Interested Article - Жмайель, Башир

Башир Пьер Жмайель ( араб. بشير الجميّل ‎, фр. Bachir Gemayel ; 10 ноября 1947 , Бейрут 14 сентября 1982 , там же) — ливанский политический и государственный деятель, один из лидеров фалангистской партии Катаиб . Младший сын Пьера Жмайеля , брат Амина Жмайеля . Активный участник гражданской войны , один из ведущих лидеров правохристианского лагеря. Командовал вооружёнными формированиями Катаиб и Ливанскими силами . Представлял радикальное крыло правохристианской коалиции Ливанский фронт . В 1982 году был избран президентом Ливана, но убит до вступления в должность.

Происхождение и образование

Родился в бейрутском христианском квартале Ашрафия . Отец Башира Жмайеля — шейх Пьер Жмайель , один из лидеров маронитской общины Ливана, основатель и многолетний руководитель праворадикальной христианской партии Катаиб ( Ливанская фаланга ). Мать — Женевьева Жмайель .

Родовое имение клана Жмайелей находится в городе ( Матн , к северо-востоку от Бейрута). Башир был младшим из шести детей Пьера Жмайеля .

Учился в иезуитском колледже . Высшее образование Башир Жмайель получил в Университете Святого Иосифа . Имел диплом юриста с 1971 и диплом политолога с 1973. В 1972 году провёл несколько месяцев в США , стажировался в техасском , практиковался в вашингтонской юридической фирме .Одновременно с учёбой в университете проходил курс по гражданскому образованию ( Civil Education ) в Ливанском современном институте ( Lebanese Modern Institute ).

Вернувшись в Ливан, Башир Жмайель профессионально занялся адвокатской практикой, открыл собственную юридическую фирму .

Фалангистская политика и военная подготовка

Башир и Пьер Жмайели

Башир Жмайель полностью разделял политико-идеологические взгляды Пьера Жмайеля-старшего. Он был убеждённым ливанским националистом . Рассматривал ливанских христиан как «часть свободного мира» — особую национальную общность, со своей социальной и политической культурой, которую надлежит отстаивать всеми средствами, вплоть до вооружённой борьбы. Придерживался фалангистской социальной доктрины, выступал с позиций правого популизма . Важное место в его мировоззрении занимал непримиримый антикоммунизм . Жмайель был решительным противником ООП и палестинского присутствия в Ливане.

Мы, христиане Востока, держим последнюю линию обороны против возврата в тёмные века, против террора и слепого фундаментализма, против тех, кто стремится уничтожить все ценности цивилизации и культуры.
Башир Жмайель

С 1959 года Башир Жмайель состоял в подростковой фалангистской организации. В 1962 году вступил в партию Катаиб . Был активистом фалангистской студенческой организации, возглавлял ячейку Катаиб в Университете Святого Иосифа. В 1968 году участвовал в студенческом коллоквиуме, организованном газетой Orient , выступал за самостоятельное политическое развитие Ливана, против следования путём палестинских арабов — что отражало позицию Катаиб.

В 1970 году Башир Жмайель встретился в Каире с президентом Египта Гамалем Абдель Насером (организовал встречу сын Насера, который дружил с Баширом). Позднее в интервью американской журналистке Барбаре Ньюмен Башир Жмайель вспоминал:

Я беседовал с египетским президентом. Насер олицетворял линию, с которой я борюсь: панарабизм , тирания мусульманского большинства. Но я уважал его как великого патриота. Насер пожал мне руку, долго смотрел мне в глаза, потом сказал: «Тебе судьбой предназначено привести Ливан к свободе» .

Тогда же, в 1970 году палестинские боевики похитили Башира Жмайеля в бейрутском районе Дикване, избили и вывезли в палестинский лагерь Тель-Заатар. Освободили его по прошествии 8 часов — когда палестинские лидеры узнали, что похищен сын Пьера Жмайеля и решили не идти на жёсткий конфликт с Катаиб. Этот инцидент во многом повлиял на позицию Башира по отношению к палестинцам. Позднее он говорил:

Я позвонил отцу, он был тогда министром. Мне ответили. что он на срочном совещании у президента. Я позвонил во дворец. Меня не хотели соединять: «Неужели вы не знаете, что пропал его сын?» ... Я испытал величайшее унижение. Унижен был весь наш народ тем, что иностранцы хозяйничали в Ливане. Я заперся дома и неделю ни с кем не разговаривал. Я понял, что со мной произошло . Я потерял суверенитет над своим телом. Это было что-то вроде изнасилования .

