Белов, Юрий Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Андре́евич Кра́син ( 7 июня 1929 , Пенза , РСФСР , СССР — 2 июня 2023 , Москва ) — советский и российский социолог и политолог, специалист в области социальной философии и политической теории. Доктор философских наук , профессор , главный научный сотрудник Института социологии РАН , руководитель отдела анализа социально-политических процессов ИС РАН , Почётный доктор Института социологии РАН, академик Российской академии естественных наук , член Президиума Академии политической науки.
Научной общественности известен трудами по теоретическим проблемам общественных трансформаций (социальные революции, реформационные процессы, общественно-политические движения).
В 1952 году окончил философский факультет Ленинградского государственного университета . В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Закономерности перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую в России».
В 1965 году получил степень доктора философских наук . Тема диссертации: «Ленин и проблемы марксистской теории социальной революции». Имеет учёное звание профессора с 1967.
1952—1960 — преподаватель, доцент кафедры философии Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена ;
1960—1963 — доцент Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Московском университете ;
1963 — старший научный сотрудник Института философии АН СССР (в настоящее время Институт философии РАН ); В 1964 году защитил докторскую диссертацию по теме «В. И. Ленин и проблемы марксистской теории социалистической революции».
1963—1975 — консультант международного отдела ЦК КПСС , одновременно профессор МГУ ;
1975—1987 — профессор , руководитель кафедры, проректор по науке Академии общественных наук при ЦК КПСС ;
1987—1991 — ректор Института общественных наук при ЦК КПСС ;
1991—1992 — генеральный директор Фонда социально-политических исследований;
1992—2011 — директор Центра социальных программ, исследователь, советник Горбачёв-Фонда ;
С 1999 по 2005 год — координатор российско-канадского проекта Университет Калгари — Горбачёв-Фонд по проблемам публичной политики.
С 2009 по 2013 год — профессор кафедры мировой политики и международных отношений Российского государственного гуманитарного университета .
С 1993 по 2017 год — руководитель Отдела анализа социально-политических процессов Института социологии РАН .
С 2017 года — ассоциированный сотрудник Института социологии РАН .
Скончался 2 июня 2023 года в возрасте 93 лет .
В области теории социальной революции Красин Ю. А. обосновал идею историзма в подходе к феномену революции и его теоретическому осмыслению. Революция как единовременная резкая ломка социально-политического строя возникает в тех обществах, где отсутствуют механизмы эволюционного разрешения внутренних противоречий. Для капитализма — это ранняя стадия его развития, которой присущи острые социально-классовые антагонизмы. Усложнение общественной системы повышает издержки революционных переворотов и создает предпосылки для консенсусных способов разрешения противоречий. Наметился сдвиг в соотношении революции и реформ, социальная революция постепенно обретает черты эволюционного процесса глубокого реформирования существующей системы. Логика развития теории революции раскрывается в монографиях и научных статьях Ю. А. Красина на основе анализа изменявшихся реалий капитализма и мира в 1960—1980 годы XX века. Теория рассматривается сквозь призму реальной практики мировых общественных движений, с которой автор был хорошо знаком во многом благодаря практически-политической работе в Международном отделе ЦК КПСС .
Ю. А. Красин основал и на протяжении ряда лет руководил постоянно действующим всесоюзным теоретическим симпозиумом по проблемам мирового революционного процесса, организованным АОН при ЦК КПСС на базе республиканских и межобластных партийных школ. С 1977 по 1988 год проведено 14 заседаний симпозиума в Москве , Ленинграде , Киеве , Минске , Ташкенте , Алма-Ате , Новосибирске . Материалы дискуссий авторизованы и изданы для служебного пользования. Они ещё ждут своего изучения. Симпозиум стал своего рода лабораторией теоретической мысли, которая в известной степени возмещала учёным (особенно с периферии) дефицит информации и творческой среды, генерировала свежие идеи в публичное пространство.
