Национальная кинопремия (Индия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Национальная кинопремия за лучшую детскую роль ( букв. « … для лучшего ребёнка-актёра », хинди राष्ट्रीय चित्रपट पुरस्कार, सर्वोनम बाल कलाकार पुरस्कार ) — категория главной кинематографической премии Индии под эгидой Министерства информации и телерадиовещания Правительства Индии , присуждаемая актёрам детского и подросткового возраста (до 16 лет ) за лучшее исполнение ролей в фильмах индийского кинематографа на любом из языков Индии .
Официально Национальная кинопремия Индии за лучшую детскую роль впервые была присуждена в 1969 году и вручена на 16-й церемонии награждения. Первой формально зафиксированной в документах премии лауреаткой номинации стала 5-летняя («Малышка Рани»), появившаяся к тому моменту на большом экране в 26 фильмах, за роль в тамильскоязычной картине « Kuzhanthaikkaga » . При этом ряд косвенных источников (не связанных напрямую с оргкомитетом премии) утверждают, что премии детям актёрам минимум дважды вручались ещё до этого. В частности, ещё на 11-й церемонии премии в 1964 году специальный приз был присуждён в 4,5-летнем возрасте будущему кинематографисту за роль в лучшем фильме года на маратхи « Ha Maza Marg Ekala » , а согласно книге « Pride of Tamil Cinema: 1931 to 2013 » (самой удостоенной Национальной кинопремии в соответствующей категории в 2015 году ), на следующий день после 13-й церемонии (1966) премия также была вручена , сыгравшей сестёр-близнецов в лучшем фильме прошедшего года на тамильском языке « Kuzhandaiyum Deivamum » .
Самой юной лауреаткой за историю номинации стала , исполнившая в трёхлетнем возрасте заглавную роль в тамильском фильме (1990); самым возрастным — Риши Капур , удостоенный премии за игру в роли юного Раджу на пределе возрастного ограничения категории (16 лет) в картине « Моё имя Клоун », причём из-за прохождения всех фильмов через комиссию по цензуре к его выходу в прокат в 1970 году Риши было около восемнадцати, а к награждению — 19 лет.
Как и другие «личные» номинации, премия за лучшую детскую роль относится к рангу «Серебряного Лотоса» ( хинди रजत कमल , Rajat Kamal ). Награда включает медальон премии ( NFA ), сертификат о награждении, а начиная с 24-й церемонии в 1977 году — и денежный приз (до 2006 — в 10 тысяч, позднее — в 50 тысяч рупий ).
Честь вручения премий, как и для других номинаций Национальной кинопремии, традиционно принадлежит президенту Индии .
Год и номер
церемонии |
Лауреаты (возраст) | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки | |
---|---|---|---|---|---|---|
1969
|
(5) |
«
Kuzhanthaikkaga
»
( тамильский ) |
||||
1970
|
Премия в номинации не присуждалась | |||||
1971
|
Риши Капур (16 ) |
«
Моё имя — Клоун
»
( хинди ) |
главный герой Раджу (в юности) | |||
1972
|
(15) |
«
Ajab Tujhe Sarkar
»
( маратхи ) |
||||
1973
|
(12) |
«
Ranur Pratham Bhag
»
( бенгали ) |
Рану | « Ranur Pratham Bhag — первый фильм Ниры. Её роль Рану свидетельствует о её пробуждающемся артистическом таланте. » | ||
1974
|
( каннада ) |
Китти | « За образ Китти, глазами которого мы видим уничтожение целой деревни в фильме „Лес“ » | |||
1975
|
(6 ) |
«
Золотая крепость
»
(бенгали) |
Мукул Дхар | |||
1976
|
Премия в номинации не присуждалась | |||||
1977
|
(10) |
(хинди) |
Дипак «Дипу» Кумар Агнихотри | |||
1978
|
«
»
(каннада) |
