Interested Article - Весёлые звёзды

«Весёлые звёзды» советский полнометражный художественный фильм , поставленный на киностудии « Мосфильм » в 1954 году .
Жанр сатирической музыкальной комедии стал как бы внешней оболочкой фильма-ревю — каскада эстрадных номеров с участием артистов разных жанров, причём самые популярные играют самих себя. Предвестник развлекательного «лёгкого» жанра на советском телевидении. Фильм вышел на экраны 19 июля 1954 года . До конца года картину посмотрели 31,5 миллионов зрителей, по итогам года она заняла пятое место в прокате.

Сюжет

Киевский дуэт начинающих конферансье — Тарапунька и Штепсель едет в Москву для участия во Всесоюзном конкурсе молодых артистов эстрады. В поезде их соседями по купе оказывается немолодая семейная пара, при ближайшем знакомстве — из карьеристов, что подтверждает злободневность подготовленного номера.
Выступление конкурсантов довольно скоро находит поддержку большинства членов жюри, но тут же возникает интрига — признанные мастера конферанса не спешат открыть дорогу молодым конкурентам.
В столичной суете Тарапуньку и Штепселя поджидают необычайные приключения, как и новые знакомства. Лишь только случай помогает киевлянам вновь выйти на сцену и провести концерт с популярнейшими артистами эстрады и кино.

Подготовительный период

Режиссёрский сценарий фильма был готов в конце октября 1953 года. Этому предшествовала продолжительная работа творческого коллектива.

Фильм-концерт должен быть не набором пусть даже лучших и разнообразных номеров, а цельным произведением…
По первоначальным замыслам сценаристов Клавдия Шульженко должна была исполнить в фильме уже знакомые зрителям песни. Евгений Помещиков и Владимир Типот написали большую сцену, в которой изобразили выступление певицы так, как им оно представлялось.

о первоначальном варианте сценария в книге Г. А. Скороходова «Три влечения Клавдии Шульженко»

Сама Шульженко , однако, сочла, что появляться перед огромной зрительской аудиторией с хорошо знакомым репертуаром нецелесообразно, и поделилась своими соображениями с Верой Строевой . Та согласилась, и сценаристы приступили к переработке сценария. Шульженко же предложила обратиться к Исааку Дунаевскому , с которым они были знакомы с 1930-х годов по работе на картине М. Авербаха « ». Весьма занятый работой над опереттой «Белая акация», композитор всё же дал согласие сочинить несколько песен:

Для фильма будут написаны четыре оригинальные песни на слова поэта М. Л. Матусовского.

  1. «Утренняя песня», с которой начинается фильм.
  2. «Песня о Москве» — песня, выражающая чувства человека, подъезжающего к столице нашей Родины.
  3. «Песня о звёздах» — лирическая песня для К. Шульженко с хоровым вариантом. Сопровождение оркестра в 60 человек.
  4. «Песня о Родине» — финальная песня фильма патетического и патриотического характера, предлагаемая к исполнению солистами, хором из различных национальных коллективов. Сопровождение — большим симфоническим оркестром 75—80 человек.
из письма И. О. Дунаевского на «Мосфильм»

В процессе работы над картиной акцент с песен патетических был перемещён в сторону лирики: вместо «Песни о Москве» появился вальс «Молчание» (см. ниже раздел «Съёмки»), а вместо «Песни о Родине» — «Песня о ротном запевале», написанная специально для Утёсова. Остальные 12 инструментальных пьес в ритмах быстрого и медленного фокстрота, танго, вальса-бостона, румбы и так далее написал Александр Цфасман . Все они были записаны с джаз-оркестром под управлением автора ещё до начала съёмок .

Съёмки

По воспоминаниям Клавдии Шульженко , павильонные съёмки в основном проходили по ночам . Сложно-постановочные изобразительные задачи были решены при помощи комбинированных съёмок :
- номер Рины Зелёной , и вправду оказавшейся размером с детскую куклу;
- «встреча» Л. Утёсова с персонажами своих песен, в частности Костей из « Весёлых ребят »;
- наконец, всевозможные кинотрюки в сатирическом эскизе Тарапуньки и Штепселя на тему современной абстрактной живописи.

Так или иначе, заключительная часть фильма превращалась в последовательность отдельных, почти никак не связанных номеров, что противоречило изначальному замыслу режиссёра. Тогда Шульженко предложила сцену репетиции, где ей самой можно было бы познакомиться с ведущими концерта, просто поговорить с ними. Для нового эпизода понадобилась ещё одна песня, и Шульженко сама обратилась к Дунаевскому .

Через несколько дней, — вспоминала Клавдия Ивановна, — Дунаевский позвонил мне:
— Приезжайте, у меня, кажется, получилась неплохая мелодия. Г. А. Скороходов , из главы «Не спугни очарованья…»

А следом Матусовский написал к ней слова. Так родился вальс «Молчание», впоследствии ставший одним из самых любимых произведений К. Шульженко .