Красин Ю. А. обосновывал концепцию демократической реформации российского общества и выдвинул идею, что переход России к рыночной экономике и демократическому строю , инициированный перестройкой (1985—1991 гг.), охватывает целую эпоху глубокой трансформации общества, борьбы и взаимодействия противоречивых тенденций, чередования разрушительных, созидательных и застойных стадий развития. Исход реформации не предопределен и зависит от способности общества консолидироваться в поиске адекватных способов и форм преобразований. Демократическая реформация в России наталкивается на авторитарные тенденции, которые имеют глубокие исторические корни, и они поддерживаются разрушительными последствиями радикал-либеральных экспериментов форсированного насаждения рынка. Слабость и неустойчивость российской демократии — в неразвитости гражданского общества. Становление инфраструктуры гражданственности в стране происходит очень медленно и по большей части принимает корпоративный характер, что лишь усиливает авторитарные тенденции. Среди сценариев политического развития России на среднесрочную перспективу, согласно Ю. А. Красину, наиболее вероятно — доминирование умеренно авторитарной власти («мягкий авторитаризм»), применяющей жёсткие меры для обеспечения целостности страны, мобилизации ресурсов и поддержания суверенитета России.
В рамках российско-канадского проекта « Университет Калгари — Горбачёв-Фонд » Красиным Ю. А. были разработаны следующие вопросы публичной сферы и публичной политики :
В ряде трудов Красина Ю. А. анализируются политические аспекты инновационной модернизации российского общества . Эта тема рассматривается в контексте наметившегося перехода человечества к качественно новому инновационному типу развития (ИТР). Дана характеристика ИТР, показано, что инновационная модернизация отвечает интересам России. Это требует от неё большого напряжения энергии и воли для развития человеческого и социального капитала, что сопряжено с решением ключевых социально-политических проблем российского общества (равенство-неравенство, демократия-авторитаризм, глобализация-суверенитет). Для этого необходима модернизация политической системы общества. России присуще противоречие между потребностью в прорыве к ИТР и препятствующими ему тенденциями (избыточное неравенство и расслоение общества, авторитарные тенденции, «огосударствление» гражданского общества, дефицит энергии самодеятельности и самоорганизации). Модернизация — императив, потому что вытекает из логики развития российского общества. Но возможны и альтернативы, которые могут привести к застою, деградации и даже распаду страны.
Текущий проект (с 2007 г.): « Противоречия общественного сознания и российская политическая система ». Замысел проекта восходит к исследованию особенностей современной социальной доктрины в 1992-96 гг. в Центре социальных программ Горбачёв-Фонда . Тогда Красиным Ю. А. была высказана мысль, что сегодня социальная реальность настолько сложна и антиномична, что ни одна из традиционных идеологических доктрин не может претендовать на целостную и непротиворечивую картину социума. Наиболее полное видение социальной действительности складывается как перманентный синтетический процесс взаимодействия «видений» с разных социальных и цивилизационных позиций.
В текущем проекте эта работа продолжена. Сегодня общественное сознание под воздействием кардинальных перемен в мире испытывает «шоковое потрясение». Сегодняшнее российское сознание — гибрид прошлого и будущего. Наряду с унаследованными от прошлого консервативными структурами сознания возникают новые, ориентированные на сознательное регулирование жизнедеятельности и среды обитания ( ноосфера ). Переход к ИТР порождает запрос на креативность, на человека-творца, на новый гуманизм. Как бы ни были разнообразны интересы и воззрения разных объединений и сообществ людей, за ними всегда стоят потребности и запросы, инстинкты и потенции человека как такового. За различиями скрывается — общий знаменатель родового свойства. Это дает основание для осознания инвариантности базовых ценностей человеческого сообщества и, прежде всего, основополагающего постулата — человек есть высшая ценность. Новый гуманизм позволяет расширить рамки гражданственности до вселенских масштабов; разработать глобальную модель целостного «мира миров», социума, живущего по принципу: «единство в многообразии».
Красин Ю. А. является членом Международного редакционного совета «Вестника Института социологии», членом редколлегии журнала «Мировая экономика и международные отношения».
Автор более 600 научных работ, в том числе 25 монографий.
С полным списком работ Красина Ю. А. можно ознакомиться .