Премия «Оскар» за лучшую женскую роль
- 1 year ago
- 0
- 0
Национальная кинопремия за лучшую женскую роль (или «… лучшей актрисе », хинди राष्ट्रीय फ़िल्म पुरस्कार, सर्वश्रेष्ठ अभिनेत्री पुरस्कार ) — категория главной кинематографической премии Индии под эгидой Министерства информации и телерадиовещания Правительства Индии , присуждаемая актрисам за лучшее исполнение ведущих ролей в фильмах индийского кинематографа на любом из языков или диалектов Индии .
Премия за лучшую женскую роль была введена в рамках общего решения оргкомитета награды предусмотреть, начиная с 15-й церемонии награждения (в 1968, по результатам 1967 года), призы не только для наиболее значительных работ (фильмов) кинематографа Индии, но также для участвовавших в их создании актёров и участников съёмочной группы. Первым лауреатом премии стала Наргис Датт за роль героини с раздвоением личности Варуны в фильме на хинди (1967) .
До 1984 года артисты награждались за лучшее исполнение ролей без разделения на главные и второстепенные, однако в дальнейшем под данной категорией стала пониматься премия за ведущие роли в фильмах, с выделением отдельной номинации для второплановых/вспомогательных ролей.
Номинация и награждение по творческим результатам каждого года (с 1 января по 31 декабря включительно) проводятся в последующем году. Вплоть до 1974 года, призы для лучшего актёра и актрисы года именовались соответственно Bharat Award и Urvashi Award и были представлены статуэткой и сертификатом премии (аналогично многим другим кинопремиям в мире), позднее же призом этих, как и большинства других «личных» категорий, стал «Серебряный Лотос» ( хинди रजत कमल , Rajat Kamal ), включающий медаль премии ( NFA ), сертификат о награждении, а после 24-й церемонии в 1977 году — и денежный приз (до 2006 — в 10 тысяч, позднее — в 50 тысяч рупий ).
Честь вручения премий традиционно принадлежит президенту Индии .
Ряд обладательниц премии являются также лауреатами других престижных и кинопремий (в частности, Filmfare Awards и ), а также одной или нескольких правительственных наград различного уровня.
Год и номер
церемонии |
Лауреаты | Фото | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
1968
|
Наргис Датт |
|
( хинди ) |
Варуна / Пегги | ||
1969
|
|
«
»
( малаялам ) |
Виджая | |||
1970
|
|
«
»
( бенгали ) |
Суприя | |||
1971
|
|
(хинди) |
Салма Ахмед | |||
1972
|
Вахида Рехман |
|
(хинди/ урду ) |
Решма | ||
1973
|
Шарада |
|
(малаялам) |
Сита | ||
1974
|
|
( каннада ) |
Камали |
Год и номер
церемонии |
Лауреаты | Фото | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
1975
|
Шабана Азми |
|
(хинди) |
Лакшми | ||
1976
|
Шармила Тагор |
|
(хинди) |
Чанда Тхапа,
её дочь Каджли |
||
1977
|
|
«
»
( тамильский ) |
Ганга | |||
1978
|
Смита Патиль |
|
(хинди) |
Уша/Урваши | « За блестяще выдержанное, страстное и убедительное исполнение комплексного нетрадиционного персонажа; за трогательное представление запутавшейся женщины, эксплуатируемой домогающимися её мужчинами на протяжении жизни, загнанной в горькое, полное неверия в себя одиночество… » | |
1979
|
Шарада |
|
«
»
( телугу ) |
Бхаратхи | « За сдержанную игру и точное невербальное выражение. » |
Год и номер
церемонии |
Лауреаты | Фото | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
1980
|
|
«
»
(тамильский) |
Куппамма | |||
1981
|
Смита Патиль |
|
(хинди/урду) |
Амма | « За безукоризненное исполнение роли женщины среднего возраста из бомбейских трущоб, стоически принимающую свою горькую судьбу и в то же время продолжающую мечтать о лучшем будущем, которое так и не приходит, с выразительностью и блестящей игрой в диалогах. » | |
1982
|
Рекха |
|
«
Дорогая Умрао
»
(хинди) |
Амиран /
таваиф Умрао-Джан |
