Мажейков, Василий Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Сергеевич Рябченко ( укр. Василь Сергійович Рябченко ; род. 23 июля 1954 , Одесса ) — украинский живописец , график , фотохудожник , автор объектов и инсталляций . Один из ключевых художников современного украинского искусства и Новой украинской волны .
Василий Рябченко родился 23 июля 1954 года в Одессе в семье советского художника-графика Сергея Рябченко .
Своё художественное образование начал в 1966 году в художественной школе, расположенной на территории Одесского художественного училища .
В 1969 году поступает в Одесское художественное училище имени М. Б. Грекова на отделение живописи.
С 1974 по 1976 — вольнослушатель в ЛВХПУ им. Мухиной в Ленинграде . По возвращении в Одессу — знакомится и дружит с Валентином Хрущём и одесскими «нонконформистами» .
С 1978 по 1983 годы учится в Южноукраинском государственном педагогический университете им. К. Д. Ушинского на художественно-графическом факультете, где его преподавателями были Валерий Гегамян и Зинаида Борисюк .
С 1987 — член Союза художников СССР , впоследствии Национального союза художников Украины .
В этот период возникает одесская группа художников: , Елена Некрасова , Александр Ройтбурд , Василий Рябченко. Эта группа малоизвестных в «официальной» среде Союза художников и не связанная со средой неофициальной — «нонконформистской», провела в конце 1980-х две крупные резонансные выставки «После модернизма 1» и «После модернизма 2» в пространстве государственного учреждения — Одесского художественного музея . Тематика, сюжеты работ, их масштабные форматы положили начало нового направления в изобразительном искусстве Одессы . К этому периоду относятся живописные работы: «Берег невыявленных персонажей» (1989), «Красная комната» (1988), «Жертва» (1989), «Смерть Актеона» (1989), диптих «Ловцы» (1989), «Метод искушения» (1990) и другие.
В промежутке между двумя вышеупомянутыми выставками состоялась выставка «Новые фигурации» в Одесском литературном музее , к участию в которой были привлечены молодые художники Киева . Это стало началом интеграции «Одесской группы» в контекст актуального на тот период общеукраинского арт движения . С этой выставкой связаны работы Рябченко: «Отказ от благодати» (1988) и «Любовь — не любовь» (1988).
Василий Рябченко одним из первых начинает работать в жанре инсталляции, первой работой этого направления стала «Качели для пеньков» для кураторского проекта Ежи Онуха «Степы Европы» (1993) . В дальнейшем были созданы инсталляции «Великий Бемби» (1994), «Посвящение мадам Рекамье» (1994), «Принцесса» (1996), «Академия холода» (1998), и другие. С начала 1970-х он активно экспериментирует с фотографией . Основными сюжетами сначала были непостановочные натюрморты из бытовых предметов, позже — фотофиксация импровизаций с участием предметов и человеческого тела, в компоновке которых художник использует «пустотность» и асимметрию, свойственную восточной традиции . За цикл этих фотографий, объединённых в проекте «Naked Dream» (1995), получает премию и звание «Лучший художник Украины» по итогам первого всеукраинского арт-фестиваля «Золотий перетин» в 1996 году . В это же году основывает творческое объединения «Арт Лаборатория» .
Василий Рябченко живет и работает в Одессе .
Владимир Левашов выделяет несколько периодов в творчестве Василия Рябченко. Ранние работы художника, относящиеся к 1970-м — началу 1980-х годов, отличаются синтезом «западного» и «восточного» подходов к живописи — почти «английским» аристократическим аскетизмом языка, органично перетекающим в китайский «танец кисти», сдержанность уравновешивается свободой и лёгкостью.
Во второй половине 1980-х Василий Рябченко проникается идеями трансавангарда . Но если в целом украинский трансавангард тяготел к эстетике барокко , работы Рябченко этого времени можно обозначить как «новое рококо ». Для «трансавангардного» периода художника характерны программная пустотность, выверенный эстетизм, легкомысленная игривость и механистическая комбинаторика . В качестве примера работ второй половины 1980-х годов — «Коты», сюжет о двух котах-соперниках. В последующем варианте, написанном в период финального обострения отношений между двумя сверхдержавами, приведших к распаду СССР, сюжет поменял свой смысловой контекст за счёт изменения размера, колорита, манеры написания и названия — .
