Родился
25 марта
1881 года
в селе Надьсентмиклош (ныне Румыния) в семье директора сельскохозяйственного училища венгра Белы Бартока и сельской учительницы, этнической немки, урождённой Паулы Фойт (Voit)
. Барток-старший считал себя венгром, при том что его мать происходила из
сербской
семьи
.
Первые уроки игры на фортепиано Бела получил от матери. После смерти отца (1888) семья переехала в Севлюш (ныне город
Виноградов
Закарпатской области
Украины), где Паула работала в начальной школе. В том же городе в 1892 году состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Он сыграл на благотворительном концерте первую часть из
сонаты № 21
Бетховена
и написанную им самим фортепианную пьесу «Течение Дуная». После успешного концерта директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Пожонь (ныне
Братислава
), где юный Барток брал уроки фортепиано и гармонии у
. Но уже осенью 1893 года уроки прекратились: мать получила назначение в школу словацкого города
Банска-Быстрица
.
В период
Венгерской советской республики
1919 года
участвовал в Директории музыкантов, совместно с
Золтаном Кодаем
разработал план демократических реформ музыкальной жизни. После падения ВСР претерпел гонения от установившегося контрреволюционного режима
Миклоша Хорти
за своё участие в революции: попал в чёрные списки, был вынужден убрать имя либреттиста
Белы Балажа
из своей оперы «
Замок герцога Синяя Борода
», однако, в отличие от многих других венгерских социалистов, не эмигрировал.
Первым браком был женат на Марте Циглер (1893—1967), от которой у него был сын Бела (род. 1910). В 1923 женился вторым браком на своей молодой ученице, пианистке Дитте Пастори (1903—1982); в 1924 у пары родился сын Петер. В 1920-х годах много гастролировал как пианист в Европе и США. В 1929 году Барток побывал с гастролями в
СССР
(концерты в Москве и Ленинграде).
Барток был воспитан в католической семье, но 25 июля 1916 года он принял
унитаризм
и присоединился к Конгрегации миссионерского дома Унитарной церкви в Будапеште
.
Неоконченные Бартоком 3-й фортепианный концерт и Концерт для альта с оркестром завершил Тибор Шерли. В 1988 году прах композитора был перенесён на кладбище
Фаркашрети
в Будапеште.
Очерк творчества
При том, что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, к
додекафонии
и
микрохроматике
), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Барток работал практически во всех актуальных для его времени музыкальных жанрах. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера «
Замок герцога Синяя Борода
», балеты «Чудесный мандарин» и «Деревянный принц»,
Концерт для оркестра
, «
Музыка для струнных, ударных и челесты
», три концерта для фортепиано с оркестром и два для скрипки с оркестром, симфоническая поэма «Кошут» и многие другие произведения. Значительную часть творческого наследия Бартока составляет фортепианная музыка, в том числе «Allegro barbaro», сюита «На вольном воздухе» и масштабный (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей) сборник «
Микрокосмос
». Последний представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. Соответственно
дидактическому
замыслу «Микрокосмоса» пьесы в нём расположены в порядке нарастания технической сложности.
«Национализм»
Во многих сочинениях Барток опирался на оригинальный фольклор, причём не только венгерский, но также на румынский, болгарский, словацкий, югославский, цыганский. «Балканские» танцы (особенно
6 румынских народных танцев, BB 68, Sz 56
) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией. В то же время Барток зачастую не заимствовал фольклорный материал, а
стилизовал
свою музыку «в народном духе». Например, в оркестровой сюите «Венгерские эскизы» (Sz 97, BB 103) только последняя из пяти «венгерских народных» пьес опирается на фольклорный прототип, остальные представляют собой искусные стилизации.
Всю жизнь Барток собирал музыкальный фольклор балканских стран, Центральной Европы,
Малой Азии
и Северной Африки. Всего он собрал свыше 30 тысяч венгерских, румынских, словацких, болгарских, сербских, хорватских, турецких и др. мелодий, для чего предпринимал этнографические экспедиции. В
1936 году
записывал народные мелодии в
Анатолии
, где ему помогал
Ахмед Аднан Сайгун
. Ныне Барток признаётся не только собирателем, но и крупным этномузыковедом, занимавшимся исследованиями генетических связей венгерской музыки с музыкой других народов
. Результаты своих этномузыковедческих исследований публиковал в многочисленных статьях. На английском языке музыковедческие труды Бартока и сборники народной музыки в его редакции напечатаны в серии «New York Bartók Archive studies in musicology» (13 выпусков) в 1967-81 годах.
