Остров тринадцати гробов
- 1 year ago
- 0
- 0
Ранняя норвежская блэк-метал-сцена — музыкальная сцена и субкультура , сформировавшаяся в Норвегии в конце 80-х — начале 90-х годов на основе жанра блэк-метал . Сообщество, иногда называемое «Чёрным кругом», состояло из молодых людей, многие из которых собирались в музыкальном магазине Helvete (с норв. — «Ад») в Осло .
Сцена была предметом разногласий в силу антихристианских убеждений её членов и совершённых ими преступлений. Среди них два убийства , свыше двух десятков поджогов , и другие, как утверждалось, « сатанински -мотивированные» преступления. Сцена привлекла внимание норвежских и международных СМИ, которые зачастую преувеличивали предъявляемые к её членам претензии. Например, один из норвежских телевизионных каналов показал интервью с женщиной, которая утверждала, что «сатанисты» принесли в жертву её ребёнка и убили её собаку .
В те времена не было стандарта звучания. Нам самим предстояло решить, что достойно называться блэк-металом. Гюльве «Фенриз» Нагелль , ударник группы Darkthrone
В течение 80-х годов термин «блэк-метал» не имел чёткого определения и применялся к творчеству игравшей экстремальный метал горстки коллективов, которых объединяли такие черты как «кричащий» вокал ( скриминг ), высокие гитарные тона, грубая звукозапись и «сатанинская» лирика, хотя большинство групп так называемой «первой волны» обращались к сатанизму исключительно с целью эпатажа . В течение 1990—1992 годов ряд норвежских музыкантов, находившихся под сильным впечатлением от этих групп, начали исполнять и выпускать новый тип блэк-метал-музыки. Последовавший за этим всплеск интереса и популярности часто упоминается как «вторая волна блэк-метала». Норвежские группы превратили стиль своих предшественников из 80-х в отдельный жанр хеви-метал -музыки.
Отличительной чертой норвежского блэк-метала стал новый стиль игры на гитаре, в котором гитарист играл полные аккорды с терциями, вместо « пауэр-аккордов » с использованием только кварт и квинт . Согласно Фенризу, авторами этого нововведения являются Эйстейн «Евронимус» Ошет ( Mayhem ) и ( Thorns ). Он также отмечал, что данный стиль был унаследован от Bathory и стал новым стандартом для многих групп в 90-е годы .
Родоначальником норвежской блэк-метал-сцены стала группа Mayhem , созданная в 1984 году. В 1987 году они выпускают первый в истории сцены студийный альбом Deathcrush . В 1988 году место вокалиста в группе занимает Пер Ингве «Дэд» Олин , с приходом которого концерты группы приобрели известность. Дэд был увлечён идеями смерти и на сцене создавал образ мертвеца:
Это не имело ничего общего с макияжем Kiss или Элиса Купера . Дэд действительно хотел выглядеть как труп. Он так делал не затем, чтобы выглядеть круто. Йорн «Некробутчер» Стубберуд , басист Mayhem
По словам Яна Акселя «Хеллхаммера» Бломберга , ударника Mayhem, именно Дэд первым среди блэк-метал-музыкантов начал использовать чёрно-белый грим — « корпспэйнт » . Во время концертов Дэд облачался в предварительно зарытую в землю одежду, наносил порезы на руках. В дополнение к этому музыканты Mayhem часто устанавливали на сцене насаженные на колья свиные или овечьи головы .
8 апреля 1991 Дэд покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову из дробовика. Обнаруживший тело Евронимус перед тем как звонить в полицию сделал несколько фотографий, одна из которых позднее была использована в качестве обложки бутлега Dawn of the Black Hearts . Со временем распространились слухи, что Евронимус (и/или другие члены группы) употребил в пищу несколько кусочков мозга Дэда, а осколки черепа использовал для ожерелий. Последний факт позднее был подтверждён участниками группы . Кроме этого утверждалось, что Евронимус раздавал эти ожерелья тем музыкантам, кого он считал достойными.
