American Roots Music
- 1 year ago
- 0
- 0
American Roots Music или при сохранении контекста просто roots music ( дословно c англ. — «музыка корней») — музыкальная концепция, категория и ривайвалистская культура, развившаяся в конце 1990-х годов. Охватывает исполнителей и коммерческие записи первой половины XX века в таких жанрах как блюз , кантри , фолк , госпел , блюграсс и ряде других, а также более современных артистов и их работы, сохраняющие верность ранним музыкальным традициям. Категория является метафорой аутентичности , попыткой объяснить эту музыку широкой молодёжной аудитории и одновременно противопоставляет её коммерческим мейнстримовым формам соответствующих жанров. Стала популярной на волне успеха художественного фильма « О, где же ты, Брат? » (2000) Братьев Коэнов и документального сериала American Roots Music (2001). С 2010 года в рамках премии « Грэмми » создана одноимённая область из нескольких номинаций, а в Музыкальном колледже Беркли — отдельный учебный курс.
В основе концепта American roots music лежит идея о том, что несколько ранних, прежде разрозненных и локальных американских музыкальных традиций можно объединить в единое наследие и национальный канон. Концепция является попыткой переосмыслить восприятие, маркетинг и потребление такой музыки. Упрощая историю, опуская контексты возникновения жанров и прочие нюансы, сделать музыку понятной неискушенной, но любопытствующей массовой аудитории — прежде всего молодёжной. Вместо деления на многочисленные и понятные лишь знатокам жанры, напротив, объединить эту музыку в единую внежанровую категорию (например, в одной секции магазина или домашней рекорд-коллекции). Как отмечает музыковед Фабиан Холт, сама по себе эта категория по сути является метафорой неизменной со временем аутентичности и перекликается с такими понятиями как «истоки», «наследие» «преемственность» и «общность» .
Центром концепта, как правило, считаются кантри , блюз и фолк ; жанры, возникшие после 1960 года, а также Tin Pan Alley и джаз обычно в качестве таковых не рассматриваются . В то же время критики Роберт Сантелли и Холли Джордж-Уоррен, наряду с этим относят их к числу зайдеко , техано , , рокабилли и музыку коренных американцев . Музыкальный колледж Беркли в своём учебном курсе также рассматривает образцы первой половины XX века такой музыки как ранний джаз , ранний госпел , , полька , спиричуэлс и вестерн-свинг . Концепт строится вокруг легендарных артистов и записей сделанных ими в этих жанрах многие десятилетия назад, а также их отголосков в более современной музыке . В этом свете категория охватывает две группы исполнителей и музыкальных работ :
Согласно музыковеду , концепция roots music — это попытка альтернативной категоризации музыки и преодоления жанровых ярлыков, унаследованных индустрией ещё с 1920-х годов. При этом сам эпитет roots несёт выраженное противопоставление этой музыки коммерческим мейнстримовым разновидностям, для чего в английском языке могут использоваться конструкции вроде roots country , roots blues , roots rock , roots reggae , roots gospel и тому подобные. В то же время они подчеркивают, что артисты неравнодушны к истории этой музыки и стремятся поддерживать с ней связь . Термин roots music часто употребляется и в контексте таких жанров как альт-кантри и американа , чтобы выделить их приверженность аутентичному звучанию . Вторая, согласно Малоуну, в своём отсутствии чётких жанровых границ берёт историческое начало как раз в идее roots music , что и обеспечивает ей концептуальную силу . Музыковед Бенджамин Файлин в свою очередь заключает, что сам концепт roots music является ретроспективным и характеризует не объективную сущность музыки с точки зрения отражения ей конкретных музыкальных традиций, а лишь феномен её субъективного восприятия слушателем как олицетворяющей те или иные традиции .
Сам термин roots music пришёл из рок-критики . С 1980-х годов он употреблялся как маркетинговый в сфере этнической музыки , в частности, в музыкальных и туристических путеводителях для описания всё той же аутентичности или противопоставления модернизму и глобализации . Активная дискуссия в контексте американской музыки развернулась в конце 1990-х годов, а в начале 2000-х её катализатором стали два фильма . Первый — художественный « О, где же ты, Брат? » (2000) Братьев Коэнов , саундтрек для которого был записали артистами вроде Гиллиан Уэлч , Эммилу Харрис , Элисон Краусс , Ральфа Стэнли и разошёлся тиражом более 7 млн копий, породив массовый интерес к такой музыке . Вторым стал снятый при поддержке Смитсоновского института , Зала славы и музея кантри и документальный сериал American Roots Music (2001) . Обе работы объясняли музыкальные традиции США мейнстримовой аудитории — прежде всего рок - и поп -слушателю . С этой же целью термин roots music взяли на вооружение профессионалы масс-медиа . В 2009 году в рамках премии « Грэмми » появилась новая область — American Roots Music , а Музыкальный колледж Беркли запустил отдельный учебный курс с тем же названием .
Музыковед отдельно подчеркивает, что категорию roots music следует отделять от народной музыки . Последняя ассоциировалась в сельскими регионами, отражала повседневный быт, проблемы и культуру конкретных общин, представители которых не делили её на жанры, называя обычно просто «наша музыка» и оттачивали свои исполнительские навыки в кругу семьи и соседей. Музыка, лежащая в основе roots -концепта, оформилась в городах, её исполнители являлись частью коммерческой индустрии звукозаписи, с 1920-х годов разносившей локальную музыку по стране, и зачастую уже имели хорошее представление о жанрах и стилях, зарабатывали музыкой на жизнь, осознавая себя частью не конкретной общины, но общих музыкальных традиций США, и были неплохо образованы, особенно к концу XX века. Осознание себя как носителя и распространителя традиций, согласно Титону, — важный элемент идентичности roots-музыкантов .
В этой же связи Файлин поясняет, что топ-менеджеры рекорд-индустрии, продюсеры, фолклористы , радиоведущие и публицисты в первой половине XX века играли роль посредников между народной и популярной культурой. Они не просто находили и продвигали народных музыкантов, но попутно просеивали, трактовали и видоизменяли их музыку . Например, продюсер старался придать хиллбилли -исполнителю Джимми Роджерсу поп-звучание, а также мотивировал его и других своих подопечных писать собственные песни . Так индустрия и медиа формировали представления слушателя о том, какая музыка является подлинной и составляет настоящие музыкальные традиции США . На самом же деле, считает Файлин, массовая аудитория так никогда и не услышала подлинную народную музыку . Тем не менее, эти ранние артисты и жанры стали для широкой публики символом аутентичности и образовали канон — roots music .