Хазан, Рита
- 1 year ago
- 0
- 0
Яаков-Арье Хазан ( ивр. יעקב אריה חזן ; 23 мая ( 4 июня ) 1899 , Брест-Литовск , Российская империя — 22 июля 1992 , кибуц Мишмар-ха-Эмек ) — деятель социалистического сионизма и израильский политик. Один из основателей движения « Ха-шомер ха-цаир » в Польше, движения «Ха-Кибуц ха-арци», партии МАПАМ и блока « Маарах ». Участник ряда Сионистских конгрессов , депутат семи созывов кнессета , член исполкомов Всемирной сионистской организации и Гистадрута , совета директоров Еврейского национального фонда . Лауреат Премии Израиля (1989).
Яаков-Арье Хазан родился в Брест-Литовске в семье сельскохозяйственного рабочего Хаима-Юделя Янкель-Арьевича Хазана (1874—?), уроженца Осово Ровенского уезда , и Малки-Двейры Хаимовны Каменецкой (1878—?), родом из Каменец-Литовского . Его отец был одним из лидеров зарождавшегося сионистского движения в Польше и Литве и участником VI Всемирного сионистского конгресса , на котором обсуждалась Угандская программа . Хаим-Юдель Хазан был сторонником этой программы и впоследствии примкнул к отколовшейся от сионистского движения « территориальной группе» Израэла Зангвилла . Он скончался в 1906 году .
Яаков-Арье пошёл по стопам отца, рано присоединившись к сионистскому движению. В 1915 году он участвовал в основании еврейского скаутского движения, а затем движений « Ха-шомер ха-цаир » и « Хе-халуц » в Польше, став членом руководства обеих организаций. Окончив среднюю школу в Варшаве, он поступил в Варшавский политехнический университет , а с основанием независимой Польши после Октябрьской революции был призван в ряды вооружённых сил новообразованной страны и отслужил в них два года .
В 1923 году Хазан иммигрировал в подмандатную Палестину . Отработав год на цитрусовой плантации в Хадере , он присоединился к добровольцам, осушавшим болота в районе Сахне в долине Бейт-Шеана. Позже с группой активистов «Ха-шомер ха-цаир» из мошава Нахалал Хазан основал кибуц Мишмар-ха-Эмек . В 1927 году он был одним из основателей движения «Ха-кибуц ха-арци» и участником преобразования движения «Ха-шомер ха-цаир» в партию. С этого же года Хазан стал постоянным представителем Палестины на Всемирных сионистских конгрессах. В 1929 году он женился на Берте Абрамович; от этого брака позднее у него родились три дочери .
Яаков Хазан стал одним из лидеров сионистов-социалистов в Палестине, вместе с ещё одним основателем Мишмар-ха-Эмека Меиром Яари . Если Яари был интеллектуалом и идеологом этой ветви сионизма и движения «Ха-шомер ха-цаир», то Хазан был политиком, спикером движения и его «мотором». Вдвоём они подготовили почву для основания в 1948 году партии МАПАМ — Объединённой рабочей партии Палестины . Начиная с 1-го созыва кнессета Хазан был его постоянным членом от МАПАМа, а позже — от блока «Маарах», в создании которого на основе МАПАМа и партии «Авода» он принимал деятельное участие. Свою седьмую подряд каденцию в кнессете он завершил в 1974 году, начиная с 3-го созыва постоянно участвуя в работе комиссии кнессета по иностранным делам и обороне.
Несмотря на ведущую роль Хазана в левосионистском движении, он ни разу не был членом правительства Израиля (по-видимому, после присоединения МАПАМ в 1955 году к правительственной коалиции Хазан несколько раз мог стать министром, но каждый раз наталкивался на возражения Яари, мотивы которого могли быть как личными — сомнения в административных способностях Хазана, так и идеологическими ). Однако он долгое время входил в исполнительные комитеты Всемирной сионистской организации и Гистадрута , был членом совета директоров Еврейского национального фонда и руководства партии МАПАМ . В период, когда во главе правительства Израиля стояла Голда Меир , Хазан и Исраэль Галили были её наиболее доверенными советниками, несмотря на отсутствие официального статуса .
В 1989 году Яаков Хазан стал лауреатом Премии Израиля за вклад в развитие израильского общества и государства. Он скончался в июле 1992 года и похоронен в кибуце Мишмар-ха-Эмек .
В воззрениях Яакова Хазана, как и других основателей движения «Ха-шомер ха-цаир», сочетались сионистская и социалистическая составляющие. В программе движения подразумевалось, что строительство «еврейского национального дома» в Палестине (планировавшейся как двунациональное государство) — лишь первая стадия развития общества, за которой должна последовать стадия классовой борьбы и социалистическая революция. Гражданский конфликт в Палестине и решение ООН о создании на её территории двух национальных государств заставили руководство «Ха-шомер ха-цаир» внести коррективы в планы и присоединиться к блоку, в центре которого стояла более умеренная партия МАПАЙ . Иехошуа Порат в статье 1997 года высказывает предположение, что ни для Хазана, ни для идеолога МАПАМ Меира Яари идея двунационального государства изначально не была основополагающей, и поэтому её пропаганду они оставили ещё одному функционеру движения — Мордехаю Бентову . Возможно, что и в целом Хазан был ближе к МАПАЙ, чем большинство членов «Ха-шомер ха-цаир»; он не был убеждён в необходимости отдельного пути для своего движения, но подчинялся воле большинства, доходя в своей верности партии до попыток сохранить автономию её боевых отрядов в только что созданной Армии обороны Израиля . Стремление Хазана к объединению политических движений со схожей идеологией в единое целое позже привело его к усилиям по созданию блока « Маарах », куда вошли МАПАЙ и МАПАМ .
До середины 1950-х годов Хазан, как и большинство членов «Ха-шомер ха-цаир» и «Ха-кибуц ха-арци», был убеждёным марксистом-ленинистом . В 1949 году, выступая в кнессете, он назвал СССР «нашей второй, социалистической, родиной» , а после смерти Сталина в траурной речи ещё называл советского лидера «солнцем народов». Решительный перелом в его взглядах произошёл в результате Пражских процессов , где на скамье подсудимых оказался целый ряд коммунистических лидеров еврейского происхождения, включая ученика Хазана по организации «Ха-шомер ха-цаир» израильтянина Мордехая Орена . После этого Хазан и Яари, охладев к Советскому Союзу, предприняли шаги по ограничению влияния в партии Моше Снэ , оставшегося последовательным сталинистом. Впоследствии Хазан расскажет, что Советский Союз для него был не столько примером для подражания, сколько доказательством, что социальная революция может окончиться успехом вопреки всем объективным препятствиям . В дальнейшем, когда молодые кадры МАПАМ и «Ха-кибуц ха-арци», ранее стремившиеся к включению Израиля в орбиту влияния СССР и готовившиеся к третьей мировой войне на стороне социалистического лагеря , постепенно занимали в израильской политике «голубиные» позиции, формируя ядро организаций «СИАХ» («Новые израильские левые») и « Шалом ахшав », Хазан всё больше отходил от социалистического идеализма, после Шестидневной войны даже поддержав строительство поселений и расширение военного присутствия вокруг Иерусалима и в Иорданской долине — на территориях, имевших ключевое оборонное значение .