Очки опыта
- 1 year ago
- 0
- 0
« Многообразие религиозного опыта » ( англ. The Varieties of Religious Experience ) — главный труд американского психолога и одного из основателей философского прагматизма Уильяма Джеймса , состоящая из двадцати по естественной теологии , прочитанных им в Эдинбургском университете ( Шотландия ) в 1901—1902 гг. Лекции описывают представления Джеймса о сущности религии и его взгляды на научную методологию, использовавшуюся в его время при академических исследованиях религии . Книга вызвала широкий интерес научного сообщества и стала классической для психологов и философов уже вскоре после её выхода. Она многократно переиздавалась на разных языках в течение более чем ста лет, прошедших с момента первой публикации. В России книга впервые вышла под редакцией и с предисловием С. В. Лурье в 1910 году в Москве. В советское время в СССР не переиздавалась, и лишь в 1992 году в издательстве «Андреев и сыновья» было издано репринтное воспроизведение издания 1910 года, за которым последовали другие переложения и переводы, полные либо частичные.
Уильям Джеймс был воспитан в глубоко религиозной семье. На его отца, Генри Джеймса, огромное влияние оказало религиозно-мистическое учение Эммануила Сведенборга . Это обстоятельство отразилось на философских и психологических взглядах Уильяма Джеймса по религиозным вопросам, в том числе и в книге «Многообразие религиозного опыта» . Написанию данной книги предшествовал ряд важных событий в личной жизни этого мыслителя. В 1872 году Джеймс принял предложение президента Гарвардского университета и приступил к преподаванию физиологии . Вскоре он начал преподавать в Гарварде психологию на основе физиологического подхода и в 1875 году создал первую в Америке психологическую лабораторию. В 1879 году Джеймс стал преподавать в Гарварде философию.
В апреле 1897 года он получил приглашение прочитать Гиффордские лекции по естественной теологии в Эдинбурге, однако из-за напряжённой работы в Гарварде его здоровье сильно пошатнулось, и он был вынужден отложить своё выступление. В 1898 году, находясь с друзьями в горах Адирондака , Джеймс испытал момент откровения, оказавший на него неизгладимое впечатление, после чего Джеймс почувствовал себя готовым перенести открывшееся ему понимание в лекции, как сказано в его письме к жене Элис .
В процессе излечения от физического недуга он занялся исследованием религиозных переживаний и в 1901—1902 гг. выступил с лекциями в Эдинбургском университете . Хотя эти лекции, опубликованные в 1902 году в качестве отдельной книги под названием «Многообразие религиозного опыта», имели широкий успех, сам Джеймс остался ими недоволен, полагая, что он уделил в этих лекциях слишком много внимания изложению фактов и слишком мало — философскому анализу .
Ключевой идеей книги стал отказ Джеймса от обсуждения вопросов, связанных с онтологией религиозных и мистических переживаний, вместо чего он перенёс внимание к психологическим проблемам этих переживаний. По словам Джеймса, «психологическая природа религиозного опыта и его философское значение — это, с логической точки зрения, вопросы совершенно разных порядков» . Данная идея затем многократно использовалась в теоретических построениях, касающихся понимания религиозного, мистического или духовного опыта, в самых разнообразных направлениях психологии — от бихевиористского до трансперсонального .
Джеймс также указал на необходимость отличать практическую ценность какого-либо религиозного феномена от вопроса о происхождении этого феномена. В качестве примера он привёл религию квакеров , которая на своей ранней стадии стала моральным образцом для всех остальных христианских сект. Современники её основателя, Джорджа Фокса , считали его вполне нормальным человеком. Тем не менее, с точки зрения своей нервной системы, Фокс, по словам Джеймса, был резко выраженным психопатом .
Джеймс выступил категорически против физиологических объяснений религиозных переживаний. Он назвал подобный подход «медицинским материализмом». Поскольку с точки зрения материализма нет ни одного состояния сознания — ни нормального, ни патологического, — которое не было бы обусловлено каким-нибудь органическим процессом, то, в соответствии с таким подходом, атеистический образ мыслей можно объяснить, к примеру, дисфункцией печени. Джеймс отверг распространённую идею о превосходстве науки перед религией, указав, что ценность как научных, так и религиозных воззрений может быть познана только путём непосредственно применённых к ним оценивающих суждений, основанных на нашей собственной интуиции и на добытых опытом знаниях об отношении этих воззрений к нашим моральным потребностям и ко всему тому, что мы называем истиной.
