Тринадцать (фильм, 2005)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Последняя надежда» , также «Тьма» ( хинди ब्लैक , англ. Black ) — болливудский фильм режиссёра Санджая Лила Бхансали 2005 года. Главные роли исполнили Амитабх Баччан и Рани Мукерджи . Картина основана на истории жизни американки Хелен Келлер , в раннем детстве лишившейся зрения и слуха . «Последняя надежда» была удостоена самой престижной кинопремии Болливуда Filmfare Awards в рекордных 11 категориях, в том числе за лучший фильм и лучший фильм по мнению критиков .
Слепоглухая женщина Мишель Макнелли навещает в больнице своего бывшего учителя Девраджа Сахая, страдающего болезнью Альцгеймера .
Во флешбэке рассказывается, что Мишель было восемнадцать месяцев, когда в результате перенесённой скарлатины она полностью потеряла зрение и слух. Из-за отсутствия воспитания к восьми годам она стала грубым и неуправляемым ребёнком. Отчаивавшиеся родители Мишель, Пол и Кэтрин Макнелли, пригласили для её воспитания учителя Девраджа Сахая, несмотря на то, что он страдал алкоголизмом и был полностью разочарован в жизни.
Деврадж попытался обучить Мишель читать шрифт Брайля и общаться с другими людьми при помощи . Он использовал резкие и порой жёсткие методы, которые вызывали неодобрение отца Мишель. Тот велел Сахаю уехать, но учитель решил тайно остаться в доме на 20 дней, в то время как Пол Макнелли был в командировке. Кэтрин, хоть и с неохотой, но согласилась на дальнейшие занятия с её дочерью.
За 20 дней Сахай достиг некоторых успехов в обучении девочки, но не смог добиться главной цели: Мишель должна была понять, что у каждого предмета есть своё название. Так как Пол вернулся домой, Деврадж был вынужден покинуть ученицу. Однако, покидая дом, он разозлился на девочку из-за её поведения и столкнул её в фонтан. Внезапно она поняла, что определённые прикосновения к руке означают «вода», также она начала узнавать своих родителей и произносить короткие слова. После этого семья Макнелли решила оставить учителя в доме.
Много лет спустя Мишель оканчивает школу для слепых и пытается получить степень бакалавра гуманитарных наук, но постоянно терпит неудачу. Тем не менее, она пребывает в хорошем расположении духа и мирится со своей сестрой Сарой, которая, как выясняется, много лет завидовала Мишель из-за привязанности родителей к ней. После свадьбы Сары Мишель также задумывается о любви, и даже просит Сахая поцеловать её в губы, на что он неохотно соглашается. Спустя 12 лет Мишель удаётся получить квалификацию бакалавра.
В то же время у Сахая начинают проявляться признаки болезни Альцгеймера . Когда он теряет память, его кладут в психиатрическую больницу . Теперь учитель и ученица меняются ролями, и уже Мишель учит Сахая правильно произносить слова и понимать окружающий мир.
В финальной сцене показано, как множество людей, одетых в чёрное, несут гроб к церкви. Закадровый голос читает письмо Мишель, адресованное подруге Девраджа госпоже Наир. В письме Мишель написала, что алфавит Сахая, как и её собственный, начался с букв «B L A C K» ( рус. Т Ь М А ), подразумевая, что Деврадж умер.
Актёр | Роль |
---|---|
Амитабх Баччан | Деврадж Сахай |
Рани Мукерджи | Мишель Макнелли |
Аеша Капур | Мишель Макнелли в детстве |
Кэтрин Макнелли | |
Пол Макнелли | |
Сара Макнелли | |
Силло Махава | госпожа Гомес |
Махабану Моди-Котуал | госпожа Нэр |
Идея создания фильма впервые появилась у Санджая Лила Бхансали в 1995 году во время съёмок картины « Мир музыки » . Он был вдохновлён автобиографией слепоглухой американки Хелен Келлер , в которой Келлер рассказала о своём обучении у Энн Салливан . Бхансали посетил Институт Хелен Келлер, специализирующийся на обучении детей-инвалидов. Большая часть картины основана на его наблюдениях за отношениями между студентами и профессорами в институте . Также режиссёр прочёл автобиографию глухонемой пианистки Джеральдин Лохорн . Также отмечается, что «Последняя надежда» во многом повторяет фильм Артура Пенна 1962 года о Келлер « Сотворившая чудо », однако Бхансали нигде не упоминал о заимствованиях .
Первоначально Бхансали планировал снять низкобюджетный фильм на хинди и английском, чтобы разнообразить свою кинематографическую деятельность после выхода дорогой картины « Девдас » .
По словам режиссёра, он с детства был «несгибаемым поклонником» Амитабха . Он смог снять кумира в своём фильме после того, как Баччан увидел картину Бхансали « Навеки твоя » и обратился к режиссёру с предложением участвовать в каком-либо из проектов Бхансали в качества актёра главной роли . Когда Бхансали впервые предложил актрисе Рани Мукерджи исполнить в фильме роль Мишель, она долго сомневалась, так как считала, что эта работа будет слишком сложной для неё . Для 10-летней Аеши Капур роль Мишель в детстве стала дебютом в кино .
Фильм был снят в индийских городах Шимла и Мумбаи . Актёры и съёмочная команда испытали много трудностей в течение процесса создания картины. Правительство Индии долго не давало согласия на проведение съёмок, задерживая создание фильма . В феврале 2004 года в Мумбаи случился пожар. Огонь повредил костюмы и декорации фильма. Бхансали был вынужден заново переснять все павильонные сцены . Во время наружных съёмок в Шимле потребовался снег, и чтобы создать снежный пейзаж режиссёр вызвал команду из Мумбаи .
