Ибрагимов, Гарун Халилович
- 1 year ago
- 0
- 0
Фаиль Мирзаевич Ибрагимов ( тат. Фаил Мирза улы Ибраһимов ; род. 29 ноября 1950 , Чалманарат , Актанышский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский татарский театральный режиссёр . Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1994). Лауреат Республиканской премии имени Мусы Джалиля (2007). Главный режиссёр Набережночелнинского государственного татарского драматического театра (1990—1996, 2002—2020).
Фаиль Мирзаевич Ибрагимов родился 29 ноября 1950 года в селе Чалманарат Актанышского района Татарской АССР . По официальным документам — 2 января 1951 года . Родители поженились в 1948 году: мать — Мусавара (р. 1925), дочь расстрелянного муэдзина , трудилась трактористкой в колхозе; отец — Мирзамухаммат (р. 1925), ветеран Великой Отечественной войны , откуда вернулся на протезах без обеих ног, затем два десятка лет был директором деревенской школы . В семье было одиннадцать детей . Брат — Ильфак (р. 1952), поэт .
После окончания седьмого класса школы в родном селе, в 1966 году поступил в , которое окончил в 1970 году, а затем работал учителем в школе села Старое Курмашево . В 1971 году поступил на театральный факультет Казанского института культуры , который окончил в 1975 году . Учился у драматурга и режиссёра Р. Батуллы , а также у , главного режиссёра Татарского академического театра имени Г. Камала . После получения образования вернулся в Актанышский район, связав свою дальнейшую жизнь с татарским театром .
В 1975—1978 годах работал режиссёром , а в 1978—1979 годах был режиссёром-стажёром . В 1979—1982 годах снова трудился в Актанышском театре, в 1982—1984 годах — в Набережночелнинском народном театре , а в 1985 году стал главным режиссёром Мензелинского театра . С целью совершенствования профессионального мастерства был направлен в Москву , где в 1986—1987 годах обучался на Высших режиссёрских курсах при Государственном институте театрального искусства . Учился у таких педагогов, как Е. Р. Симонов и А. А. Гончаров .
В 1990 году стал художественным руководителем и главным режиссёром новосозданного Набережночелнинского театра юного зрителя , который в дальнейшем получил название татарского драматического . 21 декабря 1990 года на сцене дома культуры «Энергетик» первой челнинской профессиональной труппой в постановке Ибрагимова был сыгран спектакль «Күбәләк булып җаның кайтыр» («И вернется бабочкой душа твоя») по пьесе Р. Батуллы , что ознаменовало рождение профессионального театра в Набережных Челнах . Сформировав актёрскую труппу и наладив творческую работу коллектива, в 1996 году оставил должности в театре, оставшись там режиссёром . В 2002—2020 годах снова был главным режиссёром театра .
В 1994 году получил звание заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан , а в 2007 году стал лауреатом Республиканской премии имени М. Джалиля . В 2010 , 2022 годах номинировался на получение Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая . Большой резонанс получило вручение в 2021 году Ибрагимову благодарственного письма от мэра Набережных Челнов , что ряд деятелей татарской культуры посчитали недостаточной оценкой для основателя челнинского театра .
Первый спектакль «Ир-егетләр» («Мужчины») по пьесе Т. Миннуллина поставил в 1975 году . Постановки «Өч аршын җир» («Три аршина земли») А. Гилязова , «Дуэль» («Дуэль») М. Байджиева , «Кичер мине, Әнкәй» («Прости меня, мама») Р. Батуллы на сцене Актанышского татарского театра, а также «Американ» («Американец») К. Тинчурина на сцене Набережночелнинского народного театра, привлекли внимание своими неординарными образными решениями и были оценены критиками как первоклассные спектакли, получив также широкую известность и у казанских зрителей. Творческая работа в Мензелинском театре ознаменовалась для Ибрагимова дальнейшим развитием режиссёрского потенциала, овладением современными техниками театрального искусства вкупе с сохранением традиций татарского театра .