Нани | « За редкое по деликатности изображение осознания ребёнком грубости и жестокости мира взрослых, его неслышной борьбы за сохранение своей невинности и природного чувства справедливости; за поэтическую подачу реакции его героя на простепенно раскрывающиеся тайны жизни, с тривиальностью, жестокостью и трагедией как неотъемлемыми сторонами человеческого опыта. » | |||
1979
|
Канчан Де Бисвас (7) |
«
Ganadevata
»
(бенгали) |
« За то, что оставался в роли самим собой. » |
Год и номер
церемонии |
Лауреаты (возраст) | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
1980
|
«
»
(хинди) |
Бхавана | |||
1981
|
Аравинд |
( малаялам ) |
Аппу | « За создание комплексного образа одинокого ребёнка, без малейшей своей вины отторгаемого обществом, за выражение глубокой эмоциональной травмы с минимумом диалога и превосходно экономной жестикуляцией. » | |
1982
|
Лейкхендра Сингх (9) |
«
Imagi Ningtham
»
( манипури ) |
Тхойтхой | « За внушающий расположение образ ребёнка и его тоски по материнской любви. » | |
1983
|
Вимал (5) |
«
Aroodam
»
(малаялам) |
Унни | « За его игру в фильме на малаялам „Aroodam“ с трогательной невинностью и отсутствием самоуверенности, дополняющую смысл его темы. » | |
1984
|
Суреш (12) |
«
»
(малаялам) |
Каяма | « За живое изображение множества эмоций подростка из племенной деревни. » | |
1985
группа из 4 лауреатов |
Аравинд Суреш Мукеш |
«
»
(малаялам) |
Лакшми
Винод Виджай Куттичатхан |
||
1986
|
Пунит (12) |
«
»
(каннада) |
Раму | « За живую и непринуждённую игру в роли бедного мальчика, которому приходится делать сложный выбор между собственными жеданиями и долгом перед семьёй. » | |
1987
|
Аникет Сенгупта (10) |
«
»
(бенгали) |
Кану | « За живой и трогательный образ мальчика, вносящего новую веру и смысл в жизнь пожилого артиста. » | |
1988
|
(10) |
«
Свами
»
(хинди) |
Свами | « За совершенно очаровательное изображение юного деревенского школьника, полного невинности и озорства, показывающее прирожденную природную мудрость юности. » | |
1989
|
(12) |
(хинди) |
Кришна / Чайпау | « За естественную простоту, с которой он изобразил ребёнка из трущоб. » |
Год и номер
церемонии |
Лауреаты (возраст) | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
1990
|
Мринмайи Чандоркар (5) |
«
»
(маратхи) |
Чакули | « За её невинную и непосредственную игру. » | |
1991
группа из 3 лауреатов |
(3)
Шрути (7) (7) |
(тамильский) |
Анджали
Ану Арджун |
« За превосходную игру, в которой дети предстают во всей своей естественности, вместе с тем показывая намёк на внутреннее взросление. » | |
1992
|
Сантош Редди (12) |
«
»
( телугу ) |
Сину | « За продемонстрированное естественное исполнение роли умудренного опытом ребенка. » | |
1993
|
(13) |
«
Mujhse Dosti Karoge
»
(хинди) |
Гульхасан | « За чистую радость и универсальность, которые он приносит в изображение привлекательного подростка, потерявшегося в своем мире грез. » | |
1994
|
Тарашанкар Мишра (12) |
«
Lavanya Preethi
»
( ория ) |
Кедар | « За успешное воплощение взросления ребенка от детства до юности и первого осознания сексуальности. » | |
1995
|
(15) |
«
»
(каннада) |
Котреши | « За его изображение полного надежд маленького мальчика, изолированного в социальном плане. Он покоряет сердце своими кроткими и милыми манерами. » | |
1996
|
Вишвас (12) | « » (каннада) | Мурти | « За его тонкое воплощение ребёнка, чувства которого ранит мир взрослых, лишённый любви и понимания. » | |
