Национальная кинопремия (Индия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Национальная кинопремия за лучший художественный фильм на хинди ( хинди राष्ट्रीय फ़िल्म पुरस्कार – हिन्दी भाषा की सर्वश्रेष्ठ फ़िल्म , англ. National Film Award for Best Feature Film in Hindi ) — одна из категорий Национальной кинопремии — главной кинематографической награды Индии, присуждаемой и вручаемой под эгидой Министерства информации и телерадиовещания Правительства Индии игровым/художественным фильмам, снятым на языке хинди .
Награды за лучшие фильмы на языках регионов Индии (первоначально бенгальский , каннада , малаялам , маратхи , тамильский , телугу и хинди ) впервые были вручены на 2-я церемонии награждения Национальной кинопремии 21 декабря 1955 года. Президентская серебряная медаль была присуждена фильму « Мирза Галиб », ставшему также лучшим фильмом года . Ещё один фильм на хинди был отмечен почётной грамотой. В следующие годы помимо Президентской медали, вручались также почётные грамоты за «второй лучший фильм» и «третий лучший фильм». Последний раз грамоты вручались на 13-й церемонии награждения в 1966 году.
Изменение со временем состава (помимо сертификата награждения) и суммы премии для продюсера и режиссёра лучшего фильма показано в таблице:
Годы и номера награждений | Продюсер | Режиссёр |
---|---|---|
— | Президентская серебряная медаль | |
— | 5 тыс. рупий | Серебряная медаль |
Серебряная медаль + 10 тыс. рупий | Серебряная медаль + 5 тыс. рупий | |
— | Rajat Kamal + 10 тыс. рупий | Rajat Kamal + 5 тыс. рупий |
— | Rajat Kamal + 15 тыс. рупий | Rajat Kamal + 7,5 тыс. рупий |
— | Rajat Kamal + 20 тыс. рупий | Rajat Kamal + 10 тыс. рупий |
— | Rajat Kamal + 20 тыс. рупий | Rajat Kamal + 20 тыс. рупий |
— н. в. | Rajat Kamal + 100 тыс. рупий | Rajat Kamal + 100 тыс. рупий |
Год
, ссылки,
(№ церемонии) |
Фильмы |
Продюсеры /
продюсирующие организации |
Режиссёры | Формулировка |
---|---|---|---|---|
1955
|
Мирза Галиб | Minerva Moviestone | — | |
Пробуждение | — | |||
1956
|
— | |||
Господин 420 | Радж Капур | — | ||
Девдас | Bimal Roy Productions | Бимал Рой | — | |
1957
|
Shri Vishwa Bharati Films | Раджа Нават | — | |
1958
|
Два глаза, двенадцать рук | Раджкамал Каламандир | В. Шантарам | — |
Мать Индия | Mehboob Productions | Мехбуб Хан | — | |
Ришикеш Мукерджи | — | |||
1959
|
Бимал Рой | Бимал Рой | — | |
Мохан Сегал | — | |||
Karigar | Васант Джоглекар | — | ||
1960
|
Л. Б. Лахман | Ришикеш Мукерджи | — | |
1961
|
Великий Могол | К. Асиф | — | |
Радж Капур | Радху Кармакар | — | ||
Балдев Радж Чопра | — | |||
1962
|
Балдев Радж Чопра | Яш Чопра | — | |
Дилип Кумар | — | |||
Pyaar Ki Pyaas | Анупам Читра | — | ||
1963
|
Гуру Датт | — | ||
1964
|
Бимал Рой | Бимал Рой | — | |
Х. С. Раваил | — | |||
B. R. Films | Балдев Радж Чопра | — | ||
1965
|
Сатьен Бос | — | ||
Сунил Датт | Сунил Датт | — | ||
V. Shantaram Productions | В. Шантарам | — | ||
1966
|
Кевал П. Кашьяп | С. Рам Шарма | — | |
Chitrakala Studio | — | |||
Дев Ананд | — | |||
1967
|
Л. Б. Лахман | Ришикеш Мукерджи | — | |
1968
|
Б. Р. Чопра | Б. Р. Чопра | — | |
1969
|
Ришикеш Мукхерджи, | Ришикеш Мукхерджи | — |
Год, ссылки,
(№ церемонии) |
Фильмы |
Продюсеры /
продюсирующие организации |
Режиссёры | Формулировка | |
---|---|---|---|---|---|
1970
|
Ш. Дж. С. Пунчи | Ришикеш Мукхерджи | — | ||
1971
|
Ришикеш Мукхерджи, Н. С. Сиппи | Ришикеш Мукхерджи | — | ||
1972
|
Шивендра Шах | Шивендра Синха | — | ||
