Лезгины в Азербайджане
- 1 year ago
- 0
- 0
Христианство в Азербайджане ( азерб. Azərbaycanda Xristianlıq ) — после ислама вторая по количеству последователей религия, представлено несколькими конфессиями .
Христианство было привнесено в Албанию из Армении. В IV веке Григорий Просветитель крестил царя Урнайра , царя Кавказской Албании (государства на территории нынешнего Азербайджана и российского Дагестана), и рукоположил в епископы своего внука Григориса
Находясь в канонической связи с Армянской церковью , Албанская церковь выступила против Халкидонского собора . На Вагаршапатском (491 год) и Двинском (527 год) соборах Армянской апостольской церкви, осудивших одновременно Халкидонский собор, Нестория и Евтихия и утвердивших армянское исповедание, присутствовали также албанцы. Халкидониты объявили армян и их союзников (кавказских албанцев и грузин) монофизитами , те же расценили Халкидонский собор как возврат к несторианству.
Когда в 590 году византийский император Маврикий , захватив значительную часть Армении, учредил альтернативный халкидонитский армянский католикосат в Аване, Армянская апостольская церковь оказалась в тяжелейшем положении. По этой причине Албанская церковь объявила о своей автокефалии, и албанский первоиерарх, объявленный католикосом, стал посвящаться на месте. Таким образом, первым католикосом Албанской церкви стал Абас ( 551 — 595 ). Однако уже в 705 году Албанская церковь вернулась в зависимость от Армянской Апостольской церкви, окончательно став её частью .
Православие — вторая по численности конфессия в Республике Азербайджан (после ислама ). По статистике, православных в Азербайджане 2,3 % (209,7 тыс. человек). Территория Азербайджана находится в юрисдикции Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской православной церкви .
В 1815 году в Баку появляется первый православный храм, а уже при Николае I православие отделяется от монофизитства.
В 1905 году образована Бакинская епархия Русской Православной церкви. В советское время власти репрессировали священнослужителей Бакинской епархии, но уже в 1944 году были открыты 2 храма.
В 1998 году была образована Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви . 22 марта 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Бакинско-Прикаспийская епархия переименована в Бакинско-Азербайджанскую .
На 2011 год в стране действует 5 христианских православных храмов, 3 из которых находятся в Баку .
В современном Азербайджане присутствие Армянской церкви ( Эчмиадзинский католикосат ) сохраняется на территории Нагорного Карабаха в западной части страны. По итогам Второй Карабахской войны , под фактическим контролем непризнанной Нагорно-Карабахской Республики и ААЦ остаётся монастырь Гандзасар .
28 мая 2003 года в Азербайджане была создана некоммерческая организация "албано-удинская христианская община" , председателем которой стал Роберт Мобили . В 2010 году была зарегистрирована удинская христианская община Огуза .
Католицизм в Азербайджане или Католическая Церковь в Азербайджане является частью всемирной Римско-Католической Церкви.
История присутствия Римско-Католической Церкви в Азербайджане начинается с XIV века. С начала XIV века на территорию нынешнего Азербайджана стали прибывать миссионеры из монашеских орденов доминиканцев , кармелитов , августинцев и францисканцев . В это время усилиями монахов создавались католические миссии, образовательные учреждения и монастыри в Баку , Нахичевани , Гяндже . Особую роль в миссионерской деятельности Католической Церкви в то время сыграл французский король Людовик XIV , который обратился к персидскому шейху с посланием поддерживать христиан, которые проживали в Персии . Римский папа Климент XI также неоднократно обращался к шейху с просьбой не притеснять христиан. Между Францией и Персией в 1708 и 1715 гг. были подписаны договора, в которых Персия брала под свою опеку католических миссионеров и разрешала им действовать на территории Персии. К концу XVIII века миссионерская деятельность монахов постепенно затухла и прекратила свою деятельность.
После присоединения Азербайджана к Российской империи , в Азербайджан стали прибывать христиане различных деноминаций. В XIX веке в Азербайджане были обнаружены нефтяные месторождения и сюда стали приезжать рабочие и инженеры из других Европейской части Российской империи, среди которых были и католики из Польши и Литвы . С 60-х годов XIX века в Баку существовала католическая община, которая в 1894 году построила католическую часовню Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
В 1909 году в Баку было начато строительство католического храма. В 1912 году строительство этого храма было завершено. Католическая община в Баку в начале XX века насчитывала около 2550 человек . После Октябрьской революции и установления советской власти в Азербайджане начались притеснения Католической Церкви. В начале 30-х годов XX века были репрессированы католическое духовенство, служившее в Бакинском приходе и многочисленные верующие. В 1931 году католический храм в Баку был полностью разрушен.