1997
2 лауреата |
Кавья Аннапаредди (3,5 ) |
(телугу) |
Банни | « За их превосходную игру. » | |
Кумар |
«
»
(малаялам) |
Пармешваран | |||
1998
|
Дханрадж Джонвар (16) |
«
Dhanna
»
(хинди) |
Каннан Перумалаян | « За натуральное актёрское изображение инвалида. Его любопытство и интересы заставляют его превратиться из социальной парии в самообучающегося члена общества. » | |
1999
|
(10) |
(тамильский) |
Малли | « За её живое исполнение чистой связи маленького ребенка с природой и его травмы вследствие ухудшения состояния окружающей среды. » |
Год и номер
церемонии |
Лауреаты (возраст) | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
2000
|
Асвин Тхампи (8) |
«
Jalamarmaram
»
(малаялам) |
Нирмал | « За представление невинной веры ребёнка в существование русалки и его вдохновенных стараний обезопасить для неё окружающую среду. » | |
2001
|
Удаярадж (10) |
«
»
(тамильский) |
Пулли | « За созданный им образ Пулли, юного сироты, работающего в автомастерской в Ченнае. Всё жюри аплодировало тому, умению Удаяраджа показать одновременно невинность и искушённость Пулли, с его сочетанием энергии и непосредственности. » | |
2002
|
П. Шветха (13) |
(тамильский) |
Каннамма «Кутти» | « За приглушенный образ Кутти — девочки, обреченной претерпеть страдания от социального неравенства и эксплуатации людьми. » | |
2003
|
(11) |
«
»
(хинди) |
сёстры Чунни, Мунни | « За живую и естественную иргу в роли сестёр-близнецов. » | |
(11) |
(тамильский) |
Амудха | « За её душераздирающее изображение девочки в поиске своей матери. » | ||
2004
|
(8) |
«
»
(маратхи) |
Парашурам Вичаре | « За западающее в память исполнение роли мальчика, понимающего, что потеряет способность видеть. » | |
Калидас Джаярам |
«
»
(малаялам) |
Васудев | « За многогранное изображение целого спектра эмоций. » | ||
2005
|
Ом Бхутакар |
«
Chhota Sipahi
»
(хинди) |
Джозе | « За образ наивного и невинного ребёнка, постепенно эволюционирующего в патриота, участника борьбы за освобождение Гоа. » | |
2006
|
(9) |
«
»
(телугу) |
Раму | « За запоминающееся исполнение образа ребёнка, осознающего своё жгучее желание учиться. » | |
2007
|
Дивья Чапхадкар |
«
Antarnad
»
( конкани ) |
Саника | « За пробуждение сложных эмоции талантливой девочки, находящейся в тени своей знаменитой матери. » | |
2008
|
Шарад Гоекар |
(маратхи) |
Тингья | « За покрытие диапазона чувств от нежности до яростного неповиновения с непревзойденной легкостью, при изображения Тингьи, мальчика, чья любовь к своему быку является движущей силой его юной жизни. » | |
2009
|
Шамс Патель (12) |
«
»
(хинди) |
Гхадкопар «Мунисипалити» | « За чрезвычайно естественное изображение беспризорника, оказавшегося в непривычной для себя ситуации. » |
Год и номер
церемонии |
Лауреаты (возраст) | Фильмы и их языки | Роли | Формулировки | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
2010
группа из 2 лауреатов |
|
(хинди) |
Джива Нитхьянандхам Чоккалингам
Анбураккасу «Анбу» Веллаичами |
« За вдохновенное исполнение главного героя и антагониста, жизнь которых не полна друг без друга, несущих повествование на протяжении путешествия. » | |
2011
4 лауреата, в том числе два вместе |
(12) |
(тамильский) |
Чхоту / Калам | « За исполнение с яркими, сияющими глазами и улыбкой сорванца проницательного ума, преодолевающего любые трудности и мечтающего о том, чтоб стать лучшим. » | |