Некробутчер отмечал: «Некоторые люди стали более осведомлены о сцене [блэк-метала] после того, как Дэд застрелился. <…> Я думаю, что именно самоубийство Дэда действительно изменило сцену» . Ударник Emperor Борд «Фауст» Эйтун считает, что суицид Дэда «обозначил веху, с которой под руководством Евронимуса блэк-метал-сцена начала свою одержимость всем сатанинским и злым» . Позднее два других члена сцены покончили с собой: Эрик «Грим» Брёдрешифт ( Immortal , Borknagar и Gorgoroth ) в 1999 году и Эспен «Storm» Андерсен (Strid) в 2001 году.
В мае-июне 1991 года Евронимус открывает музыкальный магазин под названием Helvete . Термин Helvete (в переводе с норвежского — «Ад») происходит от древнескандинавского hels viti , то есть «наказание Хель ». Магазин располагался по адресу Schweigaards gate 56 в Осло. Норвежские блэк-метал-музыканты часто собирались в подвале магазина, включая участников Mayhem, Emperor, Варга Викернеса из Burzum и Снорре Руха из Thorns. Евронимус также основал независимый лейбл звукозаписи Deathlike Silence Productions , который базировался в Helvete. На нём были выпущены альбомы Mayhem и Burzum, а также шведских групп Merciless и Abruptum . Евронимус, Викернес и гитарист Emperor Томас «Самот» Хауген одно время жили в магазине, равно как и Фауст, который работал в магазине . Стены магазина были окрашены в чёрный и декорированы средневековым оружием, постерами групп и пластинками, а витрину украшало надгробие из полистирола . Магазин был закрыт в январе 1993 года.
Собиравшихся в Helvete называли «Чёрным кругом» или «Внутренним кругом блэк-метала» ( англ. «The Black Circle», «Black Metal Inner Circle» ), иногда распространяя это название на всю норвежскую блэк-метал-сцену. Согласно Фаусту оно было придумано Евронимусом , однако сам факт существования «Чёрного круга» как некоторой организации является крайне спорным. Помимо того, что название подразумевает, что сообщество являлось своего рода культом, упоминания о нём сильно различаются. Так книги Lucifer Rising: Sin, Devil Worship and Rock and Roll и Lords of Chaos: The Bloody Rise of the Satanic Metal Underground обе говорят о существовании «Чёрного круга». Например, анонс основанного на Lords of Chaos фильма гласит:
В расширяющейся нечестивой войне блэк-метал-группы и их одержимые поклонники оставили мрачное наследие самоубийства, убийства и терроризма, распространяющегося из Норвегии в Германию, Россию, Америку и далее. Фильм будет сосредоточен на отношениях между легендарными личностями, Варгом Викернесом и Евронимусом, и остальными из "Чёрного круга", и тем, как они вели войну против властей в своей родной стране .
В то время как Варг Викернес в своей рецензии на Lucifer Rising отрицает его существование, заявляя:
Во-первых, так называемый „Чёрный круг“ был придуман Евронимусом, поскольку он хотел, чтобы люди поверили в существование такой вещи, но это ерунда, и его никогда не существовало. С другой стороны, СМИ одно время верили в его существование, однако быстро перестали о нём говорить, когда поняли, что это был специально пущенный слух.
Аналогично, отвечая в Lords of Chaos на вопрос «Чем был Чёрный круг?», Фауст говорит:
Это было всего лишь название людей, болтавшихся вокруг магазина <…> там не было членства, членских карточек и официальных встреч .
Открытие Helvete привело к распространению стиля блэк-метал среди норвежских групп. Как написал Дениэл Экерот в 2008 году:
В течение всего нескольких месяцев [после открытия Helvete], Евронимус и его идеи завладели умами многих молодых музыкантов, и вскоре норвежские дет-метал-группы стали превращаться в блэк-метал-группы. Amputation стали Immortal, Thou Shalt Suffer превратились в Emperor, а Darkthrone поменяли свой вдохновлённый шведами дет-метал на примитивный блэк-метал. Наиболее печально известный гитарист Old Funeral Кристиан Викернес уже покинул группу, чтобы сформировать своё собственное творение Burzum .