В 1973 году Башир Жмайель стал заместителем председателя отделения партии Катаиб в районе Ашрафия.

Достигнув 20-летнего возраста, Башир Жмайель прошёл военную подготовку в тренировочном лагере вооружённых формирований Катаиб, который располагался в Бикфайе. Несколько лет спустя командующий фалангистской милицией Уильям Хауи назначил Башира Жмайеля командиром «Бикфайского отряда», который комплектовался в основном из студентов-маронитов.

Затем Хауи включил Жмайеля-младшего в отряд BG — элитное подразделение партийных вооружённых сил, противостоявшее палестинским боевикам. Вместе с Баширом Жмайелем в этом формировании служили Фуад Абу Надер , Фади Фрем , Ильяс Хобейка , Самир Джааджаа — те, кто составил в будущем костяк командования Ливанских сил . В 1971 году Башир Жмайель стал инспектором вооружённых формирований Катаиб.

В гражданской войне

Командир «Ливанских сил»

Башир Жмайель с христианской семьёй на бейрутской улице

13 апреля 1975 года началась гражданская война в Ливане . Башир Жмайель активно участвовал в боевых действиях как один из ведущих командиров правохристианских сил. В первый день войны он организовал и возглавил засаду во время Автобусной резни . Осенью 1975 — весной 1976 он командовал фалангистской милицией в т. н. « Битве отелей » , по итогам которой произошло фактическое разделение Бейрута на зоны правохристианского и «лево-мусульманского» контроля. На него возлагалась ответственность за Чёрную субботу 6 декабря 1975 и резню в Карантине 18 января 1976 — хотя, по ряду отзывов, Башир Жмайель пытался предотвратить убийства гражданских лиц.

Летом 1976 года он был одним из правохристианских командиров в крупном сражении за Тель-Заатар . В боях отличался храбростью, демонстрировал качества эффективного военачальника. При этом был склонен к нарушениям дисциплины в силу политического радикализма, на этой почве конфликтовал с Уильямом Хауи .

13 июля 1976 года Уильям Хауи погиб при осаде Тель-Заатара. Фалангистскую милицию — вооруженные силы Катаиб, сильнейшие в правохристианском лагере — возглавил Башир Жмайель. Взятие Тель-Заатара — крупнейшей военной базы ООП в Ливане — укрепило военный и политический авторитет Жмайеля-младшего.

В январе 1976 года крупнейшие правохристианские организации — Катаиб (Пьер Жмайель), НЛП ( Камиль Шамун ), Стражи ( Этьен Сакер ), Танзим ( ), Марада ( Сулейман Франжье ) — создали коалицию Ливанский фронт . Военным крылом коалиции стали Ливанские силы — объединение правохристианских милиций, в котором по численности и вооружению доминировали фалангисты. 30 августа 1976 — через две с небольшим недели после взятия Тель-Заатара — Башир Жмайель возглавил объединённое командование «Ливанских сил».

При этом Башир Жмайель имел серьёзные разногласия с политическим руководством «Ливанского фронта». Он осуждал союз правохристиан с Сирией даже против ООП, поскольку считал режим Хафеза Асада не меньшей угрозой независимости Ливана. Однако, выполняя директивы политического руководства (в том числе своего отца Пьера Жмайеля), координировал действия «Ливанских сил» с сирийскими войсками. В результате были нанесены тяжёлые поражения т. н. «Национально-патриотическим силам» — альянсу ООП, ПСП , ЛКП и им организаций.