1973
|
Кумар Шахани | — | |||
1974
|
Автар Каул | Автар Каул | — | ||
1975
|
Премия не присуждалась | ||||
1976
|
Френи М. Варивая, Мохан Дж. Биджлани | Шьям Бенегал | — | ||
1977
|
Шьям Бенегал | — | |||
1978
|
Шахматисты | Суреш Джиндал | Сатьяджит Рай |
За умелое сопоставление и переплетение двух параллельных судеб - личной и политической; за постановку их на фоне декадентского великолепия двора Ауда , воссозданного с чувством великой живописной красоты и музыкального обаяния; за яркое представление столкновения двух культур, несовместимых в своих отличительных взглядах на мир; за изображение выдающихся глубины и дальности, соответствующих стилю и колориту того времени. |
|
1979
|
Бимал Дутт | Бимал Дутт |
За лиричное изображения изначального и вечного конфликта между наукой и суевериями. |
||
Шаши Капур | Шьям Бенегал |
За общее техническое совершенство и успешное воссоздание ушедшей эпохи. |
|||
1980
|
|||||
1981
|
Деви Датт |
За суровое обвинение истеблишмента и общества, допускающего несправедливость, за представление смелой темы в кинематографическом стиле, что делает ее социально и эстетически значимой. |
|||
1982
|
Шьям Бенегал |
' |
|||
1983
|
Суреш Джиндал | Сай Паранджпай |
За его социальную сатиру, полную очарования и остроумия. |
||
1984
|
, Прадип Уппур | Говинд Нихалани |
За яркое исследование запутанной социально-политической ситуации. |
||
1985
|
Свапан Саркар | ||||
1986
|
Anantyatra | Начикет Патвардхан | Начикет Патвардхан, Джаю Патвардхан |
За необычный фильм, сочетающий факты и выдумку, рассказывающий о современной теме разочарования руководителей среднего возраста, представленный с остроумием и юмором. |
|
1987
|
За трогательное изображение борьбы сельской женщины против угнетающих социальных условий в эпоху до независимости. |
||||
1988
|
NFDC |
За создание изысканной и нежной истории, полной иронии, подчеркивающей всеобщую потребность в человеческом общении, верности и принятии жизни. |
|||
1989
|
NFDC, , Doordarshan | Мира Наир |
За исследование трагических реалий жизни бездомных детей, женщин и наркозависимых. |
||
1990
|
NFDC |
За свое оригинальное исследование связи между городской светской жизнью, преступностью и религиозным возрождением. |
|||
1991
|
Drishti | Говинд Нихалани | Говинд Нихалани |
За по-настоящему эффектное изображение страданий супругов |
|
1992
|
NFDC, Doordarshan |
За впечатляющую трактовку актуальной социальной темы. |
|||
NFDC, Doordarshan |
За утверждение неутомимого человеческого желания жить. |
||||
1993
|
NFDC | Шьям Бенегал |
За поэтически очаровательное исследование природы и значения любви. |
||
1994
|
Санджай Сахай, Дурба Сахай | Гаутам Гхош |
За сдержанное и символическое изображение любви и предательства, а также различных слоев морального разложения, которые берут верх над жизнью невинных людей. |
||
1995
|
NFDC, Doordarshan | Шьям Бенегал |
За пронзительный рассказ о семье, противостоящей травмам изгнанных людей в Индии после раздела . |
||
1996
|
Сундип Сингх Беди | Шекхар Капур |
За резкое и откровенное изображение индийской женщины в кастовом обществе. |
||
1997
|
, Махеш Бхатт | Гаутам Гхош |
За необычное исследования жизни традиционных артистов и переплетения отношений между живыми и неживыми актёрами, которые превращаются в навязчивую идею. |
||
1998
|
Говинд Нихалани | Говинд Нихалани |
За трогательное изображение истории матери, которая осознает ценности и убеждения своего сына только после его трагической смерти и в процессе этого становится более сильным существом. |
