Interested Article - Епископальная система церковного управления
- 2021-12-08
- 1
Епископальная система церковного управления — форма организации управления христианской церкви , основанная на иерархии епископов . Епископальная система противостоит пресвитерианской системе , в которой властные полномочия предоставлены коллегиальным органам, и конгрегационалистским конфессиям, в которых каждый церковный приход независим от каких-либо вышестоящих священнослужителей или религиозных организаций. Епископальная система (епископат) принята в большинстве христианских церквей: католической , православной , дохалкидонских , несторианской , лютеранской , англиканской и других.
Епископат в исторических церквях
Исторически, до Великого раскола 1054 года, римская и византийская церкви являлись частями единой христианской церкви с общей епископальной системой. После разделения церкви на католическую и православную, основы епископальной организации обеих церквей остались прежними. В доктринальной сфере обе церкви признают положение о том, что властные полномочия в религиозной организации проистекают не от человека, а от Господа Бога. Это единственный источник церковной власти, которая передается путём снисхождения благодати Святого Духа в таинстве рукоположения . Иисус Христос посвятил в священнический сан двенадцать апостолов , которые, в свою очередь передали благодать епископам , а те — священникам .
Первым христианским богословом, обозначившим общие принципы епископальной организации, был Святой Игнатий Антиохийский , ученик апостолов Петра и Иоанна . Он установил необходимость посвящения в каждый город одного епископа, которому должны подчиняться прочие епископы, возглавляющие христианские общины вне центрального города данной конкретной территории. В период раннего христианства признавались четыре центра апостольской власти: Иерусалим , Антиохия , Александрия и Рим , чьи епископы поддерживали священническое преемство от апостолов Христа. Понятие апостольского преемства как источника церковной власти и способа сохранения догматов и обрядов в том виде, в каком они проповедовались двенадцатью апостолами, стало одной из центральных доктрин как католической, так и православной церквей, а также иных епископательных конфессий.
Римский епископ (папа) , основываясь на учении о своём преемстве от апостола Петра, претендовал на верховенство среди Поместных церквей , что в дальнейшем стало одной из причин Великого раскола 1054 года. В Католической церкви догмат о верховной власти папы римского стал основой формирования строгой иерархии епископов, подчинённых Святому Престолу. Православная церковь придерживается доктрины о верховенстве церковных соборов, сохранив епископальную организацию, подчинённую патриархам Автокефальных церквей .
Современная Католическая церковь придерживается учения что папа римский является викарием Иисуса Христа на Земле, а каждый из епископов — викарием Христа для своей епархии. В Православных церквях принят принцип автокефальности , однако каждая из пятнадцати автокефальных церквей, а также автономные православные церкви, управляются иерархией епископов, подчинённых предстоятелю церкви (обычно, патриарху или митрополиту ). В отличие от католичества в православии принята доктрина «соборной иерархии», согласно которой каждая из церквей, а равно и пятнадцать их глав, уподобляются собранию апостолов у трона Христа в « Откровении Иоанна Богослова ».
Епископат в протестантских церквях
Система управления в англиканской церкви также основывается на принципе апостольского преемства епископов Англии от Августина Святого . Сохранив обряд рукоположения, а также систему епископов, подчиненных архиепископу Кентерберийскому и королю Англии, англиканская церковь осталась в организационном плане наиболее близкой римской католической церкви. Те же принципы господствуют в , а также в Епископальной церкви США .
Лютеранские церкви Германии , Прибалтики и некоторых других стран, а также Реформатские церкви Франции и Венгрии также основываются на епископальной иерархии, однако в этих церковных деноминациях верховная власть принадлежит синодам .
Пресвитерианская церковь Шотландии , а также реформатские церкви Швейцарии , Нидерландов и Америки отказались от епископальной иерархии и организовываются по принципам пресвитерианской или конгрегационалистской систем церковного управления.
См. также
Литература
- Заозёрский Н. А. // Православная богословская энциклопедия . Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
- 2021-12-08
- 1