Военно-политическая конфигурация в Ливане резко изменилась в 1978 году. Союз правохристиан с Сирией был разорван. Ливанские правохристиане, в том числе партия Катаиб, потребовали вывода сирийского оккупационного контингента. В феврале—апреле и июле—октябре 1978 года фалангисты и их союзники ( Милиция Тигров НЛП, « Стражи кедров », «Танзим») вели Стодневную войну против сирийских войск и выбили их из христианского сектора Бейрута и христианских районов Горного Ливана . Этот успех способствовал усилению политических амбиций Башира Жмайеля. Сторонники начинали воспринимать его не только как фалангистского командира, но как лидера всех христиан Ливана . Сам он решил интегрировать под своим руководством все христианские милиции. Другим следствием разрыва с Сирией стало быстрое сближение фалангистов с Израилем .

Борьба в правохристианском лагере

Разрыв с движением «Марада» — Эденская резня

Из правохристианских сил только движение «Марада» во главе с президентом Сулейманом Франжье сохраняло альянс с Сирией. Партия Катаиб постепенно шла на сближение с Израилем . «Ливанский фронт» раскололся.

Фалангистами командовал Башир Жмайель, формированиями Марады ( ) — Тони Франжье -младший, сын президента Франжье. После того, как боевики Тони Франжье застрелили Джуда Байеха, главного активиста Катаиб на севере страны , было принято решение о ликвидации вооружённых сил «Марады».

13 июня 1978 года боевики Катаиб под командованием Самира Джааджаа атаковали особняк Тони Франжье в городе Эден . В результате боя погибли более тридцати человек. Тони Франжье был убит вместе с женой и дочерью. Башир Жмайель охарактеризовал Эденскую резню как «социальный бунт против феодализма» (клан Франжье относился к «старой аристократии», тогда как Катаиб практиковала социальный популизм). Сулейман Франжье объявил вендетту фалангистам. Начались столкновения между боевиками Марады, которых поддержали сирийцы и фалангистами, но во избежание большого числа жертв среди гражданского населения, Башир Жмайель дал приказ подчиненным ему войскам отступить из контролируемых «Марадой» районов Згорта и Кура в Батрун, а оттуда в Джубейль.

Удар по национал-либералам — резня в Сафре

Другим конкурентом фалангистов и Башира Жмайеля являлась национал-либеральная Милиция Тигров во главе с Дани Шамуном . 7 июля 1980 года боевики-фалангисты учинили резню в Сафре — убийство около 200 членов НЛП, в том числе более 80 «Тигров». Самому Дани Шамуну дали уйти, дабы не создавать сложностей между отцами — Пьером Жмайелем и Камилем Шамуном.

После этого Дани Шамун надолго вышел из военно-политического противостояния, а Камиль Шамун распустил «Милицию Тигров». Остальные боевики НЛП были включены в состав «Ливанских сил». Главенство в правохристианском лагере партии Катаиб, клана Жмайелей и персонально Башира стало неоспоримым.

Военно-стратегическая победа

Башир Жмайель выступает перед фалангистами в военно-тренировочном лагере

В январе 1981 года Башир Жмайель вошёл в состав политбюро партии Катаиб и возглавил партийный Совет безопасности. Тогда же в Бекаа началась Битва при Захле между правохристианами и сирийско-палестинскими силами. В результате полугодовых боёв «Ливанские силы» под командованием Башира Жмайеля одержали стратегическую победу (при этом на стороне правохристиан выступил Израиль — авиация ЦАХАЛ нейтрализовала сирийские ВВС). По возвращении в Бейрут была организована торжественная церемония награждения отличившихся правохристианских бойцов, Башир Жмайель выступил с речью: «Благодаря вам Захла осталась ливанской и свободной» .

В июне 1982 года Башир Жмайель стал членом Совета национального спасения, созданного президентом Ливана Ильясом Саркисом . Этот орган, в который вошли многие влиятельные христианские и мусульманские деятели Ливана, был призван разработать схему политического урегулирования и прекращения гражданской войны.

