Interested Article - Хаяси Радзан

Хаяси Радзан ( яп. 林羅山 , 1583 7 марта 1657 ) — мыслитель, законодатель и поэт раннего периода Эдо . Был неоконфуцианцем , представителем школы чжусианства, основателем рода конфуцианских учёных Хаяси. Служил первым четырём сёгунам сёгуната Токугава , был автором официальной неоконфуцианской доктрины раздела страны на сословия и одним из идеологов конфуцианского государственного синто . Автор идеи « Трёх красивейших пейзажей Японии ». Настоящее имя — Хаяси Нобукацу ( яп. 信勝 ), монашеское имя — Досюн ( яп. 道春 ).

Биография

Молодые годы

Радзан родился в 1583 году в Киото в семье Хаяси Нобутоки. Отец происходил из мелких самураев провинции Кага , но после утраты имения поселился в Киото, где занялся торговлей. Мать была родом из самурайского рода Танака.

В раннем детстве Радзана отдали в семью его дяди Хаяси Ёсикацу в качестве приёмного сына. Мальчик с детства проявлял большой интерес к учёбе и имел талант к наукам, но у него было слабое здоровье. В 1593 году , в возрасте 13 лет, Радзан прошёл церемонию совершеннолетия и поступил в столичный монастырь Кэннин-дзи, где под руководством учителя Кокана Дзикэя ( яп. 古澗慈稽 ) изучал дзэн - буддизм , конфуцианство и китайскую поэзию. В 1597 году , в возрасте 15 лет, юноша отказался от пострижения и оставил обитель.

С 1600 года 18-летний Радзан читал лекции по конфуцианству на городских рынках столичного региона , но делал это нелегально, потому что не имел разрешения Императорского двора на такую деятельность. В это время он увлёкся «Сборником комментариев к Четырёхкнижию» ( яп. 四书集注 ) китайского философа Чжу Си и стал самостоятельно изучать неоконфуцианство.

Ученик Фудзивары

Фудзивара Сэйка

В 1604 году Радзан встретился с аристократом по имени , одним из первых японских мыслителей-конфуцианцев и комментаторов. Фудзивара был недоволен буддийской философией и зачитывался работами Чжу Си. В своих работах он делал упор на роли личности в обществе, которое, в свою очередь, природным образом выстраивалось в конкретную иерархическую систему четырёх классов : мужей-правителей, крестьян, ремесленников и купцов. Фудзивара сделал Радзана своим учеником и в 1605 году привёл на аудиенцию к сёгуну Токугаве Иэясу в столичном замке Нидзё . Последний благосклонно отнёсся к молодому человеку и был поражён широтой его знаний.

В 1606 году Радзан принимал участие в публичном диспуте с монахом- иезуитом японского происхождения Фабианом. Тема дебатов касалась строения Вселенной . Радзан отрицал гелиоцентрическую теорию Коперника и тезис, что Земля круглая, доказывая верность геоцентрической теории и тезису о квадратности Земли. Из-за недостаточной осведомлённости Фабиан, который занимал одну из низших ступеней в «Обществе Иисуса», и поддержке Радзана чиновниками, которые присутствовали на диспуте, победу присудили конфуцианцу.

В конце того же года Радзан принимал участие в диспуте с поэтом Мацунагой Тэйтоку , представителем течения Фудзю-фусэ нитирэновского буддизма. На этих дебатах конфуцианец также одержал победу.

Библиотекарь и лектор

В 1607 году Токугава Иэясу принял 25-летнего Радзана на службу управляющим своей библиотеки в замке Сумпу, но предварительно заставил его сделать унизительный, как для конфуцианца, монашеский постриг и принять буддийское имя Досюн. Ценя таланты этого библиотекаря, Иэясу поставил его лектором своего сына Токугавы Хидэтады , второго сёгуна сёгуната Токугава.

Радзана быстро заметили сёгунские советники — монахи Судэн и Тэнкай. Видя в нём конкурента, они тормозили его активность. Однако гражданские вассалы сёгуна помогали Радзану, и в 1610 году ему поручили дипломатическую переписку с китайской династией Мин . В 1614 году конфуцианец принял участие в инциденте с надписями колокола монастыря Хокодзи, повлекшем Осакскую кампанию Токугавы Иэясу против Тоётоми Хидэёри .

В 1616 году Иэясу умер, а его библиотека была расформирована. Радзан стал вассалом сёгуна Токугавы Хидэтады, но тот не дал ему официальных поручений. Конфуцианец длительное время пребывал в Киото, где в частном порядке читал лекции разным правителям . Наконец, в 1618 году , Радзану выделили землю под дом в городе Эдо , резиденции сёгунов, куда он перебрался в 38-летнем возрасте.

Наставник и политик

Собор Юсима — бывшая правительственная академия Сёхэйдзака и конфуцианский храм, возникшие на базе частной школы Радзана.

В 1624 году Радзана назначили учителем 3-го сёгуна Токугавы Иэмицу . С этого времени учёный стал влиять на государственные дела и превратился в одну из ключевых фигур японского политикума. В 1630 году 48-летний Радзан получил буддийский ранг «Наставника Закона» ( яп. 法師 ), который был следующим в социальной иерархии сёгуната после статуса региональных правителей даймё . Сёгунат выделил для него большой земельный участок в местности Уэно Синобугаока площадью около 17 км² и 200 золотых для частной школы. Радзан построил эту школу в 1632 году при поддержке сёгунского брата Токугавы Ёсинао и назвал её Сэнсэйдэн ( яп. 先聖殿 ). Она была не только учебным заведением, но и единственным конфуцианским храмом в Восточной Японии. В 1797 году эта школа была преобразована в правительственную академию Сёхэйдзака , одну из составляющих будущего Токийского университета .