Во время съёмок Мукерджи носила контактные линзы , чтобы придать своим глазам сходство с глазами слепых. Также ей пришлось вместе с Амитабхом в течение семи месяцев изучать язык жестов и шрифт Брайля . Им помогала группа слепоглухих студентов, обучавшая актёров языку жестов, в том числе слепоглухой юноша Замир Дале. После выхода фильма Дале обвинил Бхансали в том, что тот не заплатил ему за работу. Однако сам режиссёр заявил, что он изначально договорился с директором Института Хелен Келлер о безвозмездности услуг студентов, так как его фильм поможет привлечь внимание к проблемам слепых и глухих людей .
В 2013 году в Турции вышел ремейк картины Бхансали « ». По словам режиссёра, турецкие кинематографисты не приобрели у него права на съёмки ремейка .
Фильм «Последняя надежда» первоначально планировалось выпустить 10 декабря 2004 года, но Бхансали решил отложить релиз . Картина была выпущена 4 февраля 2005 года в 170 городах Индии — достаточно небольшом количестве по сравнению с большинством высокобюджетных фильмов Болливуда . Она была показана на Каннский кинофестиваля 2005 года и также входила в программу таких фестивалей, как Касабланский кинофестиваль и Индийский международный кинофестиваль .
«Последняя надежда» заняла одиннадцатое место в списке самых коммерчески успешных болливудских фильмов 2005 года в Индии. Это было определено сайтом «BoxOffice India.com» как средний успех . В то же время, картина заняла первое место по сборам за рубежом. Фильм шёл в прокате в Великобритании и США . Наиболее успешным был прокат в Южной Корее .
Фильм получил в основном положительные отзывы со стороны критиков. В профессиональных обзорах была высока оценена игра Баччана, Мукерджи и Капур . Критик Марк Р. Липир сказал: «Бхансали построил визуально красивый фильм вокруг истории „сотворившей чудо“. Трудно представить, что такой изящный и приятный фильм был выпущен в Болливуде». По мнению рецензента из FutureMovies , «Последняя надежда» заметно отличается от других болливудских фильмов. В ней нет песен и сцен танцев или сражений. По её словам, фильм поэтому может быть более успешным за рубежом, нежели чем в Индии .
Ведущий кинокритик журнала « Time » Ричард Корлисс причислил «Последнюю надежду» к лучшим фильмам 2005 года, поставив её на пятое место . Фильм занял первое место в списке газеты «25 фильмов Болливуда, которые нужно посмотреть» .
А. Р. Рахман первоначально должен был писать музыку для фильма, но он отказался из-за плотных графиков . Саундтрек сочинил Монти Шарма. В отличие от большинства болливудских фильмов, саундтрек «Последней надежды» состоит только из одной песни «Haan maine chookar dekha hain», которую исполнила .
Награды и номинации | |||
---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинирован(а) | Итог |
Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Санджай Лила Бхансали | Победа | |
Лучший актёр | Амитабх Баччан | Победа | |
Лучшая актриса | Рани Мукерджи | Победа | |
Лучшая актриса второго плана | Аеша Капур | Победа | |
Лучший сценарий | Санджай Лила Бхансали | Победа | |
Лучшая операторская работа | Рави Чандран | Победа | |
Лучшая звукозапись | Ресул Покутти | Победа | |
Лучшая работа художника-постановщика | Победа | ||
International Indian Film Academy Awards | Лучший фильм | Победа | |
Лучший режиссёр | Санджай Лила Бхансали | Победа | |
Лучший актёр | Амитабх Баччан | Победа | |
Лучшая актриса | Рани Мукерджи | Победа | |
Лучшая актриса второго плана | Аеша Капур | Победа | |
Лучшая операторская работа | Рави Чандран | Победа | |
Лучший монтаж | Бела Сигал | Победа | |
Лучший звук | Ануп Дев | Победа | |
Лучшая фоновая музыка | Монти Шарма | Победа | |
Лучший сценарий | Санджай Лила Бхансали | Номинация | |
Лучшая актриса второго плана | Шерназ Патель | Номинация | |
Filmfare Awards | Лучший фильм | Победа | |
Лучший фильм по мнению критиков | Победа | ||
Лучший режиссёр | Санджай Лила Бхансали | Победа | |
Лучший актёр | Амитабх Баччан | Победа | |
Лучший актёр по мнению критиков | Победа | ||
Лучшая актриса | Рани Мукерджи | Победа | |
Лучшая актриса по мнению критиков | Победа | ||
Лучшая актриса второго плана | Аеша Капур | Победа | |
Лучший фоновая музыка | Монти Шарма | Победа | |
Лучшая операторская работа | Рави Чандран | Победа | |
Лучший монтаж | Бела Сегал | Победа | |
Национальная кинопремия | Лучший фильм на хинди | Победа | |
Лучший актёр | Амитабх Баччан | Победа | |
Лучшая актриса | Рани Мукерджи | Победа | |
Лучший сценарий | Санджай Лила Бхансали | Победа | |
Лучшая операторская работа | Рави Чандран | Победа | |
Лучший звук | Ресул Покутти | Победа | |
Лучшая фоновая музыка | Монти Шарма | Победа | |
Лучший режиссёр | Санджай Лила Бхансали | Победа | |
Лучший актёр | Амитабх Баччан | Победа | |
Лучшая актриса | Рани Мукерджи | Победа |