Организатор «новой модели»

Являясь фактическим главой христианского (в основном маронитского ) анклава, занимавшего территорию Восточного Бейрута и областей Кесруан, Джубейль и Метн, Башир прилагал большие усилия по благоустройству этих районов . Были созданы структуры жизнеобеспечения христианских территорий, гражданского и военного управления. Органы христианского самоуправления — Народные комитеты — организовали системы общественного транспорта, энергоснабжения, коммунального хозяйства, социального обеспечения. На христианской территории было сосредоточено 60 % промышленных предприятий страны, функционировали две радиостанции (политико-пропагандистская Свободный Ливан и коммерческая Радио 102 ), телестанция, небольшой аэропорт в Хамате, благотворительная организация Ливанская помощь , Ливанская культурная ассоциация , Торговый комитет Ашрафии (налаживание потребительского рынка), Фестивальный комитет Ашрафии (проведение зрелищных мероприятий). Группа Гамма объединила специалистов, планировавших общенациональное развитие после гражданской войны и объединения Ливана . Активно велась борьба с преступностью, на христианской территории преступность была в 15-20 раз ниже, чем на остальной территории Ливана . Действовал департамент иностранных дел, имевший представительства в столицах крупных держав . Башир Жмайель заявлял:

Мои войска вынуждены были заменить государство, которое палестинцы разрушили вместе с сирийцами. Мы создали госпитали, суды, молодёжные центры, детские дома, радиостанции. Мы восстановим Ливан, когда удастся выбить из страны сирийцев и палестинцев .

В области внешней политики Башир Жмайель уделял особое внимание развитию отношений с США . Он несколько раз посещал Вашингтон, проводил консультации с представителями Госдепартамента . Этому способствовала идеологическая близость Жмайеля с неоконсервативной республиканской администрацией Рональда Рейгана . Президент Рейган называл Башира Жмайеля «молодым многообещающим лидером, который принёс Ливану свет надежды» . Отношение Башира к европейским государствам было гораздо более настороженным. Он считал, что европейцы склонны к уступкам противнику и «готовы продать нас за баррель нефти». Однако он поддерживал дружественные контакты с европейскими христианскими демократами , особенно западногерманскими , и подчёркивал приверженность идеям Великой французской революции . Несмотря на жёсткий антикоммунизм и антисоветизм , Башир Жмайель считал возможным и желательным установление деловых отношений и ведение конструктивного диалога с СССР (хотя бы потому, что Советский Союз имел влияние на ООП и Сирию).

Из арабских стран наилучше складывались отношения Башира Жмайеля с Саудовской Аравией . В июле 1982 года он встречался в Эр-Рияде с королём Фахдом . В его воззрениях наличествовал мессианский момент: Башир считал, что Ливан прокладывает путь свободы для Арабского мира .

К 1982 году Башир Жмайель выступал как признанный военно-политический лидер правохристианского лагеря и христианской общины в целом. По словам Фуада Абу Надера, под руководством Башира в Ливане вырабатывалась «модель для всего мира» , основанная на принципах солидаризма .

Избранный президент

6 июня 1982 года в Ливан вторглись израильские войска. «Ливанские силы» не принимали активного участия в боевых действиях, но в принципе были на стороне Израиля в войне против ООП (министр обороны Израиля Ариэль Шарон заранее предупредил Башира Жмайеля о предстоящем ударе). В августе палестинские формирования были изгнаны из Ливана. Несколько ранее, 24 июля 1982 года, Башир Жмайель выдвинул свою кандидатуру и 23 августа 1982 года был избран президентом Ливана . За него проголосовали 57 депутатов ливанского парламента при 5 воздержавшихся. Башир Жмайель заручился поддержкой влиятельных фигур мусульманских общин — экс-премьера Саеба Салама от суннитов , Камеля Асаада и Набиха Берри от шиитов. Со стороны друзов Башира поддержал эмир Маджид Арслан.

Жители Бейрута празднуют избрание Башира Жмайеля президентом страны.

Ещё не вступив в должность, Башир Жмайель издал ряд указаний, направленных на прекращение вооружённого противостояния и налаживание регулярного жизнеобеспечения. Бойцы «Ливанских сил» перестали публично появляться в форме и при оружии. Единственной вооружённой силой в Бейруте стала правительственная армия , занявшая основные объекты и магистрали. Была обеспечена безопасность производства и торговли. Возобновил работу бейрутский порт.