Колоннада собора Юсима.

Кроме частного преподавания конфуцианского канона Радзан активно занимался государственными делами, закладывая идеологические и институциональные основы сёгуната. В 1635 году он редактировал « Закон о военных домах » ( яп. 武家諸法度 ), в которых закрепил положения о поочерёдных командировках региональных правителей в Эдо , что усилило контроль центральной власти над регионами, а в 1636 году принимал участие в упорядочивании церемоний паломничества к святилищу Исэ . С 1641 года учёный выпустил ряд генеалогических трудов: «Генеалогические записи домов года Канъэй» ( яп. 寛永諸家系図伝 ), «Генеалогия японских богов и императоров» ( яп. 本朝神代帝王系図 ), «Генеалогия дома камакурских сёгунов» ( яп. 鎌倉将軍家譜 ), «Генеалогия дома киотских сёгунов» ( яп. 京都将軍家譜 ), «Генеалогия Оды Нобунаги» ( яп. 織田信長譜 ), «Генеалогия Тоётоми Хидэёси» ( яп. 豊臣秀吉譜 ). В 1644 году Радзану было поручено составление и корректирование трудов по истории Японии.

Несмотря на невысокую оплату, которая составляла 917 коку риса в год, Радзан пользовался большим авторитетом при Императорском и сёгунском дворах. Он имел монашеский титул «Глаз Закона» ( яп. 法眼 , хогэн ) и титул-должность «Глава Императорской академии» ( яп. 大学頭 , дайгаку но ками ). По совету Радзана определили название следующего девиза императорского правления и имя будущего сёгуна Токугавы Иэцуны . Последнему учёный служил с 1651 года до своей смерти.

2 4 марта 1657 года во время Большого пожара года Мэйрэки в городе Эдо сгорел дом Радзана и доверенная ему сёгунская библиотека. Учёный спасся в своей усадьбе в Уэно, но не перенёс потерю книг и заболел. Через три дня он умер в возрасте 74 лет. Его потомки укрепили ведущие позиции рода Хаяси в системе власти.

Взгляды

Ранний Радзан увлекался неоконфуцианством, но находился под сильным влиянием даосизма , в частности монистского учения о рациональности ( яп. , ри ) как основного принципа для объяснения бытия. На рубеже 1620-х годов учёный перешёл на позиции чжусианского дуализма, согласно которому все вещи состоят из «энергии» ( яп. , ки ) и «рациональности», причём последняя контролирует первую. Согласно представлениям Радзана, универсальная «рациональность» в мире людей выступает как мораль и порядок. В обществе проявлением порядка была общественная иерархия, разделение на сословия и классы, соблюдение которой обеспечивал сёгунат. Среди религий присутствие «рациональности» учёный признавал только в конфуцианстве и синтоизме. Он выступал за синкретизм этих учений и отрицал буддизм и христианство .

Радзан интересовался не только чжусианством. Он адаптировал на японский язык китайскую конфуцианскую классику «Пятикнижие», работы по военному искусству, работы « Лао-цзы », « Чжуан-цзы », комментировал произведения японской литературы, переводил китайские народные рассказы. Главными работами Радзана являются «Записи о сборнике комментариев к Четырёхкнижию» ( яп. 四書集註抄 ), «Просторечное объяснение значений знаков „натура“ и „рациональность“» ( яп. 性理字義諺解 ), «Записи конфуцианских идей» ( яп. 儒門思問録 ) и «Популярное объяснение эклектики таинств синто» ( яп. 神道秘伝折中俗解 ).

Примечания

  1. Монастырь Хокодзи был восстановлен на деньги Тоётоми Хидэёри, сына предыдущего правителя Японии Тоётоми Хидэёси. На колоколе монастыря была надпись «Это выдал я Минамото Асон» ( яп. 右僕射源朝臣 ). Радзан растолковал начало надписи «Это выдал я» ( яп. 右僕射 ) как «убить Правого министра» ( яп. 右僕討 ), то есть Токугаву Иэясу, чем дал последнему повод для объявления войны Тоётоми Хидэёри и уничтожения его рода.

Литература

  • Brownlee, John S. Japanese historians and the national myths, 1600-1945: The Age of the Gods and Emperor Jimmu. — Vancouver: University of British Columbia Press, 1997. — ISBN 0-7748-0644-3 .
  • Brownlee, John S. Political Thought in Japanese Historical Writing: From Kojiki (712) to Tokushi Yoron (1712). — Waterloo, Ontario: Wilfrid Laurier University Press, 1991. — ISBN 0-889-20997-9 .
  • Blomberg, Catherina. The Heart of the Warrior: Origins and Religious Background of the Samurai in Feudal Japan. — London: RoutledgeCurzon, 1994. — ISBN 1-873410-06-9 .
  • Cullen, L.M. . — Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — ISBN 0-521-529918 -2.
  • Keene, Donald. . — New York: Columbia University Press, 1999. — ISBN 0-231-11437-0 .
  • Ponsonby-Fane, Richard A. B. Kyoto: The Old Capital of Japan, 794-1869. — Kyoto: The Ponsonby Memorial Society, 1956.
  • Screech, Timon. Secret Memoirs of the Shoguns: Isaac Titsingh and Japan, 1779-1822. — London: RoutledgeCurzon, 2006. — ISBN 0-700-71720-X .

Ссылки

  • . Дата обращения: 10 декабря 2010.
  • А А Накорчевский Япония Синто
  • (яп.) . Дата обращения: 10 декабря 2010. Архивировано из 28 апреля 2010 года.
  • (англ.) . Дата обращения: 10 декабря 2010. 11 мая 2012 года.
Источник —

Same as Хаяси Радзан