Interested Article - Сёмё

Японский монах-буддист.

Пение сёмё (яп. 声明, англ. Shōmyō ) — жанр японской буддистской песни, характеризующийся речемузыкальным исполнением священных текстов. Является одной из старейших ныне существующих форм вокала . Наиболее популярен в буддистских школах Тэндай и Сингон .

Этимология

Иероглиф 声 (яп. « сё, сэй », « коэ », кит. « шэн ») означает « звук, речь, голос, пение ». Иероглиф 明 (яп. « мё, мэй », « акари, акаруй », кит. « мин ») – « пустой, лучезарный, просветленный ». Такое обозначение встречалось в музыкальных трактатах, посвященных этому искусству, начиная с XIII века. В них термин сёмё ( пустой, лучезарный, просветленный голос ) обозначал науку о звуке и слове. При этом, в буддийской литературе употреблялись другие иероглифы (яп. « сё, тонаэру »,  кит. « чан » — провозглашать; яп. « мэй, мё », кит. « мин » — имя, слава ), имеющие то же звучание и означающие « возглашение имени Будды ». Это подчёркивает принадлежность термина и к миру японской музыкальной культуры, и к миру буддийской культуры одновременно.

История появления

Буддийская литургическая музыка начала развиваться в Китае во втором веке нашей эры. Китайский буддизм достиг максимального расцвета в эпоху Тан , прежде чем был подавлен в 845 году императором У-цзуном , последователем даосизма .

Буддизм пришёл в Японию из Китая и Кореи в VI веке нашей эры. В течение следующих нескольких сотен лет японские буддисты были в постоянном контакте с китайскими учёными. Кроме того, расположение Японии способствовало вхождению культуры страны во взаимодействие с буддизмом Тхеравады .

Пагода Якуси-дзи в городе Нара .

В периоды Нара (553-794) и Хэйан (794-1185), когда столицы Японии были соответственно в Наре и Киото , великие аристократические кланы приняли буддизм Махаяны .

Первоначальная форма японского буддизма, как поставщика китайской культуры и идей, включала в себя теорию и практику пения, известную как сёмё .

Считается, что сёмё появился из ведического пения в Индии, но актуальная теория нот, гамм, мелодий и ритмов считается, скорее, китайской, а не индийской. Сёмё исполняется на нескольких языках, отражая своё происхождение в Индии ( бонсан – песни сёмё на санскрите ) и свой путь через Корею и Китай ( кансан – китайский литературный) в Японию ( васан ), где впоследствии он быстро получил распространение и адаптировался под местные музыкальные стили.

Появившийся в Японии сёмё развивался благодаря миссиям в Китай, которые завершились в 894 году (Японские миссии в Тан Китай): японский сёмё затем оторвался от китайской модели и пережил собственную эволюцию.

В 752 году была проведена инаугурация Большого Будды Нары , которая состояла в частности из буддийских песен гагаку и бугаку . Порядок буддийского поклонения в нынешнем виде, скорее всего, был зафиксирован именно в восьмом веке.

Культ буддийской династии Тан был введён двумя новыми школами: Тэндай и Сингон . Отцом литургического пения Тэндай считается Эннин , прошедший обучение в нескольких китайских буддийских центрах в IX веке.

Начиная с десятого века, сёмё развивалось по-разному, в зависимости от школы. В течение двух столетий продолжалась борьба школ за власть, в то время как школы сёмё приумножались. Направление пережило период застоя в XIV веке, с появлением военной мощи. Во время реставрации Мэйдзи начинают появляться гимны и песни под влиянием Запада.



Кукай (774-835), основатель японской буддийской школы Сингон , объясняет природу сёмё :

“Когда все вещи в этом мире, имеющие собственный голос, начинают резонировать вместе, сохраняя каждая свои особенности, сливаясь в единый звук, это максимально приближено к голосу Будды”.

