С 1988 года работает в Институте философии: с 2008 года — заведующий сектором философии исламского мира, с 22 декабря 2015 по 2021 год — директор Института. Заведующий отделением востоковедения философского факультета
ГАУГН
. Академик-секретарь Отделения общественных наук РАН (2017—2022).
Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). — М.:
Наука
(издательская фирма «
Восточная литература
»), 1993.
Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат аль-акль). Введение, перевод с арабского и комментарии. М.:
Ладомир
, 1995 (рецензия в Bulletin of the SOAS).
Логика смысла. Теория и её приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.:
, 2001 (Рецензии: Transcendent Philosophy; Spektrum Iran) (английское издание)
Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. М.: ИФРАН, 2005
О подходе к сравнительному изучению культур. СПб.: Изд-во
СПбГУП
, 2009
Ибн Араби. Избранное. Т. 2 / Перевод с арабского, вводная статья и комментарии А. В. Смирнова. — М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014
Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. — 712 c. — (Studia philosophica).
ISBN 978-5-94457-235-6
История арабо-мусульманской философии: Антология / Под ред. А. В. Смирнова. — М.: Академический Проект, 2013. — 267 с. —
ISBN 978-5-8291-1464-0
(в соавторстве)
Статьи
Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. — М., Наука, 1990, с.206-223.
Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев (о двух типах мистического философствования) // Параллели (Россия — Восток — Запад). Альманах философской компаративистики, Выпуск 1. — Филос. общ-во СССР, М., 1991, с.109-143; перепечатано в: Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия (сост. А.Журавский). М.: ББИ, 2000, с.402-434, а также в: Камень веры: Духовное наследие христианства и ислама. № 1. М., 2011, стр. 175—203
Механизмы смыслогенерации как ключ к пониманию инокультурных философских традиций. Сравнительный анализ европейской и средневековой арабской мысли (резюме доклада. Секция 30: «Сравнительная философия») // XIX World Congress of Philosophy, v.2. 1993.
Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. — М.: Наука, 1993, с.156-175.
Христианские мотивы в религиозно-философских концепциях суфизма и исмаилизма // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. М., 1994, стр.268-278, а также в журнале
Восток
, № 6, 1993, стр.12-18.
Диалог буддиста и суфия о том, что есть Истина (в соавторстве с А. А. Накорчевским) //
Историко-философский ежегодник
1992. — М.: Наука, 1994, с.182-199.
К вопросу об особенностях арабской семиотической теории // Невербальное поле культуры. Материалы научной конференции «Невербальные коммуникации в культуре». М.: РГГУ, 1995, с.149-150.
Существует ли «всемирная философия», или проблема преодоления чуждости чужого // Историко-философский ежегодник 1994. — М.: Наука, 1995, с. 352—360; перепечатано в: Философия философии. Тексты философии: Учебное пособие для вузов / Ред-сост.
В. Кузнецов
. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2012, стр. 202—211.
Аль-Аш‘ари, Абу аль-Хасан. «О чём говорили люди ислама и в чём разошлись вершившие молитву» (отрывки). Перевод с арабского //
М. Т. Степанянц
. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. 1-е изд. М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997, с.365-384.
Что стоит за термином «средневековая арабская философия» (рассмотрение вопроса в ракурсе проблематики истинности и причинности) // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.42-81
Возможна ли трактовка Универсума как языкового феномена? Саадия Гаон и его «Комментарий на „Книгу творения“» (Историко-философский ежегодник-1997. М., Наука, 1999, с.283-307)
Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар псевдо-Абу Ханифы). Введение, перевод с араб. и комментарии // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. М.:РГГУ, 2000, с. 52-86
Подражания восточным стихотворцам: встреча русской поэзии и арабо-персидской поэтики (в соавторстве с Н. Ю. Чалисовой) // Сравнительная философия. М., Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2000, с.245-344
Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль: Ежегодник. М.: Ин-т философии РАН, 2000, с.46-70. Перепечатано в: Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009, стр.177-202
Философский поиск ас-Сухраварди // Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001, с.94-106; статья перепечата в издании: Труды по культурной антропологии (памяти Г. А. Ткаченко). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Издательский дом «Муравей», 2002, с.411-421
Номинальность и содержательность: почему некритическое исследование «универсалий культуры» грозит заблуждением // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001, с.290-317
Возможно ли понимание еврейской философии как единой традиции? (Вместо послесловия) // Р. Йошпе. Что такое еврейская философия? Иерусалим-М.: Гешарим-Мосты культуры, 2003, с. 118—125
Логические основания — мера инакости? // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории, 2003. М.: ОГИ, 2003, стр. 525—539
Рецензия на книгу: Аш-Ширази, Садр ад-Дин (мулла Садра). Престольная мудрость / Пер. с араб., предисл. и примеч.