С 1991 года, после обретения Азербайджаном независимости, в Баку предпринимались попытки местных католиков возродить католическую общину. В 1997 году в Баку прибыл первый католический священник , который стал заниматься возрождением католической общины. В ноябре 2000 года Святой Престол учредил в Азербайджане миссию sui iuris , которую возглавил монах из монашеского ордена салезианцев .
В настоящее время в Азербайджане действует миссия sui iuris. В Баку находится единственная на территории Азербайджана католическая церковь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии , прихожанами которой являются около 200 человек. Всего в Азербайджане проживает примерно около 2000 католиков.
Между Азербайджаном и Ватиканом установлены дипломатические отношения. 6 июля 2011 года после ратификации Ватиканом вступило в силу соглашение с правительством Азербайджана о государственной регистрации в стране католической общины.
Первые протестанты появились в Азербайджане в начале XIX века — это были немецкие колонисты, исповедующие лютеранство . Первая баптистская церковь была образована в Баку в 1880 году бывшим молоканином В. В. Ивановым-Клышниковым. На рубеже XIX и XX веков в крае формируются общины адвентистов . В годы советской власти в Азербайджанской ССР возникают общины пятидесятников .
В 1992 году, после распада Советского Союза, баптистские общины страны сформировали Союз евангельских христиан-баптистов Азербайджана . В настоящее время союз объединяет 22 общины с 3 тыс. членами . Церковь имеет свои филиалы в 18 регионах Азербайджана, в том числе в Гяндже , Сумгаите , Ширване , Загатале и др. .
Различные пятидесятнические церкви насчитывают до 4,4 тыс. прихожан (2010 год) . Самым крупным пятидесятническим объединением является церковь « Слово жизни » (4 общины, 1,8 тыс. верующих) . Церковь христиан веры евангельской Азербайджана объединяет 11 общин и 850 верующих . Ряд пятидесятнических общин входят в Объединённую церковь христиан веры евангельской .
Объедение мультиденоминационных Домашних Церквей “Alov” функционирует с 2010 года. . Деятельность Объеденения как в Азербайджане так же и за пределами страны. Объедение включает 48 домашних общин и 2800 прихожан.
По собственным данным Церковь адвентистов седьмого дня в 2014 году насчитывала в стране 5 общин и более 500 членов церкви .
Лютеранство в Азербайджане представлено лишь одним ныне действующим приходом — евангелическо-лютеранской общиной Спасителя (Баку). Церковь является автономной общиной при Союзе евангелическо-лютеранских церквей . Приход возобновил свою деятельность в 1994 году . В настоящее время его прихожанами являются ок. 200 человек .
Новоапостольская церковь Азербайджан представлена одной общиной, ответственность за которую несёт региональная новоапостольская церковь «Северная Рейн-Вестфалия».
В Азербайджане также действует ряд евангельских неденоминационных церквей. В первую очередь это «Великая благодать» в Баку и англоязычная община «Baku International Fellowship».
Towards the beginning of the 4th century, at a date which is still under discussion, the Arsacid king of Armenia, Tiridates III, officially adopted Christianity, having been converted by St. Gregory. According to Movsēs Kałankatuacʿi (or Dasxuvancʿi, History of the Albanians, ed. J. Emin, Moscow, 1860; repr. Tiflis, 1912; and ed. Chahnazarian, Paris, 1960, 1.11; tr. J. F. Dowsett, The History of the Caucasian Albanians by Movsēs Dasxuranċi, Oxford, 1961, pp. 11-12), Uṙnayr the king of Albania soon arrived in Armenia with his dignitaries for the purpose of being baptized by St. Gregory. Christianity spread in Albania only gradually. Grigoris, a grandson of St. Gregory, consecrated bishop of Iberia and Albania, came to Albania, built a church, and established priests in the city-fortress of Tri (or Tsri), but the inhabitants killed the priests and revolted against the king of Albania, with the help of the king of Persia. The city was taken by the Argesaċikʿ Persians (Movsēs, History 1.14, tr. pp. 22-23; cf. H. Manandian, Beiträge zur albanischen Geschichte, Jena, 1897, p. 25).
Титул католикоса албанского известен с 552 года н. э.
После VII в. албанское письмо, как видно, выходит из обихода, что в значительной степени связано с тем, что в Закавказье в борьбе между монофизитами (последователями армянской церкви) и диафизитами-халкедонитами (последователями грузинской церкви) первые употребляли древнеармянский, вторые — древнегрузинский язык, они и стали канонизированными языками этих церквей. Албанская церковь с этого времени стала рассматриваться как часть армянской церкви , и языком богослужения её становится древнеармянский.
Когда в начале VIII в. Закавказье оказалось под властью арабского халифата, чьим покровительством пользовалась Армянская Церковь, Церковь Кавказской Албании окончательно утратила независимость, а её католикосы стали рукополагаться армянским престолом.