Interested Article - Феноменология религии
- 2021-06-14
- 1
Феноменология религии — методологический подход в религиоведении , придающий особое значение воззрениям приверженцев религий. Феноменология религии, базируясь на философской феноменологии , стремится выявить сущность религии путём исследований, свободных от искажающего влияния научных или общепринятых ценностей и предрассудков . Феноменологический подход к изучению религии предполагает личное участие учёного в исследуемой им религиозной традиции, что даёт возможность понять значение и проявления различных религиозных феноменов, относящихся к конкретной религии. При проведении религиоведческих исследований с использованием феноменологического подхода учёные занимают нейтральную позицию и отказываются от существующих ценностных суждений относительно изучаемой религии . Исследователи религий часто характеризуют феноменологию религии как одну из самых важных дисциплин в религиоведении. Её отправной точкой служит утверждение, согласно которому любая религия имеет своим источником религиозный опыт , выступающий главным предметом изучения в феноменологии религии .
История развития
Термин «феноменология» был введён в 1764 году математиком и философом И. Г. Ламбертом .
В конце XVIII столетия германский философ Иммануил Кант выдвинул концепцию, проводившую различие между феноменами (явлениями) и ноуменами. Под феноменом Кант понимал всякий объект, конституированный трансцендентальным Я , под ноуменом — априорные идеи чистого (то есть не опирающегося на опыт) разума . При этом он нередко отождествлял вещи-в-себе с ноуменами, хотя они в противоположность вещам-в-себе не вызывают чувственных восприятий и не дают рассудку материал знания. Многие феноменологи религии проводят подобное различие между религиозными феноменами и религиозной реальностью-в-себе.
До появления феноменологического движения в XX столетии термин «феноменология» чаще всего ассоциировался с германским философом Г. В. Ф. Гегелем и его работой Феноменология духа , в которой он попытался преодолеть кантовское раздвоение между феноменами и ноуменами. Гегелевская трактовка термина «феноменология» подразумевает под ней науку о Духе, проявляющимся в форме как определённого, так и множественного бытия, и достигающим абсолютного Знания через ряд последовательных воплощений (диалектически связанных между собой моментов). По Гегелю, сознание всегда указывает на соотношение субъект-объект. В «Феноменологии духа» Гегель преследовал цель устранить разрыв между сознанием и объектом и доказать, что объект есть самосознание, занимавшее со времен Канта центральное место в философии и которое Гегель пытался научно обосновать .
Философские теории Канта и Гегеля сформировали два варианта понимания феноменологии, под влиянием которых развивалась феноменология религии. С одной стороны, под ней в широком смысле понимается дескриптивное исследование восприятия наблюдаемых феноменов. С другой стороны, в узком смысле под ней понимается философский подход, использующий феноменологический метод.
В 1887 году нидерландский теолог и историк религии П. Д. Шантепи де ла Соссе в своём знаменитом «Справочнике по истории религии» впервые провёл сравнительное исследование повторяющихся в истории религиозных феноменов ( мифа , обрядов , ритуалов и практик), использовав словосочетание «феноменология религии» в названии одной из глав: «Набросок феноменологии религии» .
Характерные особенности феноменологии религии
Феноменология религии характеризуется следующими отличительными признаками :
- Компаративный и систематический подход
- Эмпирический подход
- Исторический подход
- Дескриптивный подход
- Антиредукционизм
- Автономия
- Интенциональность
- Эпохе , эмпатия и симпатическое понимание
- Проникновение в суть сущностных структур и смыслов
Примечания
- Matt Stefon от 3 мая 2015 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica .
- Rev. Emeka C. Ekeke, Chike A. Ekeopara. от 27 августа 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3904 дня]) // European Journal of Scientific Research. ISSN 1450-216X. Vol.44 No.2 (2010), pp.266-274.
- ↑ Allen, Duglas. Phenomenology of religion // от 5 ноября 2012 на Wayback Machine Edited by John R. Hinnells. Taylor & Francis, 2005. ISBN 978-0-415-47327-9 . pp. 182—207.
- Михайлов И. А. от 22 декабря 2012 на Wayback Machine // Новая философская энциклопедия .: в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . — М.: Мысль , 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
- Ойзерман Т. И. от 16 октября 2012 на Wayback Machine // Новая философская энциклопедия .: в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . — М.: Мысль , 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
- Д. Реале, Д. Антисери. от 13 мая 2012 на Wayback Machine — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997. — 880 с. ISBN 88-350-7272-7 , ISBN 5-86708-105-2
-
- Gerardus Van der Leeuw . Religion in Essence and Manifestation: A Study in Phenomenology, translated by J. E. Turner. 2 volumes. New York: Harper & Row, 1963. — P.694 ;
- George James. Interpreting Religion: The Phenomenological Approaches of Pierre Daniël Chantepie de la Saussaye, W. Brede Kristensen, and Gerardus van der Leeuw. Washington: , 1995. — P. 42-45
- 2021-06-14
- 1