Interested Article - Мадонна Литта

«Мадо́нна Ли́тта» — картина из Эрмитажа в Санкт-Петербурге ( инв. ГЭ-249), традиционно атрибутируемая как произведение итальянского художника и учёного Высокого Возрождения Леонардо да Винчи , приблизительно датируемая периодом 1481—1495 годов. Название картины происходит от имени её последних владельцев — представителей миланского семейства графов Литта , у которых она была приобретена в российскую императорскую коллекцию в 1865 году. Техника выполнения произведения — живопись темперой на деревянной доске, в XIX веке переведённая на холст , размер полотна — 42 × 33 см .

Леонардо да Винчи. Голова женщины, повёрнутая в профиль (предположительно этюд к «Мадонне Литта»). Лист из «Кодекса Валларди». 1481—1484. Бумага, серебряный штифт, свинцовые белила. Лувр, Париж

Иконография картины

Композиционный тип Мадонны, кормящей грудью Младенца Христа, восходит к византийскому иконографическому типу Богоматери Галактотрофусы, или Млекопитательницы ( греч. Γαλακτοτροφούσα ), и относится к его итальянскому варианту — Мадонне Умиления ( итал. Madonna dell’Umiltà ). Близкий вариант: Мадонна дель Латте ( итал. Madonna dell’Latte — «Мадонна молочная, кормящая молоком»). Подобная монография получила распространение в искусстве итальянского проторенессанса под византийским влиянием, в частности в алтарных картинах итало-критской школы и венецианской террафермы (области Венето) в XIII—XVI веках. Полуфигура Мадонны в синем мафории (в католическом искусстве плащ Девы Марии изображается синим) вписывается в характерный «леонардовский треугольник», а на тёмном фоне выделяются два симметрично расположенных арочных окна, в которых виден «лунный пейзаж» — эти детали также часто повторяются в произведениях Леонардо да Винчи. Младенец пристально смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь Матери. В левой руке ребёнок держит щеглёнка , что соотносит картину с иной иконографией: Мадонны со щеглом .

История приобретения и атрибуции картины

Достоверно история картины прослеживается с 1784 года, когда она была приобретена у некоего Джузеппе Ро князем . После смерти князя Бельджойозо картина перешла в коллекцию его зятя Антонио Литта-Висконти-Арезе, 1-го герцога Литта — представителя знатного миланского рода Литта ; от имени последнего она получила своё современное наименование (прежде она была известна как «Мадонна с Младенцем» ).

В 1864 году советник императорского Эрмитажа в Петербурге барон Борис Кёне получил письмо из Милана от внучатого племянника 1-го герцога Литта — Антонио Литта-Висконти-Арезе, 3-го герцога Литта (1819—1866), владевшего в Милане фамильной картинной галереей, с предложением приобрести «Мадонну с Младенцем» вместе с несколькими другими картинами. Предложение объясняется тем, что члены семьи были тесно связаны с Россией. В частности, граф Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе (в русской традиции Юлий Помпеевич Литта; 1763—1839), младший брат 1-го герцога Литта, служил командором Мальтийского ордена и советником императора Павла I ; он был женат на графине Екатерине Скавронской , племяннице светлейшего князя Г. А. Потёмкина .

В следующем году выехавший в Милан директор Эрмитажа С. А. Гедеонов отобрал из состава галереи четыре картины и приобрёл их за сто тысяч франков: «Мадонна, кормящая Иисуса», « Состязание Аполлона и Марсия » (считавшуюся в то время работой Корреджо), «Венера, кормящая Амура» (считавшуюся картиной Пармиджанино, позднее Лавинии Фонтана ) и «Мадонну» работы Сассоферрато .

Мадонна, написанная темперой на деревянной доске, из-за плохого состояния была переведена реставратором А. С. Сидоровым с дерева на холст — обычная практика во многих музеях XIX века — и в том же 1865 году заняла почётное место в экспозиции только что выстроенного здания Нового Эрмитажа , где и находится по настоящее время. На новое приобретение откликнулись писатель Д. В. Григорович и критик В. В. Стасов . Однако сразу же появились сомнения в принадлежности картины кисти Леонардо да Винчи. Коллекционер и знаток А. И. Сомов предложил считать картину начатой самим Леонардо, а законченной кем-то из его учеников, например Амброджо де Предисом .

