Interested Article - Гевонд

Гево́нд (в современных русскоязычных изданиях иногда Левонд ) ( арм. Ղեվոնդ ) — армянский историк конца VIII века , автор «Истории Халифов», описавший политическую историю Армении с 640 по 788.

Биография

О жизни Гевонда ничего неизвестно. Книга «История Халифов» написана Гевондом по просьбе князя Шапуха Багратуни (ум. 818 г). Таким образом, с достоверностью известно, что Гевонд жил и писал в конце VIII столетия. Никто из позднейших армянских писателей не сообщает никаких подробностей о его жизни. Известно только, что Гевонд был вардапетом , то есть доктором богословия, учёным монахом. Асогик (XI век) и Киракос (XIII век) называют его иереем .

«История Халифов»

Страница из рукописи «Истории Халифов»

Текст «Истории Халифов» долгое время считался утраченным и был обнаружен в 40-х гг. XIX века. Между тем очень многие из армянских писателей упоминают об авторе этой «Истории», Гевонде, и определяют приблизительно эпоху, в которую он жил. Иоанн Католикос , писавший в конце IX—начале Х столетия, многое у него заимствовал о временах первых халифов; Асогик , автор конца X—начала XI века, ставит его по времени между Себеосом (VII век) и Шапухом Багратуни (IX век). Киракос Гандзакеци в XIII столетии также упоминает о нём, и говорит, что Гевонд писал о том, «как поступили Мухаммад и его преемники с целым светом, в особенности с Арменией» .

Гевонд начинает свою «Историю» от смерти Мухаммада , то есть с 630 годов, и доводит свой рассказ до избрания в католикосы Степаноса I, то есть до 780 годов. Следовательно, период, им описанный, обнимает около 150 лет. В начале он рассказывает о первых вторжениях арабов в Персию и Армению ; далее он говорит о подчинении арабам армян и других кавказских народов; о войнах арабов с армянами, греками и хазарами , и в этой части «Истории» сказания Гевонда получают особый интерес, потому что он сообщает такие исторические подробности о хазарах и арабах, которые до сих пор вовсе не были известны.

Довольно значительную часть его книги занимает ответ Льва III Исаврийского на письмо халифа Омара II , который надеялся склонить императора к принятию ислама . Письмо Омара не дошло до нас в целости, но зато ответ Льва сохранился вполне и представляет любопытный образец писем религиозно-полемического содержания. В ответе своём Лев опровергает возражения Омара против божественности христианского учения и множеством часто некстати употреблённых библейских текстов старается доказать ему истину христианской веры.

Последнюю часть книги написал как очевидец. Повествует об установлении арабского владычества в Армении, о борьбе армян против завоевателей-арабов. В книге приводятся сведения о восстаниях 703, 748, 762 и 774—775 годов.

Впервые он был переведён с древнеармянского на французский. Затем был издан текст на современном армянском языке под редакцией и в переводе К. Шахраназаряна. Лишь после этого вышел русский перевод под редакцией К. Патканова . Позже было подготовлено критическое переосмысление текста на армянском языке под редакцией С. Малхасяна и в издании К. Эвова .

Примечания

  1. Theo Maarten van Lint . // The Oxford History of Historical Writing: 400-1400 (англ.) / Edited by Sarah Foot and Chase F. Robinson. — Oxford University Press , 2012. — Vol. 2. — P. 193.
  2. — статья из Encyclopædia Iranica . C. Toumanoff
  3. Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат / отв. ред. д. и. н. Б. Н. Аракелян . — Ер. : Изд-во АН АрмССР, 1977. — С. 5—6. — 326 с. (рус.)

Сочинения

  • «Histoire des guerres et des conquetes des Arabes en Armenie, par l’eminent Ghevond, vardabet armenien, ecrivain du huitieme siecle» — Первый французский перевод 1856, выполненный К. Шахназарьяном
  • Вардапет Гевонд. / Пер. с армян. К. П. Патканян . — СПб. : Тип. Имп. Акад. наук , 1862. — 165 с.

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Гевонд