Шантану Рангнекар
Мачиндра Гадкар |
«
Champions
»
(маратхи) |
Раджу
Санджай (братья) |
« За образ братьев по крови и ответственности, в борьбе за выживание на „дне“ безжалостного города. » | ||
Вивек Чабуксвар (11) |
«
»
(маратхи) |
Бабу | « За уловленный им в роли неукротимый дух деревенского мальчика с жаждой учиться, невзирая на окружающую среду, закрывающую все двери перед его носом. » | ||
2012
индивидуальный и групповой лауреаты |
«
Школьный завтрак
»
(хинди) |
Стенли | « За демонстрацию редкой зрелости в исполнении своей роли. Его выразительное лицо и яркое умение осознать комплексную роль ребёнка, который ведёт душераздирающую двойную жизнь, делают его выдающимся юным артистом. » | ||
Chillar Party Group
( 10 человек ) |
«
»
(хинди) |
Кешья | « За исполнение своих ролей исключительно хорошо с освежающей и достоверной экранной невинностью. Роли детей были трудными, поскольку их вызов требовал не только взаимодействия друг с другом как детская компания, вынужденная сражаться против вселенной взрослых, но и развивать своих собственных персонажей, что требовало как юмора, так и пафоса. Они разыгрывают комедийные эпизоды с безупречным чувством времени. » | ||
2013
2 лауреата |
Вирендра Сингх Ратход |
«
»
(хинди) |
Гхумру | « Незатронутая и естественная сущность, ребенок-актер выглядит как у себя дома в роли шаловливого, но ответственного подростка. » | |
«
»
(малаялам) |
Анилкумар Бокаро | « Актер продемонстрировал непревзойденный артистизм в роли не по годам развитого ребенка, брошенного в водоворот бедствий своей семьи. » | |||
2014
2 лауреата |
Сомнатх Авгхаде |
«
»
(маратхи) |
Джамбувант Качру Мане («Джабья») | « Сомнатх Авгхаде безупречно играет роль подростка- далита , страх которого выходит из-под контроля, когда реалии жизни открываются ему. » | |
Садхана |
«
»
(тамильский) |
Челламма | « Садхана непринуждённо сыграла роль ребёнка-дислексика со всей её тонкостью и богатством. » | ||
2015
|
Дж. Вигнеш и В. Рамеш |
«
»
(тамильский) |
старший и младший | « За изображение неразлучных братьев, живущих в трущобах, которые наивно и с редким достоинством борются, чтобы приобрести то, что привлекает их на огромном рынке продуктов, развязанных либеральной экономикой, только для того, чтобы осознать суровую реальность непобедимых классовых границ. » | |
2016
|
«
Ben
»
(малаялам) |
« За выдающееся выступление в широком спектре эмоций мальчика, переживающего большие потрясения. » | |||
2017
4 лауреата, в том числе два вместе |
Адиш Правин (8) |
«
»
(малаялам) |
Усеппачан | ||
Нур Ислам (9)
Самуил Алам (12) |
«
»
(бенгальский) |
Чхоту
Гопал (братья) |
|||
Манохара К. (15) |
«
»
(каннада) |
Джоллу | |||
2018
|
Бхандита Дас |
«
»
(ассамский) |
Дхуну | ||
2019
|
П. В. Рохит |
«
»
( каннада ) |
Самира | « За бесхитростное маневрирование через ряд событий, оставаясь при этом сосредоточенным на своем персонаже. » | |
«
»
( панджаби ) |
юный Харджит Сингх | « За эффективное изображение борьбы хоккеиста с тем, чтобы подняться над своими деревенскими корнями. » | |||
Талха Аршад Реши |
«
»
( урду ) |
Хамид | « За уравновешенность у персонажа, изобразившего целый спектр эмоций. » | ||
Шринивас Покале |
«
»
(маратхи) |
Чайтанья Бхосале | « За беззаботное исполнение сложных эмоций » | ||
2020
|
Нага Вишал |
«
»
(тамильский) |
бездомный Кутти |