В последней лекции Джеймс выделил следующие наиболее существенные черты религиозной жизни:
Джеймс подробно рассмотрел отношения между наукой и религией его времени и выступил против предвзятого и высокомерного отношения учёных к религии как к пережитку прошлого и набору предрассудков, выразив это в следующих словах :
Я могу , конечно, заставить себя вжиться в настроение учёного сектанта и живо представить себе, что не существует ничего, кроме чувственного мира и признаваемых наукой законов и явлений природы; но всякий раз, как я пытаюсь сделать это, я слышу, как тот внутренний руководитель, о котором писал однажды Клиффорд (W. K. Clifford), шепчет мне: «прочь отсюда!» Заблуждение остаётся заблуждением, даже если оно называется наукой, и вся совокупность человеческого опыта, поскольку я могу объективно понять его, непреодолимо влечёт меня выйти за «научные» пределы. Да, реальный мир гораздо более сложен, чем это предполагает и допускает естествознание.
Итальянские историки философии Д. Реале и Д. Антисери в конце XX столетия сказали, что религией самого Джеймса была защита общества против бесчеловечных тенденций науки, и его борьба против культа науки и техницизма оказалась достаточно эффективной .
Книга Джеймса была подвергнута критике рядом авторов по нескольким причинам. Так, религиозный опыт в ней был рассмотрен без учёта социальных обстоятельств и исторического контекста, которые могли бы влиять на его проявления у различных рассмотренных исторических фигур. Помимо этого, в книге Джеймс проявляет отчётливо меньшую симпатию по отношению к религиозному опыту римских католиков , что скорее всего вызвано господством протестантизма в США во время написания книги. Ряд рецензентов, начиная со Стэнли Холла и до настоящего времени, отмечают, что Джеймс в этой книге отказался от экспериментальной позитивистской науки как способа проверки гипотез относительно исследуемого им предмета, а взамен предложил описательный биографический подход, приукрашенный философским языком. Это вызывает обвинения в отвержении научного метода как такового, из-за чего его работа, по мнению критиков, теряет возможность использовать более серьёзные аргументы, чем биографические или автобиографические .
Обозрение расширенного издания, опубликованное в июле 1963 года в журнале « Time », заканчивается цитатами философов Пирса и Сантаяны :
Уделяя мало внимания тому факту, что люди могут быть обращены в порочные верования, он обрёл почитателей, о которых сам бы сожалел. Например, Муссолини называл Джеймса наставником, который показал ему, что «о действии следует судить по его результату, а не по его доктринальной основе». Джеймс… не намеревался поддерживать нынешних тоталитарных деятелей. Его просто раздражали коллеги-учёные и их нескончаемое буквоедство по вопросам, которые не имеют практического значения. Будучи энергичной и свободомыслящей личностью, он надеялся показать, что религиозные переживания, даже у безумцев, чрезвычайно важны для человеческой жизни. Философ-прагматист Чарльз Пирс отметил, что величайшим достоинством «Многообразия» является его «проникновение в сердца людей». Джордж Сантаяна возразил, что его величайшим недостатком является «стремление дезинтегрировать идею истины, предлагать веру без разума и потворствовать предрассудкам».
С другой стороны, основное содержание данного труда составляют выведенные эмпирическим путём с детальной точностью портреты и концепции, что делает её ценным классическим источником для анализа религиозных переживаний и междисциплинарных исследований о них . Некоторые авторы считают «Многообразие религиозного опыта» трудом, заложившим основы психологии религии . Также эта книга оказала влияние на прикладные психологические практики для тех, кто борется с зависимостями, в частности, она была одним из источников вдохновения основателя Анонимных алкоголиков Уильяма Уилсона . Некоторые введённые в книге термины прижились в литературе, хотя и не ассоциируются, как правило, с именем Джеймса . По словам Харта, «работа Джеймса обманчиво проста, но при этом весьма многозначительна и при этом психологически точна и проницательна» .
Доктор философских наук, старший научный сотрудник сектора философии религии ИФ РАН Е. Г. Балагушкин отмечал, что хотя «замечательная» фундаментальная книга Джеймса для современного религиоведения «довольно ограниченна в теоретико-методологическом отношении», так как основывается только на описательно-эмпирическом подходе и рассматривает только эмоционально-психологический аспект мистики, но на момент выхода издание «было выдающимся по широте поставленных проблем и по охвату фактического материала». Также Балагушкин указал на то, что от момента выхода книги до настоящего времени «ясности и глубины в понимании специфики мистики <…> не прибавилось» .
Освоение скрытых потенций идей Джеймса продолжилось в книге, изданной Американской психологической ассоциацией в 2000 году, на что указывает даже её название — « Многообразие аномального опыта » .