Я.Эшотса
. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2004 // Вестник Российского философского общества, № 2 (30) 2004, М., 2004, с.78-79
О понятии «свобода» в арабо-мусульманской культуре // Историко-философский ежегодник-2003. М.: Наука, 2004, стр. 393—399
Дуализм и монизм: различие и сходство двух вариантов суфийской этики // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2004, стр. 243—251
«Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность содержания и логики построения понятия //
. 2004 / Гл. ред.
А. Я. Гуревич
. М.: Наука, 2004, стр.205-225
Мусульманская этика как система // Этическая мысль. Вып. 6 / Отв.ред. А. А. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2005, стр. 51—75.
/ Pres. et trad. Alberto De Luca. Roma: Simmetria, 2005.
История классической арабской философии // Вестник Российского гуманитарного научного фонда 2006, № 1 (42). М., 2006, стр.106-113
Рецензия на книгу: Salman H. Bashier. Ibn al-‘Arabī’s Barzakh. The Concept of the Limit and the Relationship between God and the World. Albany: SUNY Press, 2004 // Journal of the Muhyiddin Ibn ‘Arabi Society. Oxford: Vol. XL, 2006, p.120-125
Основания рациональности в разных культурах // Актуальные проблемы современности сквозь призму философии: Сборник докладов. Выпуск 1 / Отв. ред. С. В. Девяткин; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2007, стр.131-161.
Логико-смысловой подход в сравнительной философии (Выступление в Новгородском государственном университете им. Я.Мудрого, ноябрь 2006 г.)
«Благо» и «зло» в исламской традиции и философии (к постановке вопроса). Избранные тексты // Этическая мысль. Выпуск 8 / Отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2008, стр. 154—193
Ибн Халдун. Введение (ал Мукаддима) / составл., пер. с араб. и примеч. А. В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, стр. 187—217
Культурологическая компаративистика в работах Г. А. Ткаченко // Григорий Ткаченко. Избранные труды: китайская космология и антропология. М.: РАО Говорящая книга, 2008, стр. xxii-xxvi
Логические основания философии времени мутазилитов // Философский журнал. № 2(3)/2009, стр.132-163 (в соавторстве с А. М. Анисовым)
Является ли универсальность философского разума стереотипом? // Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010, стр. 96-101
Христианские мотивы в узоре исламской мысли: Ибн Араби и ал-Кирмани // Символ. Париж-Москва. № 58 (2010). с.104-126
Шихаб ад-Дин Йахйа ас-Сухраварди. Мудрость озарения (отрывок). Перевод с арабского и комментарии А. В. Смирнова // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 2. — М.: "Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2011, стр.28-46
Путь к истине: Ибн Араби и Николай Бердяев // Камень веры: Духовное наследие христианства и ислама. № 1. М., 2011, стр. 175—203
Ибн ‘Араби. Геммы мудрости. Глава 1 (отрывок). Перевод с арабского и комментарий А. В. Смирнова // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М.: Вост. лит., 2012, стр. 62-76
Работа над ошибками: чем объяснить герменевтическую неудачу Т.Ибрагима? // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М.: Вост. лит., 2012, стр. 601—634
Как можно говорить о логиках мышления разных культур? (Послесловие к статье Го Сяоли) // Философский журнал. № 1(8), 2012. М.: ИФ РАН, 2012, стр. 98-102
Хамид ад-Дин ал-Кирмани. Успокоение разума (отрывки) / пер. с араб и коммент. А. В. Смирнова // Ишрак : ежегодник исламской философии : 2013. № 4 = Ishraq : Islamic Philosophy Yearbook : 2013. No. 4. — М. : Вост. лит., 2013, стр. 219—261
Архитектоника сознания и архитектоника текста (вместо введения к «Наставлениям ищущему Бога») // Ибн Араби. Избранное. Т. 2. М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014, стр. 339—345
Ибн Араби. [Наставления ищущему Бога.] Мекканские откровения, т.4. Введение, перевод с арабского и комментарии А. В. Смирнова // Ибн Араби. Избранное. Т. 2. М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014, стр. 346—398