1 сентября 1982 года в Нагарии состоялась встреча Башира Жмайеля с премьер-министром Израиля Менахемом Бегином . Несмотря на фактический союз, достичь договорённости не удалось. Бегин требовал немедленного заключения мирного договора на израильский условиях, Жмайель, добивавшийся ухода из Ливана всех иностранных вооружённых сил — палестинских, сирийских, израильских — настаивал на установлении срока вывода ЦАХАЛ. Встреча завершилась безрезультатно, стороны остались недовольны друг другом . Однако в целом избрание Жмайеля президентом создавало перспективу превращения Ливана в израильского союзника .

Убийство

14 сентября 1982 года в бейрутской штаб-квартире Катаиб произошёл мощный взрыв. Погибли 27 человек, среди которых был Башир Жмайель.

Исполнителем убийства являлся член Сирийской социал-националистической партии Ливана (ССНП) Хабиб Шартуни , агент сирийских спецслужб. Шартуни жил с семьёй в небольшой квартире на верхнем этаже штаб-квартиры партии Катаиб, его дядя был охранником Башира, а сестра подругой одного из помощников избранного президента. Узнав о том, что 14 сентября Жмайель выступит в штаб-квартире с прощальной речью, так как покидает партийный пост перед вступлением в должность, Шартуни ночью установил в комнате на втором этаже мощное взрывное устройство. Оно было снабжено взрывателем японского производства, позволявшим детонировать заряд с расстояния в несколько километров. Когда Башир Жмайель поднялся в конференц-зал, Шартуни сел в автомобиль и выехал в направлении Восточного Бейрута.

Выступление будущего президента началось в 16:00, а в 16:10 Шартуни в автомобиле нажал на кнопку дистанционного управления и трёхэтажное здание штаб-квартиры поднялось в воздух и обрушилось. Опознать тело Жмайеля сразу не удалось, только на следующий день его идентифицировали по кольцу и письму сестры, которое лежало в кармане.

Уже находясь за рулём, Шартуни вспомнил, что его сестра осталась в обречённом здании и предупредил её. За несколько минут до взрыва она с криком выбежала, что и дало возможность быстро разоблачить её брата. Шартуни был арестован. На следствии он заявил, что считал Башира Жмайеля «предателем» за его дружбу с Израилем . Предполагается, что убийство организовал лидер ССНП по заданию из Дамаска .

После гибели Башира Жмайеля президентом Ливана стал его старший брат — Амин Жмайель. «Ливанские силы» возглавил заместитель Башира — Фади Фрем, начальником штаба стал племянник Башира — Фуад Абу Надер. Через четыре дня после убийства ливанские формирования под командованием Ильяса Хобейки уничтожили палестинские лагеря Сабра и Шатила .

Последствия гибели

Гибель Башира Жмайеля стала сильнейшим ударом по партии Катаиб, «Ливанским силам» и правохристианскому движению в целом. Ему не находилось сколько-нибудь адекватной замены.

Пьер Жмайель-старший был уже пожилым человеком и скончался через два года после младшего сына. Амин Жмайель не обладал волей, авторитетом и популярностью младшего брата. Самир Джааджаа имел слишком много врагов в своём же лагере. Ильяс Хобейка к тому времени связался с сирийскими спецслужбами. Фади Фрем был военным командиром, но не политиком. Теоретически преемником Башира мог стать Фуад Абу Надер — эффективный и популярный командир, член семьи Жмайелей — но он категорически отказывался участвовать в христианских междоусобицах и тем более подавлять их, без чего было невозможно консолидировать движение.

С 1983 года гражданская война в Ливане перешла в новый ожесточённый цикл. В середине 1980-х произошёл раскол Катаиб и «Ливанских сил». Джааджаа и Хобейка фактически повели вторую гражданскую войну сначала между собой, потом с генералом Мишелем Ауном . Междоусобная борьба подорвала правохристианский лагерь и способствовала установлению фактической сирийской оккупации в 1990 году. Восстановить суверенитет Ливана удалось лишь Кедровой революции 2005 года .