Музыканты и поклонники норвежской блэк-метал-сцены приняли участие более чем в 50 поджогах христианских церквей в период с 1992 по 1996 годы. Возраст некоторых из них насчитывал несколько сотен лет, и они по праву считались важными объектами исторического наследия. Одной из первых и наиболее известной стала церковь в Фантофте , которая, как полагала полиция, была сожжена Варгом Викернесом . Доказать его причастность к этому эпизоду не удалось, однако в мае 1994 года он был признан виновным в сожжении часовни в Хольменколлене , церквей в Шолле и Осане . Викернес и Евронимус также планировали одновременно с выходом альбома De Mysteriis Dom Sathanas Mayhem взорвать Нидаросский собор , который изображён на обложке альбома . Однако убийство Евронимуса в августе 1993 года положило конец этому плану и задержало выход альбома. Музыканты Самот , Фауст и Йорн Инге Тунсберг также были осуждены за поджоги церквей.
Мнения по поводу поджогов церквей различаются внутри блэк-метал-сообщества. Например, гитарист Инфернус и бывший вокалист Гаал из Gorgoroth хвалили поджоги церквей в интервью, последний сказал, что «их должно было быть больше, и их будет больше» . С другой стороны, Некробутчер и Кьетил Манхейм из Mayhem отзывались о них негативно, последний заявил, что «Это были люди, пытавшиеся получить признание внутри сообщества [блэк-метал-сцены] … они хотели добиться своего рода одобрения и статуса» .
Ниже приведён неполный список совершённых поджогов:
1992:
1993:
1994:
1995:
21 августа 1992 года Фауст убил гея Магне Анрэассена в лесу возле Лиллехаммера . У полиции не было подозреваемых, и Фауст оставался на свободе около года. Однако внутри блэк-метал-сцены это убийство было « секретом Полишинеля » .
В конце января 1993 года Варг Викернес из Burzum дал интервью журналисту из газеты . Однако интервью привело к расследованию полицией серии поджогов церквей и убийства Андрэассена, и Викернес был арестован на неделю. Евронимус решил закрыть Helvete в силу негативного внимания к магазину.
10 августа 1993 года Викернес и Снорре Рух приехали из Бергена к Евронимусу в квартиру на улицу Тёйен ( норв. Tøyengata ) в Осло . После их прибытия началась ссора, закончившаяся смертью Евронимуса от рук Викернеса. Его тело было найдено с 23 резаными ранениями .
Были предположения, что убийство связано с борьбой за власть, финансовым спором по поводу записей Burzum или попыткой «превзойти» Фауста и убийство в Лиллехаммере . Викернес утверждает, что Евронимус сам планировал его убить. По его словам в ночь убийства он собирался передать ему подписанный контракт и «сказать ему, чтобы он отвалил», однако Евронимус первый напал на него. Более того, Викернес оправдывается, что большая часть порезов была получена Евронимусом в результате падения на разбитое стекло во время борьбы , хотя Фауст и другие члены сцены ставят эту версию под сомнение .
Как бы то ни было, Викернес был арестован спустя несколько дней. Фауст также был арестован, и позже ему было предъявлено обвинение в убийстве Андрэассена . В мае 1994 года Викернес за убийство и 4 поджога церквей был приговорён к высшей в Норвегии мере наказания — 21 году тюремного заключения. Викернес улыбался во время оглашения приговора, и фотография его улыбки была широко растиражирована новостными СМИ . В том же месяце был выпущен альбом Mayhem De Mysteriis Dom Sathanas , гитарную партию на котором исполнял Евронимус, а на басу играл Викернес. Перед выпуском семья Евронимуса попросила ударника Mayhem Хеллхаммера перезаписать партии для бас-гитары. Хеллхаммер сказал: «Я посчитал уместным, что убийца и жертва находятся на одной записи. Я пустил слух, что перезаписываю басовые партии, однако я этого не сделал» .
