Interested Article - Никки (жанр)

Никки ( яп. 日記 ) , или литература никки ( яп. 日記文学 никки бунгаку ) дневниковая литература, жанр японской литературы , зародившийся и получивший наибольший расцвет в эпоху Хэйан .

Жанр никки возник в первой половине X века . Эпоха Хэйан занимает важное место в развитии литературы Японии и считается периодом формирования и становления национальных японских литературных жанров, включая поэзию , прозу, повести, дневники, поэтические записки. В данный исторический период дневниковая литература была одним из ведущих литературных жанров, а писательницы и читательницы дневников в основном были женщины-аристократки, что является редким явлением в истории мировой культуры. Основная группа всех авторов, почти половина общего числа, принадлежала к придворным чиновникам. Владислав Горегляд писал: «Этот показатель характеризует отличие творений раннесредневековых писателей и поэтов от творений древних по двум параметрам. Во-первых, практически сошли на нет записи народного творчества, во-вторых, в хэйанскую эпоху стало формироваться некое подобие литературного сословия, творчество представителей которого можно определить как литературу чиновников. Она была ориентирована на китайскую учёность и свободное владение камбуном » .

Женщинам же не полагалось знать китайскую письменность, и порицалась хоть какая-то осведомлённость в научных вопросах. Поэтому вместе с изобретением фонетического письма к женщинам хэйанской аристократии пришла возможность писать, а следовательно и творить открыто, не боясь попасть под осуждающие взгляды.

Уход дневниковой прозы в частную жизнь означал одновременно и определенное падение интереса к социальным аспектам бытия, которые могли присутствовать в дневниках, лишь потому, что были связаны с автором. Авторы дневников писали, доверяясь лишь собственному опыту, не говоря о том, чего не видели, не слышали сами: «Мысли текли как во сне — куда-то далеко-далеко, и я перестала замечать, что происходит вокруг» , заканчивая подобным образом запись определённого дня.

Произведения

Первое сочинение данного жанра, « Тоса-никки » («Дневник путешествия из Тоса в столицу», 936 ), было создано мужчиной ( Ки-но Цураюки ), писавшим от лица женщины . Это была первая попытка избавиться от воздействия китайской культуры, породившая первое произведение японской художественной прозы, написанное национальной азбукой и чисто японским стилем вабун , то есть сочинение японской литературы на японском языке в отличие от так называемого камбу́н — японской литературы на китайском языке. Шедеврами женской дневниковой литературы, и поныне не утратившими общемировой ценности, являются произведения придворных поэтесс и писательниц, как:

Примечания

  1. , с. 3.
  2. Горегляд В. Н. Классическая культура Японии: Очерки духовной жизни. СПб., 2006. С. 200.
  3. Мурасаки Сикибу. Дневник. СПб., 2000. С. 96.
  4. , с. 58.
  5. , с. 175.
  6. , с. 176.
  7. , с. 121.
  8. , с. 125.

Литература

Источник —

Same as Никки (жанр)