А. Н. Бенуа , как и Джованни Морелли , категорически отрицал авторство Леонардо да Винчи. Действительно, превосходная композиция и мастерский рисунок картины, в особенности типично леонардовская голова Мадонны (что подтверждает близкий рисунок, хранящийся в парижском Лувре), плохо сочетаются с «нелеонардовским» Младенцем и грубой, посредственной живописью, с чёрной растушевкой контуров. «Резкий свет, — писал Бенуа, — доходящий местами до грубости, подбор красок (лишь частью пострадавших от времени и реставрации); промахи и недовершения в лепке (например, руки Мадонны или складки её тюника у разреза на груди) — всё это говорит за то, что перед нами работа ученика — превосходного, впрочем, художника и человека, вполне усвоившего задачи учителя… Вопрос остаётся открытым, и потому благоразумнее называть Мадонну Литту просто „работой ученика Леонардо“» .

Исследование картины в рентгеновских лучах показали, что грубые прописи добавлены позднее неумелой рукой «реставратора». Обилие чёрной растушёвки — результат позднейших «поновлений». В некоторых местах, например, на синем плаще Мадонны, краска просто стёрта. Возможно, что «Мадонна Литта» создавалась по рисунку Леонардо да Винчи либо начата им самим в конце первого, флорентийского, периода творчества, до отъезда в Милан в 1482 году, но оставалась незаконченной, как и многие другие картины этого художника. Возможно также, что Леонардо взял незаконченную картину с собой в Милан и позднее она была дописана одним из его учеников, вероятнее всего Больтраффио .

Документальный фильм

и Сергей Соловьёв в 1966 году сняли скрытой камерой документальный фильм « » — о посетителях Эрмитажа, рассматривающих «Мадонну Литта».

Примечания

  1. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись : каталог : в 2 т. / общая редакция В. Ф. Левинсона–Лессинга; редакторы Е. Ф. Кожина, Л. Л. Каганэ. — Издание второе, дополненное и переработанное. — Л. : Аврора, 1976. — Т. 1 : Италия, Испания, Франция, Швейцария. — С. 105. — 343 с. : ил. — OCLC .
  2. . Дата обращения: 30 мая 2014. 10 ноября 2014 года.
  3. Власов В. Г. Литта Помпео, граф // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 518. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X . — OCLC .
  4. , с. 202.
  5. Григорович Д. В. Новые приобретения Императорского Эрмитажа. СПб., 1865
  6. Стасов В. В. Новая картина Рафаэля в Петербурге // Собр. соч. в 4-х т. —СПб., 1894. — Т. 1. — С. 173—176
  7. Власов В. Г. «Мадонна Литта» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 236—237
  8. , с. 20.
  9. Гуковский М. А. Мадонна Литта. — Л.-М.: Искусство, 1959

Литература

  • Бенуа А. Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа / А. Н. Бенуа; Послесл. Ю. К. Золотов . — 2-е изд., доп. — М. : Изобразительное искусство, 1997. — 304 с. — ISBN 5-85200-213-5 .
  • Кустодиева Т. К. Произведения Леонардо да Винчи и его школы в собрании Эрмитажа = Works by Leonardo da Vinci and His School in the collection of the Hermitage / Т. К. Кустодиева; Государственный Эрмитаж. — СПб : Чистый лист, 2016. — 248 с. : ил. — ISBN 978-5-90152-850-1 .
  • Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764–1917) / Предисл. Б. Б. Пиотровского ; Вступ. ст. Н. Н. Никулина. — 2-е изд., испр. и доп. — Л. : Искусство, 1986. — 423, [3] с. : ил. — OCLC .
  • Ульянов О. Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) : (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира : альманах. — М. : Изд-во ПСТБИ, 2003. — Вып. 7. — С. 336—348. — 464 с., 8 л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. ISBN 5-7429-0191-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Мадонна Литта