Interested Article - Кидуш

До наступления субботы (в пятницу вечером) хозяйка зажигает пару свечей. Хозяин еврейского дома, над накрытой праздничной накидкой с надписью «шаббат» парой хал , произносит кидуш над кубком с вином

Киду́ш (кидду́ш, ивр. קידוש ‎ — «освящение») в талмудическом иудаизме благословение , которое произносят в праздник и субботу . Благодарственная молитва за освящённые и дарованные Богом народу Израиля дни субботы и праздников, провозглашающая святость этих дней, а также обряд чтения этой молитвы. Обряд кидуш является одной из 613 заповедей . Благословение произносят, как правило, над бокалом вина.

Текст

Текст молитвы

Текст, в основном, был составлен в эпоху гаонов и за исключением совсем небольших изменений окончательно установлен Маймонидом .

Формулы кидушa — различны для субботы, трёх паломнических праздников и Рош ха-Шана , для читаемого накануне праздничного дня и в сам этот день.

Основной текст состоит из трёх частей:

  1. Вводная часть — библейские стихи, посвящённые данному дню (например, в канун субботы — Быт. и Быт. ).
  2. Благословение вина.
  3. Благословение и освящение наступающего дня.

Также допускают совершать кидуш только на хлеб .

Обряд

Согласно Талмуду , практика произнесения кидуша существовала уже в I веке до н. э., по преданию — ещё в III веке до н. э.

Источник обряда кидуш — в четвёртой из Десяти заповедей : «Помни день субботний, чтобы святить его» ( Исх. ). В Талмуде эту заповедь трактуют как обязанность выделения шаббата от будничных дней путём прославления шаббата при его наступлении (кидуш) и по завершении ( хавдала ). По некоторым мнениям, лишь кидуш при наступлении шаббата является заповедью Торы, а хавдала является установлением мудрецов.

Поскольку кидуш был домашним обрядом, изначально он не регулировался строго .

Законоучители Талмуда постановили, что кидуш следует совершать над бокалом вина и он должен быть совершён не только перед вечерней трапезой в канун субботы и установленных праздников (как происходило во времена до Мишны ), но и перед полуденной трапезой в сами эти дни ( кидуша раба , что в переводе с иудео-арамейского означает «великий кидуш») .

Вино может быть заменено двумя трапезными хлебами ( халами ) или каким-либо другим напитком, но только если этот напиток ценят в данной стране наравне с вином. Считали большой заслугой всегда иметь вино для кидуша .

Агада (Берах., 43в; Шаб., 113в) приписывает целебное свойство вину над которым произносят кидуш в синагоге; оно способно улучшить зрение, если им смазать глаза. Позже веру в эту чудодейственную силу распространили и на вино домашнего кидуша .

По Маймониду совершение кидуша — это 213-я из предписывающих заповедей.

Законы кидуша

Кидуш обязательно произносят в том помещении, где совершают праздничную трапезу. По наступлении праздника или субботы запрещают принимать пищу до совершения кидуша. В древности, когда приезжие бедняки находили приют и пищу в синагогах кидуш произносили и в синагогах; отсюда обычай, кроме обязательного для каждого в отдельности кидуша перед трапезой, читать кидуш в синагоге после молитвы. Если присутствуют несколько человек, то один (глава семейства) читает молитву, а присутствующие после каждого благословения произносят « амен ». Пока кидуш произносят над вином праздничные халы лежат на столе, накрытые специальной салфеткой. Чтение кидуша в большинстве общин принято выслушивать стоя. По окончании глава семейства отпивает несколько глотков вина и передаёт бокал членам семьи и гостям .

В большинство праздничных дней вечерний кидуш завершают бенедикцией ше-хехеяну — благодарственным благословением Бога, «давшего нам дожить до этого времени».

Обряд вечернего кидуша принят как в синагогах консервативного иудаизма , так и у реформистов .

Примечания

  1. : [ 2 октября 2022 ] // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 636. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6 .
  2. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Мишне Тора , Зманим, Шабат 29.9
  4. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXVIII : « Исторический музей Йэкуно Амлак ». — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-025-7 .
  5. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.

Литература

Ссылки

  • . Архивировано из 30 июля 2015 года. — по « Кицур Шульхан Арух » (гл. 77)
  • . 13 января 2017 года. — Рав Реувен Пятигорский на сайте «Толдот Йешурун»
Источник —

Same as Кидуш