«Линия рококо » прослеживается и в последующих работах Рябченко, вплоть до сделанных в последнее время. Однако они становится более эмоциональными и слегка сбивчивыми, в них появляются нотки иррационализма и беспокойства. Пасторальная беспечность начинает уступать место рефлексии и нарастающему драматизму .
Украинский искусствовед и арт-критик Михаил Рашковецкий о Василие Рябченко :
Василий Рябченко в своих произведениях является медиатором объективной пустотности по законам красоты. Причём фигуративность не умаляет, а усиливает эту интенцию. Для воплощения вакуума художник умножает изящество рокайля , стилизованность модерна и роскошь великосветского барокко на абсолютную деконструкцию мифологических смыслов.
Избранные выставки | |||
---|---|---|---|
Год | Выставка | ||
2022 | Unfolding Landscapes / Kunst(Zeug)Haus, Рапперсвиль-Йона, Швейцария | ||
2022 | Unfolding Landscapes / Королевский музей искусства и истории, Брюссель, Бельгия | ||
2022 | Unfolding Landscapes / Art Centre Silkeborg Bad, Силькеборг, Дания | ||
2020 | Strange Time / Международная выставка современного искусства в виртуальном пространстве | ||
2017 | Салон отверженных / Музей морского флота , Одесса, Украина | ||
2017 | Холодная вера / Invogue Gallery, Одесса, Украина | ||
2016 | Дух времени / Zenko Art Foundation, Татаров, Украина | ||
2016 | Рецепт для утопии / Институт проблем современного искусства , Киев, Украина | ||
2016 | Лихие 90-е / Музей современного искусства Одессы , Одесса, Украина | ||
2016 | Ergo sum. Выставка автопортретов / Галерея Дукат, Киев, Украина | ||
2016 | Три поколения украинских художников в коллекции Татьяны и Бориса Гринёвых / ЕрмиловЦентр, Харьков, Украина | 2015 | Музейное собрание. Украинское современное искусство 1985—2015 / Мыстецкий Арсенал , Киев, Украина |
2014 | Украинский пейзаж / Мыстецкий Арсенал , Киев, Украина | ||
2013 | Одесская школа. Традиции и актуальность / Мыстецкий Арсенал , Киев, Украина | ||
2012 | Миф. Украинское барокко / Национальный художественный музей Украины , Киев, Украина | ||
2012 | Современные украинские художники / ЕрмиловЦентр, Харьков, Украина | ||
2011 | Независимые / Мыстецкий Арсенал , Киев, Украина | ||
2010 | Топ-10 современных художников Одессы / Hudpromo Gallery, Одесса, Украина | ||
2010 | Звёздные войны / Арт-центр Александра Коробчинского, Одесса, Украина | ||
2010 | Живопись 1960—1990-х годов из коллекции МСИ «Совиарт» / ЦСИ «Совиарт», Киев, Украина | ||
2009 | Restart / Морской Арт-Терминал, Одесса, Украина | ||
2009 | Новая украинская волна / Национальный художественный музей Украины , Киев, Украина | ||
2008 | Современное искусство Одессы / Музей современного искусства , Одесса, Украина | ||
2008 | Юбилейная выставка к 70-летию ОООНСХУ / Центральный дом художника , Киев, Украина | ||
2004 | Прощай, оружие / Мыстецкий Арсенал , Киев, Украина | ||
2003 | Первая коллекция / Центральный дом художника , Киев, Украина | ||
2000 | Частичное затмение / Французский культурный центр , Белград, Югославия | ||
2000 | Положительная реакция / Музей Западного и Восточного искусства , Одесса, Украина | ||
1999 | Пинакотека / Украинский дом , Киев, Украина | ||
1998 | Месяц фотографии ( англ. Month of photography ) / Братислава, Словакия | ||
1998 | Вне-графики / Одесский художественный музей , Одесса, Украина | ||
