Interested Article - Томиока, Таэко

Таэко Томиока ( яп. 富岡 多恵子 , 28 июля 1935 , Осака 6 апреля 2023 , Ито ) японская писательница - феминист , поэтесса , литературовед, сценарист. Представитель « поколения интровертов ». Считается одним из наиболее ярких явлений японской литературы конца ХХ — начала XXI века . Супруга известного художника, писателя и кинематографиста Масуо Икэды . Член Японской академии искусств (с 2008). Основные произведения (в хронологическом порядке): сборник стихов «Ответная любезность» (返礼, 1958, премия H), сценарий к фильму «Двойное самоубийство» (心中天網島, 1969, реж. Масахиро Синода ), повести «Праздник растений» (植物祭, 1973, премия Тосико Тамуры ), «Семья с того света» (冥土の家族, 1973, Литературная премия за лучшее женское произведение ), рассказ «Татигирэ» (立切れ, 1977, премия Кавабаты ), литературное исследование «Любовь » (中勘助の恋, 1993, премия Ёмиури ), роман «Путешествие на Альбион» (ひべるにあ島紀行, 1997, премия Номы ), литературоведческие работы «Поэзия » (釈迢空ノート, 2001, премия Майнити и ) и «Чувственный мир Сайкаку » (西鶴の感情, 2005, премия Осараги и премия Ито ). Как переводчица известна переложениями на современный японский «Пяти женщин, предавшихся любви» Сайкаку и драм Тикамацу Мондзаэмона , а также переводом «Трёх жизней» Гертруды Стайн .

Биография

Родилась в Осаке в семье скупщика металлолома . Высшее образование получила в Осакском женском университете (филологический факультет, отделение английского языка). Дебютировала в студенческие годы со сборником стихов «Ответная любезность» (返礼, 1957, премия H), изданию которых способствовал видный поэт . После непродолжительной работы преподавателем средней школы в 1960 году переехала в Токио . В 1964—1966 годах жила в США , в том числе около десяти месяцев — в центре Манхэттэна . После возвращения в Японию перешла от поэзии к прозе (полное собрание её стихотворений было опубликовано в 1967 году). Как прозаик дебютировала с повестью «И люди стоят напротив холмов» (丘に向ってひとは並ぶ, 1971), зарекомендовав себя как одарённый рассказчик и стилист. Произведение, история двух поколений осакской семьи, охарактеризовалось меткостью образов и нетривиальным использованием диалогов. Повесть отличалась не только мастерским владением слова, но и обращённостью автора к коренным вопросам человеческого существования: её герои, столкнувшись, с неоднозначностью и сложностью жизненных ситуаций, понимают, что не сомневаются лишь в существовании трёх «китов», на которых строится их «я»: рождение, еда и смерть.

Умерла 6 апреля 2023 года в возрасте 87 лет .

Творчество

Леймотив многих произведений писательницы — поиск смысла жизни рядовыми людьми-анонимами современного общества, которые в силу своего социального положения не могут в качестве выхода при решении этого вопроса воспользоваться какими бы то ни было интеллектуальными построениями-игрушками, а вынуждены сталкиваться с жизнью напрямую, через её повседневный опыт. Будучи интеллектуалом, Томиока тем не менее занимает здесь подчёркнуто анти-интеллектуальную позицию, подрывая традицию интерпретации культуры, ставшую расхожей, начиная с эры Мэйдзи , согласно которой общественное устройство предстаёт иерархией с творческой интеллигенцией во главе. Вразрез с этим каноном Томиока пытается дать голос тем самым анонимам, представлениями которых и определяется жизненный уклад современности. В качестве адекватного такому замыслу технического приёма Томиока обращается к манере повествования близкой к драматургии бунраку , в отличие от последней, однако, акцентируя абсурдность человеческого существования: жизнь дана и только поэтому должна быть как-то прожита, других смыслов у неё быть не может.

В серии работ крупной формы, написанных Томиокой в 1980-е годы, на первый план вышли героини-женщины в поисках нового типа семьи и человеческих отношений: некоторые из них экспериментируют с созданием женских общин, другие пытаются создавать семьи, основанные на принципах альтернативных половым отношениям и кровным узам. Все они так или иначе несут на себе шрамы психологической травмы, вызванной кризисом традиционной и современной нуклеарной семьи . Поиск новых отношений у Томиоки зачастую рисуется комично и гротескно , символизируя тупик, в который зашли женщины в эпоху пост-феминизма, когда преодоление нуклеарной семьи в надежде на обретение собственной идентичности в качестве свободных женщин привело к псевдо-свободе, на деле обернувшейся экзистенциальной тревогой, страхом одиночества и смерти.

Издания на русском языке

  • Томиока Таэко. «Дом с видом на Фудзи», «Дочь» // Начало пути. — М. : Художественная литература, 1981. — (Восточный альманах, вып. 9).

Библиография

  • Noriko Mizuta Lippit. "I" in the novel: self-revelation and self-concealment in the novels of Tomioka Taeko // . — New York: M.E. Sharpe, 1980. — P. —200. — ISBN 0-87332-137-5 .

Примечания

  1. Taeko Tomioka // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Masao Miyoshi ( Масао Миёси ). Epilogue // Off center: power and culture relations between Japan and the United States. — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1994. — ISBN 0674631765 .
  3. Здесь и далее в качестве основного источника информации о ранних годах жизни и обобщённой характеристики её творчества использована книга: Noriko Mizuta Lippit, Kyoko Iriye Selden. Japanese Women Writers: Twentieth Century Short Fiction. — Armonk, New York: M.E. Sharpe, 1991. — P. xxi-xxii, 281—282. — ISBN 0873328604 .
  4. (яп.) . nikkansports.com . Дата обращения: 11 апреля 2023. 10 апреля 2023 года.
  5. SANKEI DIGITAL INC. (яп.) . 産経ニュース (10 апреля 2023). Дата обращения: 11 апреля 2023. 10 апреля 2023 года.

Ссылки

Источник —

Same as Томиока, Таэко