Важные изобразительные эпизоды на натуре были также решены при помощи комбинированных и трюковых съёмок:
- ещё только строящиеся сталинские высотки , являющие новый образ послевоенной Москвы, вся страна смогла увидеть на экране уже без кранов;
- «Полёты» Мирова с Новицким на аттракционе в парке, снимавшиеся по технологии блуждающей маски в две экспозиции — первая часть вместе с крупными планами актёров предварительно были отсняты на « Мосфильме » перед инфраэкраном ;
- наконец, шуточный эпизод с близнецами-акробатами: внимательный зритель не может не заметить утрированную скорость исполнения трюков, что случается, когда съёмка ведётся с пониженной частотой кадров.

В ролях

Нет в титрах

Съёмочная группа

операторы: Борис Горбачёв , Александр Ренков
художник — Николай Звонарёв
  • Монтаж: Екатерина Овсянникова, Лидия Лысенкова
  • Текст песен Михаила Матусовского
  • Балетмейстеры: , Виктор Вронский
  • Директор картины — Валентин Маслов

Песни

«Утренняя песня»
«Песенка Куклы»
«Молчание»
«Звёзды милой Родины»
«Песня о ротном запевале» («С песней по жизни»)

Музыкальное сопровождение:

Критика

Рецензии в советских печатных изданиях приветствовали появление фильма об эстраде, прежде обойдённой пристальным вниманием кинематографистов. Одобрения заслужил и сам принцип построения картины — как цельное представление с единым сюжетом .

Он долго не сходил с экрана, десятки газет опубликовали восторженные (в разной степени) отзывы. Причину успеха его вряд ли можно объяснить отсутствием в те годы новых музыкальных и комедийных лент. Фильм привлёк зрителя прежде всего парадом любимых эстрадных звёзд и замечательной музыкой.

Г. А. Скороходов «Три влечения Клавдии Шульженко»

Вместе с тем, критике подвергся замысел фильма с желанием рассказать о конкурсе молодых дарований, о том как начинающие артисты «пробивают» дорогу на большую эстраду через бюрократизм, равнодушие, зависть.

Однако сюжет этот не «подкреплён» реальным желанием самих авторов картины выдвигать новые таланты. В фильме нет эстрадной молодёжи, нет ни одного нового имени. Роли же молодых талантов, пробивающихся на сцену, исполняют… одни из самых популярных артистов эстрады — Ю. Тимошенко и Е. Березин.

К упущениям со стороны создателей было отмечено и заметное преклонение перед «именами», снижение требовательности и хорошего вкуса, когда конечная художественная форма отдельных номеров, их киновоплощение не соответствует уровню исполнителя. По мнению Владимира Шалуновского именно таким получился весьма средний эпизод выступления Клавдии Шульженко .

Зарубежный прокат

В 1954 году фильм под названием «Vidám csillagok» вышел на экраны Венгрии, а в 1955 году под названием «Variety Stars» — на экраны США .

Комментарии

  1. Фамилии снявшихся в фильме приведены по Аннотированному каталогу фильмов 1930—1957 годов (1961) , а также из русскоязычных порталов о кино.
  2. Съёмочная группа приведена по титрам фильма, а также Аннотированному каталогу фильмов 1930—1957 годов (1961) .

Примечания

  1. , с. 524.
  2. , с. 18—253.
  3. (недоступная ссылка — ) . Бесплатный хостинг для фото и изображений . Дата обращения: 26 марта 2022.
  4. (недоступная ссылка — ) . Бесплатный хостинг для фото и изображений . Дата обращения: 26 марта 2022.
  5. . KinoYurCo — Каталог фильмов из личной коллекции . Дата обращения: 26 марта 2022. 16 августа 2021 года.
  6. Шалуновский В. // Советская культура : газета. — 1954. — 24 июля ( № 88 (166) ). — С. 3 . 26 марта 2022 года.
  7. . База фильмов и сериалов на ЗОНЕ5.RU . Дата обращения: 27 августа 2018. Архивировано из 27 августа 2018 года.

Литература

  • Скороходов Г. А. Три влечения Клавдии Шульженко. — Юбилеи. — М. : Эксмо; Алгоритм, 2006. — 253 с. — ISBN 5-699-15012-9 .
  • Горбачёв Б. К. Техника комбинированных съёмок / Ред. Л. О. Эйсымонт. — М. : Искусство, 1958. — С. 248. — 278 с. — 3000 экз.
  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.

Ссылки

  • . 1954 • фильм-концерт • 102 минуты • 1 серия . Онлайн-кинотеатр «Мосфильма» . Дата обращения: 26 марта 2022.
  • . Библиотека кино . Дата обращения: 26 марта 2022.
  • . Популярная художественная энциклопедия . Дата обращения: 26 марта 2022.
Источник —

Same as Весёлые звёзды