« За притягательное изображение Умрао-Джан, куртизанки и поэтессы 19-го столетия. » | |
1983
|
Шабана Азми |
|
(хинди) |
Пуджа Индер Малхотра | « За сдержанность, с которой она умеет выражать широкий диапазон эмоций. » | |
1984
|
Шабана Азми |
«
»
(хинди) |
Джамини | « За чувствительность, с которой уловлено трагическое одиночество образа Джамини. » | ||
1985
|
Шабана Азми | « » (хинди) | Рама | |||
1986
|
Сухасини |
|
(тамильский) |
Синдхамани («Синдху») | « За выдающуюся игру в тамильском фильме „Синдху и Бхайрави“ в сложной роли женщины — возлюбленной и незамужней матери, вынужденной вернуться к своему одинокому существованию. „ | |
1987
|
|
«
»
(малаялам) |
Гоури | « За воплощение роли в фильме на малаялам „ Nakhakshathangal “, отражающее множество человеческих эмоций и добавляющее дополнительные стороны к образу Гоури, деревенской девушки, встречающей любовь и теряющей её. » | ||
1988
|
|
«
»
(тамильский) |
Судха | « За натуралистическое изображение работающей женщины среднего класса, ежедневно встречающей трудности бытия, и её стараний преодолеть постоянно растущие сложности городской жизни. » | ||
1989
|
Арчана |
|
«
»
(телугу) |
Камалакши | « За убедительное изображение даси времён 1925 года в регионе Теленгана , подвергающейся всесторонней эксплуатации в фильме на телугу „Dasi“ » |
Год и номер
церемонии |
Лауреаты | Фото | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
1990
|
|
«
»
(бенгали) |
Лакхи | « За её игру в фильме на бенгали „Parashuramer Kuthar“, показывающую боль и страдание беспомощной женщины, вынужденной обществом вести постыдный образ жизни. » | ||
1991
|
Виджаяшанти |
|
«
»
(телугу) |
Вайджайянти | « За её работу в фильме на телугу „Karthavyam“, сдержанно и сбалансировано показывающую одновременно агрессию и женственность героини. » | |
1992
|
|
«
»
( ассамский ) |
Риту | « За искусное и естественное создание образа учительницы, которая преодолевает эмоциональные травмы собственной жизни и посвящает себя служению благородной миссии. » | ||
1993
|
Димпл Кападия |
|
(хинди) |
Шаничари | « За захватывающую интерпретацию горестей одинокой женщины, унижаемой жестоким обществом. » | |
1994
|
|
«
Сломанный замок
»
(малаялам) |
Ганга | « За её редкостное умение раскрывать комплексные оттенки множества человеческих эмоций. » | ||
1995
|
|
(бенгали) |
Адити | « За её полное отождествление с персонажем одинокой женщины-доктора в фильме на бенгали „19 апреля“, где ею в сдержанно-чувствительной манере был показан широкий спектр эмоций. » | ||
1996
|
|
(хинди) | Пхулан Деви | “ За ошеломительную, смелую, изящную и убедительную игру в противоречивой роли преступницы в фильме на хинди „Королева бандитов“. » | ||
1997
|
Табу |
|
(хинди) |
Вирендар «Виран» Каур | « За искусно созданный образ женщины, тонущей в круговороте конфликтов. » | |
1998
|
«
»
(бенгали) |
Джхинук | « Совместно присуждена двум актрисам … за их сдержанное и деликатное изображение двух женщин, пойманных в сети унижения. Пример их выхода духовно богаче из этого опыта является вдохновляющим. » | |||
Ритупарна Сенгупта | Ромита Чаудхари | |||||
1999
|
Шабана Азми |
|
«
»
(хинди) |
Рамбхи | « За её драматическое и страстное изображение женщины, вынужденной на неравную борьбу в мире мужчин. Актриса придала редкостную силу и достоинство своему образу жертвы, берущей закон в свои руки, выражая широкий и запутанный спектр эмоций с лёгкостью и искренностью. » |
Год и номер
церемонии |
Лауреаты | Фото | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
2000
|
Кирон Кхер |
|
(бенгали) |
Баналата | « За спектр эмоций, привнесённый ею в роль стареющей женщины, неосуществленные страсти которой делают её лёгкой добычей для моральной эксплуатации „продавцом грёз“ » | |
2001
|
Равина Тандон |
|
(хинди) |