Ниже приведён список норвежских исполнителей, выпускавших музыку в жанре блэк-метал в период с 1987 по 1993 года:
Группа | Год основания | Место основания |
---|---|---|
Ancient | 1992 | , Нессет |
Arcturus (Mortem) | 1987 | Осло |
Burzum | 1991 | Берген , Хордаланн |
Carpathian Forest (Enthrone) | 1990 | Саннес , Ругаланн |
Darkthrone (Black Death) | 1986 | , Оппегор |
Emperor | 1991 | Нутодден , Телемарк |
Enslaved | 1991 | Хёугесунн , Ругаланн |
Fimbulwinter | 1992 | Осло |
Gorgoroth | 1992 | Берген , Хордаланн |
Hades/Hades Almighty | 1992 | Берген , Хордаланн |
Ildjarn | 1992 | Бё , Телемарк |
Immortal | 1990 | Берген , Хордаланн |
Mayhem | 1984 | Осло |
Satyricon | 1991 | Осло |
Taake | 1993 | Берген |
Thorns (Stigma Diabolicum) | 1989 | Тронхейм , Сёр-Трёнделаг |
(Emperor) | 1991 | Нутодден , Телемарк |
Ulver | 1993 | Осло |
Ниже представлен список альбомов и записей в жанре блэк-метал вышеперечисленных групп за 1987—1993 годы. Жирным выделены студийные альбомы , остальные — демозаписи и мини-альбомы .
Год/Месяц | Группа | Название | Примечания |
---|---|---|---|
1987-08 | Mayhem | Deathcrush | |
1989-12 | Stigma Diabolicum | Luna de nocturnus | |
1990-03 | Stigma Diabolicum | Lacus de luna | |
1990-11 | Mayhem | Live in Leipzig | записан на концерте 26/11/1990, однако официально выпущен только в июле 1993 года |
|
|||
1991-01 | Darkthrone | Soulside Journey | первый и единственный дет-метал-альбом Darkthrone |
1991-?? | Mayhem | ||
1991-05 | Burzum | Burzum Demo I | |
1991-06 | Thorns | ||
1991-07 | Thou Shalt Suffer | Open the Mysteries of Your Creation | |
1991-07 | Enthrone | Black Wings | |
1991-07 | Arcturus | ||
1991-08 | Darkthrone | A Blaze in the Northern Sky | |
1991-09 | Burzum | Burzum Demo II | |
1991-10 | Immortal | Immortal | |
1991-10 | Thou Shalt Suffer | Into the Woods of Belial | |
1991-12 | Enslaved | Nema | |
|
|||
1992-02 | Ildjarn | Unknown Truths | |
1992-03 | Burzum | Burzum | |
1992-04 | Burzum | Det som engang var | записан в апреле 1992 года, выпущен в августе 1993 года |
1992-06 | Satyricon | All Evil | |
1992-06 | Enslaved | ||
1992-06 | Darkthrone | Under a Funeral Moon | записан в июне 1992 года, выпущен в июне 1993 года |
1992-07 | Immortal | Diabolical Fullmoon Mysticism | |
1992-07 | Emperor | ||
1992-08 | Burzum | Aske | записан в августе 1992 года, выпущен в марте 1993 года |
1992-09 | Carpathian Forest | ||
1992-09 | Burzum | Hvis lyset tar oss | записан в сентябре 1992, однако выпущен только в апреле 1994 года |
1992-12 | Fimbulwinter | Fimbulwinter Demo | перевыпущен как полноценный альбом под названием в 1994 году |
1992-?? | Thorns | ||
|
|||
1993-01 | Ildjarn | Ildjarn Demo | |
1993-03 | Burzum | Filosofem | записан в марте 1993 года, выпущен в январе 1996 года |
1993-03 | Satyricon | ||
1993-04 | Gorgoroth | ||
1993-05 | Ildjarn | Norse | |
1993-06 | Hades Almighty | Alone Walkyng | |
1993-08 | Ancient | Eerily Howling Winds | |
1993-09 | Satyricon | Dark Medieval Times | записан в августе-сентябре 1993 года и выпущен в начале 1994 года |
1993-10 | Emperor | ||
1993-10 | Enslaved | Hordanes Land | |
1993-11 | Immortal | Pure Holocaust | |
1993-11 | Ulver | Vargnatt | |
1993-12 | Darkthrone | Transilvanian Hunger | записан в ноябре-декабре 1993 года и выпущен в феврале 1994 года |
1993-?? | Carpathian Forest | ||
1992-??-1993-?? | Mayhem | De Mysteriis Dom Sathanas | записан в 1992—1993 , выпущен в 1994 году |