( перевод , цит. из Toshiro Kido. Cfr. . Dizionario del Buddhismo . Milano, Bruno Mondadori, 2003, pagg. 519-20).

Особенности исполнения

Пять способов построения пентатонического аккорда.

В сёмё , как и в гагаку , используется пентатоника – лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы.

Существует два стиля сёмё : и rikkyoku. Японские буддистские школы Тэндай и Сингон практикуют оба из них. Ryokyoku характеризуют как « сложный для понимания », по сравнению с rikkyoku , который относительно легко понять и запомнить.

Инструмент " деревянная рыба ", которым иногда сопровождается сёмё.

Сёмё – стиль горлового пения тибетского буддизма. Во время обертонного пения (горлового пения) основной тон задается голосовыми связками, а, отражаясь от разных участков-резонаторов (хрящей, костей, полостей), звук обогащается дополнительными тонами. Обертоны слабее основного тона, поэтому их сложно услышать, но, вслушавшись, можно распознать разные по высоте звуки, включенные в тембр голоса артиста. Умелое управление мышцами губ, языка и челюсти усиливают обертоны. Слушая обертонное пение, мы слышим два или более звуков одновременно. Обертоны особо ярко выражены в горловом пении, наиболее распространенном среди народов Сибири, Монголии, Центральной Азии, Тибета, Южной Африки и некоторых других.

Как и во многих религиозных традициях, исполнение сёмё происходит в сакральном пространстве, в данном случае, в храме, после вступительной фразы солиста. Обычно он же задаёт тон исполнения, по которому выравнивают звучание все монахи.

Пения сёмё могут сопровождаться двумя инструментами: mokugyo (мокугё – " деревянная рыба ") и uchiwa-daiko ( ). Последний представляет собой одноголовый барабан на деревянной ручке.

Музыка состоит из серии паттернов, относящихся к двум разным китайским шкалам: рицу и рио ( ), каждая из которых имеет пять основных и два вспомогательных звука. Пение сёмё может быть силлабическим и мелизматическим , а его ритм более или менее строгим или свободным. Обычно пение начинается медленно, а затем наращивает ритм.


Другие жанры японской национальной музыки

Японский фольклор прошёл несколько этапов развития. От музыки с мистическим и магическим характерами до конфуцианских и буддийских песнопений. Традиционная японская музыка часто сопровождается театральными представлениями и обрядовыми действами.

Если сёмё и гагаку берут корни из древности, такие музыкальные жанры, как « » и « энка », вошли в культуру уже в конце Нового времени и середине Новейшего.

– один из самых популярных и распространённых в Японии жанров народной музыки, возникший в 50-ые годы XIX века в период Эдо (1603-1867). Его родиной считают город Ясуги . Основной тематикой жанра считают главные местные исторические события и мифологические сказания о богах.

Энка – жанр японской песни, который появился в послевоенный период. Это своеобразный микс японских народных инструментов и джазовой или блюзовой музыки. Сочетает в себе японскую пентатонику ( ) и европейский минор.

Примечания

  1. . music-education.ru. Дата обращения: 22 января 2020. 16 июня 2019 года.
  2. . www.personal.utulsa.edu. Дата обращения: 22 января 2020. 19 января 2020 года.
  3. Арсеньева О.о. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — Т. 11 , вып. 4-1 . — ISSN . 26 июля 2022 года.
  4. (итал.) // Wikipedia. — 2019-08-28.
  5. . www.music-theory.ru. Дата обращения: 22 января 2020. 27 сентября 2019 года.
  6. . www.sukothai.com. Дата обращения: 22 января 2020. 30 декабря 2019 года.
  7. voicemaster.ru. Дата обращения: 22 января 2020. 15 мая 2021 года.

Литература

  • Есипова, М.В. Традиционная японская музыка. Энциклопедия. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. — 296 с. — с. 76
  • editor. Music in the Social and Behavioral Sciences: An Encyclopedia. — SAGE Publications, Inc., 2014

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)


Источник —

Same as Сёмё