Башир Жмайель остаётся кумиром христианской общины Ливана, особенно партии Катаиб и её сторонников. Все видные правохристианские деятели — даже враждующие друг с другом — постоянно апеллируют к его образу. Ветераны-фалангисты называют Башира Жмайеля «наш президент навеки» . Образ Башира Жмайеля почитается в международных кругах правой христианской демократии и солидаристских организациях (в том числе российских) .

Личность и семья

Люди, близко знавшие Башира Жмайеля (например, Фуад Абу Надер, Жослин Хуэйри , ), вспоминают его как человека целеустремлённого, упорного, чрезвычайно харизматичного, решительного и жёсткого в борьбе — но при этом общительного, весёлого и доброжелательного. Отмечаются такие его черты, как «прирождённое лидерство», умение формировать и руководить командой .

С другой стороны, известный фалангистский боевик Роберт Хатем отмечал, что Башир, «вождь и символ христианской революции», был беззаветно предан ливанским христианам в целом, как социально-философскому понятию — но отличался жестоким безразличием к конкретным людям, высокомерием к соратникам .

В 1977 году Башир Жмайель вступил в брак с Соланж Тутунжи . В браке супруги имели троих детей.

Майя Жмайель, дочь Башира Жмайеля, погибла в 1980 году в двухлетнем возрасте — в результате взрыва автомобиля, в который должен был сесть её отец. Тогда же, в 1980 году родилась . Надим Жмайель , сын Башира Жмайеля, родился 1 мая 1982 года, незадолго до гибели отца.

Соланж Жмайель играет видную роль в современной партии Катаиб. В 2005—2009 годах была депутатом парламента. Надим и Юмна Жмайели — также активисты Катаиб. Надим с 2009 — депутат парламента (свой мандат ему фактически уступила мать, отказавшись баллотироваться в пользу Надима ). Все трое участвовали в Кедровой революции, позиционируются как продолжатели дела Башира Жмайеля.

Пьер Амин Жмайель , племянник Башира Жмайеля, был видным деятелем Катаиб и министром промышленности Ливана. Его убийство террористами в 2006 году сравнивалось с гибелью дяди. Другой племянник — Сами Жмайель — с 2015 года является председателем Катаиб.

Экранизация

Портретный образ Башира, как сопутствующий событиям в Сабре и Шатиле, фигурирует в полнометражном анимационном фильме « Вальс с Баширом » (2008, Израиль).

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 июня 2017. 16 апреля 2018 года.
  2. Л. Млечин Двадцать три дня президента Жмайеля. 1992. С. 48.
  3. Дата обращения: 8 июля 2017. 24 августа 2017 года.
  4. . Дата обращения: 21 июня 2017. 14 июня 2017 года.
  5. Л. Млечин Двадцать три дня президента Жмайеля. 1992. С. 47.
  6. . Дата обращения: 21 июня 2017. 5 декабря 2021 года.
  7. . Дата обращения: 8 июля 2017. 20 марта 2015 года.
  8. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 28 июля 2017 года.
  9. The Montreal Gazette. Lebanon’s Christians" / 22 September 1982.
  10. . Дата обращения: 21 июня 2017. 1 марта 2020 года.
  11. . Дата обращения: 21 июня 2017. Архивировано из 10 сентября 2016 года.
  12. . Дата обращения: 10 апреля 2019. 31 октября 2020 года.
  13. . Дата обращения: 1 мая 2018. 19 января 2021 года.
  14. . Дата обращения: 21 июня 2017. 10 ноября 2021 года.
  15. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 2 декабря 2021 года.
  16. . Дата обращения: 21 июня 2017. 9 ноября 2021 года.
  17. . Дата обращения: 21 июня 2017. 16 июня 2017 года.
  18. Л. Млечин Двадцать три дня президента Жмайеля. 1992. С. 46.
  19. Л. Млечин Двадцать три дня президента Жмайеля. 1992. С. 49.
  20. . Дата обращения: 21 июня 2017. 18 февраля 2020 года.
  21. . Дата обращения: 27 августа 2017. Архивировано из 28 августа 2017 года.
  22. . Дата обращения: 13 июля 2017. 8 ноября 2021 года.
  23. Дата обращения: 21 июня 2017. 7 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Жмайель, Башир