Баньковский, Лев Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев Влади́мирович Скворцо́в ( 30 марта 1931 , пос. Молочное , Вологодский округ — 8 августа 2023 , Москва ) — советский и российский философ , доктор философских наук , руководитель центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН , главный редактор ежегодника «Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты», шеф-редактор бюллетеня «Россия и мусульманский мир» , председатель редакционного совета серии «Теория и история культуры», член редакционного совета «Литературоведческого журнала», председатель редакционной коллегии серий «Лики культуры», «Книга света», «Российские пропилеи», «Нumanitas», «Культурология. XX век», автор более 130 опубликованных научных работ .
Окончил философский факультет МГУ .
С 1958 года работал в журнале « Философские науки » — старшим редактором, заместителем главного редактора. Вёл преподавательскую работу на философском факультете МГУ . В 1974—1986 годах работал советником министра культуры СССР, в 1986—1988 годах — помощником первого заместителя Председателя Президиума Верховного Совета СССР . С 1988 года — заместитель директора ИНИОН АН СССР . В 1997 году назначен руководителем Центра гуманитарных научно-информационных исследований (ЦГНИИ) .
Умер 8 августа 2023 года в Москве в возрасте 92 лет . Похоронен на Анкудиновском кладбище
Основные научные работы учёного касаются разработки новых методологических подходов к проблеме социального самосознания, Скворцов соединяет их с нестандартным анализом ряда актуальных проблем философии истории (например, перцепция страха в условиях возрастающего технического могущества человека и появления возможности самоуничтожения человечества, новые формы массового насилия и нестандартные его мотивы, исторические типы толерантности и т. д.)
Л. В. Скворцов обосновал необходимость перехода к научно-аналитическому типу информационного обеспечения, учёта в информационной деятельности потенциальных угроз, предотвращение которых обеспечивается опережающей информацией, раскрывая противоречивый характер процесса деидеологизации, российского плюрализма. Дал анализ особенностей панацейного мышления , традиционно определявшего механизмы соединения официальной идеологии с массовым сознанием.