-420, 637—656, 831—852; 1906. — Янв. — С. 195—204, 380.
  • История первобытной культуры в конспективном изложении. — Ярославль, 1923. — 32 с.
  • К вопросу о приницапах бракоразводного церковного законодательства. — Ярославль: Тип. Губ. правл., 1911. — 49 с.
  • Какую можно усмотреть цель Христа Спасителя в Его поучениях народа притчами // Вера и разум . — 1900. — № 3.
  • Конституция и христианство. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1906. — 35 с.
  • — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. — 44 с.
  • Нужны ли переводные экзамены в духовно-учебных заведениях? // Богословскийвестник. — 1900. — Апр. — С. 755—762.
  • О духовных семинариях. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1905. — 27 с. — Отт. из: Богословский вестник. — 1905. — Июль—авг.
  • // Богословский вестник. — 1902. — Дек. — С. 648—680.
  • О политическом самосознании Христианской Церкви. — Ярославль, 1913.
  • — Ярославль, 1913.
  • // Богословский вестник. — 1901. — Окт. — С. 379—392; Дек. — С. 773—787.
  • // Богословский вестник. — 1905. — Нояб.
  • Отзыв о книге Вигуру «Руководство к чтению и изучению Библии» // Богословский вестник. — 1897. — Нояб. — С. 328—333.
  • Очерк содержания Книги Екклезиаст // Вера и разум. — 1894. — № 2.
  • По церковно-общественным вопросам: Сборник статей: Вып. 1-2. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1905—1906.
  • . — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1906. — 111 с., 1 л. табл.
  • // Богословский вестник. — 1905. — Т. 2. — С. 425—435.
  • Связь антиномизма с учением Лютера. — М.: Тип. Снегиревой, 1891. — 48 с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1891. — Авг.—сент.
  • Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих // Вера и разум. — 1894. — № 1.
  • — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1909. — XVI, 475 с. Переиздание: М.: Академический проект, 2020. 356 с.
  • — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. — XVI, 264 с.
  • // Богословский вестник. — 1908. — Июль—авг. — С. 473—508.

Литература

Примечания

  1. Шпанькова Т. Дом Казанского // Вперед (Сергиев Посад). 5.02.2017. - от 8 сентября 2019 на Wayback Machine

Ссылки

  • на Богослов.ru
  • // Русские писатели-богословы
Источник —

Same as Мышцын, Василий Никанорович