Идентификация сочинений
В связи с тем что опусная нумерация у Бартока непоследовательна и запутана, музыкальные сочинения Бартока принято идентифицировать по тематическому каталогу
Андраша Сёллёши
(аббревиатура
Sz
) либо по (более современному, хронологическому) каталогу Ласло Шомфая
(аббревиатура
BB
).
В
Париже
рядом с площадью Браззавиль в 1981 году разбит
(
фр.
), в нём установлен памятник композитору работы венгерского скульптора
Имре Варги
, подаренный столице Франции от имени Будапешта в 1982 году.
В Брюсселе, который Барток называл второй родиной, к 50-летию со дня смерти композитора в 1995 году на
установлен памятник работы Имре Варги.
Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра BB 121
Концерт для оркестра BB 123
Соната для скрипки соло BB 124
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром BB 127 (оркестровка не окончена; исполняется в ред. Тибора Шерли)
Концерт для альта с оркестром BB 128 (не окончен; исполняется в ред. Тибора Шерли)
Музыковедение. Фольклористика. Редактирование
Das Problem der neuen Musik // Melos I,5 (1920), SS.107-10; перевод на англ. в сб. Essays (1976), pp. 455—460.
Ethnomusikologische Schriften, hrsg. v. D. Dille. 4 Bde. Budapest, 1965—1968.
Rumanian folk music, ed. by B. Suchoff. 5 vls. The Hague, 1967—1975.
Musiksprachen, Aufsätze und Vorträge, hrsg. v. B. Szabolcsi. Leipzig, 1972.
Essays, ed. by B. Suchoff. London, 1976. XVI, 567 p. (The New York Bartók Archive studies in musicology No. 8;
)
Yugoslav folk music, ed. by B. Suchoff. Albany, NY, 1978.
Turkish folk music from Asia Minor, ed. by B. Suchoff. Princeton, NJ, 1976.
The Hungarian folk song, ed. by B. Suchoff. Albany, NY, 1981.
Studies in ethnomusicology, ed. by B. Suchoff. Lincoln, 1997 (сб. статей Бартока по муз. фольклористике).
О «расовой чистоте» в музыке. Изучение песенного фольклора Восточной Европы// Венгры и Европа : Сб. эссе. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 217—223.
Szőllősy, András.
Bartók Béla válogatott írásai, összegyűjtötte és sajtó alá rendezte Szöllősy András. Mûvelt Nép Könyvkiadó, Budapest, 1956.
Somfai, László.
List of works and primary sources. In:
Somfai L.
Béla Bartók: composition, concepts, and autograph sources. Berkeley, 1996, pp.297-320.
(неопр.)
. academiaromana.ro. Дата обращения: 23 августа 2019.
30 марта 2019 года.
Литература
Мартынов И. И.
Бела Барток. М.: Красная звезда, 1956.
Сабольчи, Бенце
Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях. Будапешт, 1963 (пер. с венг.)
Фомин В.С.
. — Для слушателей симфонических оркестров. —
М.
: Музыка, 1967. — 280 с.
Уйфалуши Й.
Бела Барток. Жизнь и творчество. Будапешт: Корвина, 1971 (пер. с венг.)
Kroó G.
A guide to Bartók. 2d ed. [Budapest]: Corvina Press, 1974 (пер. с венг.)
Бела Барток: Сборник статей / Под ред. Е. И. Чигаревой. М.: Музыка, 1977.
Малинковская А.
Бела Барток — педагог. М.: Музыка, 1985.
Wilson P.
The music of Béla Bartók. New Haven and London: Yale University Press, 1992.
ISBN 0-300-05111-5
.
Laki P.
Bartók and his world. Princeton: Princeton UP, 1995.
Chalmers K.
Béla Bartók. London: Phaidon Press, 1995.
Bartók perspectives: man, composer, and ethnomusicologist / Eds. Elliott Antokoletz, Victoria Fischer, Benjamin Suchoff. Papers delivered at the International Bartók Conference, held at Radford University, Radford, Va., Apr. 6-9, 1995 and at the Bartók in Retrospect International Symposium, University of California, Los Angeles, Oct. 17-18, 1995. Oxford: Oxford University Press, 2000. XVI, 316 p.
The Cambridge companion to Bartók, ed. Amanda Bayley. Cambridge: Cambridge University Press, 2001 (
)
Suchoff B.
Bartokś Mikrokosmos: genesis, pedagogy, and style. Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2002 (
)
Ссылки
(англ.)
(Google books)
(венг.)
. Bartók Béla Memorial House. Дата обращения: 4 апреля 2014.
Малинковская А.
(рус.)
. Belcanto.ru. Дата обращения: 4 апреля 2014.