||
1999
|
Gramco Films |
Год, ссылки,
(№ церемонии) |
Фильмы |
Продюсеры /
продюсирующие организации |
Режиссёры | Формулировка |
---|---|---|---|---|
2000
|
Рам Гопал Варма , Нитин Манмохан |
За разоблачение полного краха общественно-политической системы. Очень эффектное изображение решительной борьбы отдельного гражданина на фоне видимости демократии. |
||
2001
|
Зубейда | Фарук Раттонси | Шьям Бенегал |
За сопоставление политических потрясений с потрясениями в жизни смелой мусульманской девушки, которая бросает вызов всем нормам, чтобы выйти замуж за уже женатого махараджу. Это история навязчивой любви во времена политических приоритетов в пост-независимой Индии. |
2002
|
Фархан Ахтар |
За артистичное и юмористическое изображение взросления молодых людей в современном обществе. |
||
2003
|
Легенда о Бхагате Сингхе |
За захватывающее изображение жизни и эпохи легендарного мученика. |
||
2004
|
NFDC |
За пикантную пародию на популярную культуру, где рушатся границы иллюзии и реальности, а обычный человек превращается в героя. |
||
2005
|
Встреча под дождем |
' |
||
2006
|
Последняя надежда | Applause Bhansali Films | Санджай Лила Бхансали |
За стилизованный и визуально яркий рассказ о ребенке с ограниченными возможностями, который учится жить и становится успешным, несмотря на непреодолимые препятствия. |
2007
|
Савита Радж Хиремат |
За оригинальное изображение борьбы среднего класса с земельной мафией. |
||
2008
|
Деликатное изображение жестоких испытаний индийских военнопленных, оказавшихся в ловушке между крайней враждебностью и апатией чиновников в чужой стране и проявивших силу духа в безвыходной ситуации. |
|||
2009
|
|
Ритеш Сидхвани, Фархан Ахтар |
За эмоциональный рассказ о музыкальном единении. |
|
2010
|
, |
Сердечное, но несентиментальное изображение семьи, переживающей неотвратимую трагедию. |
||
2011
|
За занимательное повествование, которое выдвигает на первый план борьбу школьного учителя, который разрывается между сохранением своей честности и соблазном немного большего комфорта. |
|||
2012
|
Онир , | Онир |
За умелое переплетение четырех разных историй по всей Индии, в которых рассказывается о сложностях людей, переживающих травму будучи лишенными собственности и, таким образом, лишенными прав. |
|
2013
|
Satellite Picture | Нитин Каккар |
Захватывающий рассказ о киномане из Мумбаи, который невольно попадает в заграничное приключение только для того, чтобы понять, как разделенные сердца можно объединить с помощью кино. |
|
2014
|
Динамичный фильм об амбициозном юристе, желающем добиться успеха в кратчайшие сроки, приводит к тому, что открывается громкое дело, за которым следует испытание героя, его нравственности, амбиций и отношений. |
|||
2015
|
, |
За восхитительное изображение молодой девушки, которая выходит из кокона неуверенности и нравов среднего класса, чтобы открыть для себя удовольствие и полноту жизни, прожитой на её собственных условиях. |
||
2016
|
За милый и резонирующий фильм, действие которого происходит в Харидваре и бросает вызов предрассудкам среднего класса при выборе невесты. |
|||
2017
|
Нирджа | Fox Star Studios, Bling Unplugged |
Трогательная история отважного сражения, воплощенная в кинематографическом блеске. |
|
2018
|
— | |||
2019
|
Viacom18 Studios |
Фильм представляет собой продуманную смесь интриги и творчества. |
||
2020
|
Fox Star Studios, | — |