Обманчивая похожесть заимствований: история идей и смысловая логика // История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014, С. 246—250; Философия и вызовы XXI века// История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014, С. 295—302
Классический ислам и современный Дагестан: как можно сегодня прочитывать исламское наследие // Проблемы российского самосознания: историческая память народа. Москва-Махачкала: изд-во «Дельта-пресс», 2015. С. 43—53
Классическая арабо-мусульманская этическая мысль // История этических учений: Учебник для вузов / Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: Академический проект; Трикста, 2015. С. 193—290
Пропозиция и предикация // Философский журнал 2016. Т. 9. № 1. С. 5—24
«Смысл» и «форма»: два пути трансценденции (О. Памук и классическая арабо-мусульманская эпистемология) // Вопросы философии. 2016. № 4. С. 28-41
Эпистема классической арабо-мусульманской культуры // Ya evaṃ veda … Кто так знает … Памяти Владимира Николаевича Романова. М.: РГГУ, 2016. С. 299—323
Осуществим ли сегодня исламский цивилизационный проект? // Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XVI Международные Лихачевские научные чтения, 19-21 мая 2016 г. СПб. : СПбГУП, 2016. С. 229—232.
Логика осмысления родителями профилактических прививок // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2017. — T. 9, № 5(46) . — URL:
(в соавторстве с В. К. Солондаевым)
Открытое все-единство нашей философии // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 114—118, в рамках обсуждения проекта «Анатомия философии»
Коллективное когнитивное бессознательное и его функции в логике, языке и культуре // Вестник Российской академии наук. 2017. Том 87. № 10. С. 867—878. DOI: 10.7868/S0869587317100012
Ислам и национально-культурная идентичность // Адам ǝлемi: Философский и общественно-гуманитарный журнал. [Алма-Ата]: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК. 2016. № 4 (70). С. 75—82
Проект многоцивилизационного мира как основание идеи многополярности: концепция всечеловеческого сегодня // Национальная философия в глобальном мире: тезисы Первого белорусского философского конгресса. Минск: Беларуская навука, 2017. С. 350—352
Перевод как изготовление значения: несколько слов о названии «Истории» Ибн Халдуна // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2017. № 8. М.: Вост. лит., 2017. С. 179—209.
О формализации умозаключения в процессуальной логике. Часть I // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 4. С. 72-92. DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-4-72-92
О формализации умозаключения в процессуальной логике. Часть II // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 5-27. DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-1-5-27
Учебные пособия
История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред. А. В. Смирнова. — М.: Академический Проект, 2013. — 255 с. —
ISBN 978-5-8291-1463-3
(в соавторстве)
История арабо-мусульманской философии: Антология / Под ред. А. В. Смирнова. — М.: Академический Проект, 2013. — 267 с. —
ISBN 978-5-8291-1464-0
(в соавторстве)
Спецкурс «История средневековой арабской философии». Темы // История философии. Программа углубленного изучения (для студентов, аспирантов, преподавателей) / Ред.
Н. В. Мотрошилова
, И. А. Михайлов,
Э. Ю. Соловьев
. М.: «Феноменология-Герменевтика», 2002, стр. 48-50
Классическая арабо-мусульманская этическая мысль // История этических учений / Ред. А. А. Гусейнов. М.: Гарадарики, 2003, стр. 204—309; второе издание: История этических учений: Учебник для вузов / Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: Академический проект; Трикста, 2015. С. 193—290 (PDF)
Арабо-мусульманская философия: программа учебной дисциплины / сост. А. В. Смирнов; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2009.
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 3 мая 2010.
8 июня 2010 года.