1998 | Академия холода / Одесский художественный музей , Одесса, Украина | ||
1998 | Стороны / галерея «Карась», Киев, Украина | ||
1998 | Two days and two nights / Фестиваль современной музыки, Одесса, Украина | ||
1998 | Всеукраинская молодежная выставка / Центральный дом художника , Киев, Украина | ||
1997 | Фотосинтез / Дирекция выставок Союза Художников Украины, Киев, Украина | ||
1996 | Фантом опера / Театр юного зрителя, Одесса, Украина | ||
1996 | Взгляд с вареньем / Центр Современного Искусства, Киево-Могилянская академия , Киев, Украина | ||
1996 | Золотий перетин / Выставка претендентов на звание «Лучший художник 1996 года», Украинский дом , Киев, Украина | ||
1996 | Товарный фетишизм / Украинский дом , Киев, Украина | ||
1996 | Naked Dream / галерея «Бланк Арт», Киев, Украина | ||
1996 | Семейный альбом / Центр Современного Искусства, Национальный университет «Киево-Могилянская академия» , Киев, Украина | ||
1996 | Синтетическая художественная реклама / галерея «Карась», Киев, Украина | ||
1996 | Батискаф-1 / Международный симпозиум / Дворец Моряков, Одесса, Украина | ||
1996 | Участники APT фестиваля / Музей Западного и Восточного искусства , Одесса, Украина | ||
1996 | Two days and two nights / Фестиваль современной музыки, Одесса, Украина | ||
1995 | Кабинет доктора Франкенштейна / Дом учёных , Одесса, Украина | ||
1995 | Анализ крови / Дирекция выставок Союза Художников, Киев, Украина | ||
1995 | Синдром Кандинского / Краеведческий музей, Одесса, Украина | ||
1995 | Two days and two nights / Центр современного искусства «Тирс», Одесса, Украина | ||
1994 | Свободная зона / Одесский художественный музей , Одесса, Украина | ||
1994 | Пространство культурной революции / Украинский дом , Киев, Украина | ||
1994 | Страшное — любовное / Центр современного искусства «Тирс», Одесса, Украина | ||
1994 | Продолжение традиций / Одесский художественный музей , Одесса, Украина | ||
1994 | Lux ex tenebris / Центр современного искусства «Тирс», Одесса, Украина | ||
1993 | Grafik aus Odessa / Муниципальная галерея, Розенхайм, Германия | ||
1993 | Случайная выставка / Центр современного искусства «Тирс», Одесса, Украина | ||
1993 | Степи Европы / Центр Современного Искусства «Замок Уяздовский» , Варшава, Польша | ||
1993 | Диаспора / Центральный дом художника , Москва, Россия | ||
1991 | Kunst aus Odessa / Galerie im Alten Rathaus, Прин-ам-Кимзе, Германия | ||
1991 | The Glory and Modernity of Odessa / Йокогама, Япония | ||
1990 | Украинская живопись XX века / Национальный Художественный Музей Украины , Киев, СССР | ||
1990 | Вавилон / Центральный Дворец молодежи, Москва, СССР | ||
1990 | После модернизма — 2 / Одесский художественный музей , Одесса, СССР | ||
1990 | Avec Cezanne, avec Van Gogh pour la montagne Sant Victore… / Марсель, Франция | ||
1990 | Совиарт. Три поколения украинской живописи 1960—1980 годов / Оденсе, Дания | ||
1990 | Совиарт. Три поколения украинской живописи 1960—1980 годов / Торгово-Промышленная палата, Киев, СССР | ||
1989 | После модернизма / Одесский художественный музей , Одесса, СССР | ||
1989 | Новые фигурации / Одесский государственный литературный музей , Одесса, СССР | ||
1988 | Всесоюзная выставка молодых художников / Манеж , Москва, СССР | ||
1973—1989 | участник региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок |
Музеи, в которых содержатся произведения Рябченко .
|