Дурга | « За её роль в „Судьбе женщины“, рисующую смиренную женщину, постоянно подвергаемую её мужем физическим и психологическим страданиям. Героиня выходит из кокона своей пассивности, боясь, что и её дочь ждёт та же судьба » | |
2002
|
Табу |
|
(хинди) |
Мумтаз | « За её реалистичное и деликатное изображение никогда не отчаивающейся женщины, теряющей опору в обществе насилия » | |
Шобана |
|
«
»
( английский ) |
Лакшми | « За реалистичное изображение одинокой матери и домохозяйки, разрывающейся между ценностями разных человеческих сообществ, что отражает настроение фильма » | ||
2003
|
|
(английский) |
Минакши С. Айер | « For her strong and effective portrayal of a Tamil Brahmin woman caught between an orthodox mindset and human compassion » | ||
2004
|
|
«
»
(малаялам) |
Шахина | « For her sustained and subtle portrayal of a young girl trapped in an early, polyandrous marriage and her ability to convey her little joys and large sorrows » | ||
2005
|
|
(каннада) |
Хасина | « For her powerful portrayal of a young Muslim wife boldly questioning the traditional laws of her community. Her ability to convey range of various moods through her performance in a forceful manner is commendable » | ||
2006
|
|
(английский) |
Шерназ | « For her rendition of a crusading mother who fights for justice against all adversity in a communally charged environment » | ||
2007
|
Приямани |
|
«
»
(тамильский) |
Муттхазхагу | « За изображение свирепой любви вспыльчивой деревенской девушки » | |
2008
|
|
«
»
(каннада) |
Гулаби | « For a heart-rending portrayal of the sorry plight of a wronged woman belonging to a minority community surrounded by an uncaring and hostile society » | ||
2009
|
Приянка Чопра |
|
«
В плену у моды
»
(хинди) |
Мегхна Матхур | « За убедительную передачу целого ряда эмоций в рамках одного персонажа » |
Год и номер
церемонии |
Лауреаты | Фото | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
2010
|
|
(бенгали) |
Шикха | « За изысканную детализацию сложного персонажа на разных этапах профессиональной и личной жизни актрисы » | ||
2011
|
|
«
»
( маратхи ) |
Ширми | « За тонкое изображение матери, стремящейся обеспечить своему сыну лучшее будущее, чем то, в котором ей отказывают обстоятельства » | ||
|
«
»
(тамильский) |
Вирайи | « За роль яростно воинственной матери-одиночки, которая защищает своего сына до такой степени, что жертвует собой ради его счастья » | |||
2012
|
Видья Балан |
|
(хинди) |
« Видья Балан мощно и творчески использует свои актерские способности, чтобы придать персонажу Силк убедительность, уязвимость и достоинство » | ||
2013
|
|
«
»
(маратхи) |
Яшода | « Как деревенская домохозяйка в не обещающем ничего хорошего месте кремации, актриса отлично справляется со своим персонажем » | ||
2014
|
«
»
(хинди) |
Камала | « Если когда-либо актриса могла полностью слиться с ролью и выглядеть идеально, так это Гитанджали Тхапа. Ее ищущие глаза и уязвимость захватывают дух » | |||
2015
|
Кангана Ранаут |
|
(хинди) |
Рани Мехра | « За оставляющее неизгладимый след выступление, основанное на контекстной специфичности и в то же время обезоруживающе спонтанное, чтобы кажется почти импровизированным » | |
2016
|
Кангана Ранаут |
(хинди) |
Тануджа «Тану» Триведи,
Кумари «Кусум» Сангхван |
« За динамичное изображение двух контрастных персонажей, пронизанное весельем и обаянием » | ||
2017
|
|
«
»
(малаялам) |
мать Чару | « За демонстрацию своего таланта в изображении боли и экстаза матери, находящейся в плачевном социальном положении » | ||
2018
|
Шридеви |
|
(хинди) |
Девки Сарабвал | ||
2019
|
|
( телугу ) |
« За диапазон эмоций в течение длительного периода времени » | |||
2020
|
Кангана Ранаут |
|
«
»
(хинди) |
рани
Лакшми Баи
Джая Нигам |