Такие спектакли мензелинского периода, как «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль») К. Тинчурина , «Сөйгәнемнең туган көне» («День рождения любимой») И. Юзеева , «Баласын җуйган болан эзеннән» («По следам оленя, потерявшего детеныша»), «Өч аршын җир» («Три аршина земли») и «Тын урамда гауга» («Скандал на тихой улице») А. Гилязова , «Ярым ятларга кала» («Только жаль любимую») Р. Батуллы , «Өй салуның ние бар?» («Что нам стоит дом построить») , «Сүнмәс учагым» («Негаснущий костёр») , «Сөрелгән фәрештәләр» («Звёзды на утреннем небе») А. Галина , показали профессиональную зрелость Ибрагимова как режиссёра. Смелость образного решения, психологическая глубина, смысловая значимость мизансценических композиций, точное ощущение жанровой природы драматургического материала сделали эти спектакли явлением в татарском театральном искусстве, подняв Мензелинский театр на новую художественную высоту .
Загоревшись идеей построить создать профессиональный театр в Набережных Челнах, Ибрагимов воплотил это желание в жизнь, уделив особое внимание духовной сути ставящихся произведений. Такие спектакли, как «Күбәләк булып җаның кайтыр» («И вернется бабочкой душа твоя»), «Нурислам нигезе» («Дом Нурислама») и «Яшь аралаш көлү» («Смех сквозь слезы») Р. Батуллы , «Ут төртүче» («Поджигатель») , «Язлар моңы» («Весенние мелодии») А. Гаффара , «Курку» («Страх»), «Сулкылдап елый җаннар» («Ранимая душа») и «Кайтуыңның кайтавазы» («О чём молчит скрипка?») , «Сөясеңме, сөймисеңме» («Любишь, не любишь?») Ф. Булякова , «Гора влюблённых» («Гашыйклар тавы») И. Юзеева , определили дальнейшие пути развития Набережночелнинского театра, его художественное направление. Данные постановки Ибрагимова отличали точный социальный анализ, обобщающая широта поднимаемых проблем, поэтическая одухотворённость и яркая театральная зрелищность, они транслировали зрителю режиссёрское понимание сути и смысла жизни посредством тонкой психологической игры, пластики, слова .
Из других набережночелнинских постановок Ибрагимова известны спектакли «Финлянди дә рәхәт ди» («О, мой рай, Финляндия!») , «Тик сиңа юллар ярам» («Страшная сказка про любовь») Р. Солнцева , «Кодача» («Свояченица») З. Исмагилова , «Әйттереп калыйк әле!» («Рогоносец») и «Китмәскә килгән кошым» («Не улетай, любовь!») , «Аты барның, дәрте бар» (Аты барның — дәрте бар) и «Кызлар, ишек ачыгыз!» («Студенты») Н. Гаитбаева , «Мөгезле Мәүлихан» («Рогатый Маулихан») , «Яр» («Новелла о человеке») , «Корт» («Деревенские шалости») , «Юлларда бозлавык» («На дорогах гололедица») , «Саташу» («Наваждение») Т. Миннуллина , «Банкрот» («Банкрот») Г. Камала , «Бурлак» («Бурлак») , «Абага алмасы ачы була» («Горькие плоды папоротника») и «Сигезле биюе» («Белый танец») , «Хыялый» («Мечтатель») С. Абузарова , «Тигезәкләр» («Отверженные») , «Кияү абый» («Дядя зятёк») и .
В период работы в Набережных Челнах серьёзные спектакли были поставлены Ибрагимовым на сценах других театров, в частности, «Көзнең соңгы яфраклары» («Последние листья осени») , «Сафиулла» («Сафиулла») , «Көзге романс» («Осенний романс») , «Мәкер һәм мәхәббәт» («Коварство и любовь») Ф. Шиллера в Альметьевском татарском драматическом театре , «Сихерче» («Колдунья») в Уфимском татарском театре «Нур» , а также «Ярым ятларга кала» («Только жаль любимую») Р. Батуллы в Татарском академическом театре имени Г. Камала . Стараясь не повторяться, всего Ибрагимов поставил более 70 спектаклей, зарекомандовав себя режиссёром высокого класса .
Сын — Булат (р. 1975), выпускник (1995), Санкт-Петербургской академии театрального искусства (2000), главный художник Казанского театра юного зрителя (2001—2002), художник Татарского академического театра имени Г. Камала (2002—н.в.) .