Список народных артистов Армянской ССР
- 1 year ago
- 0
- 0
Ограбление Госбанка Армянской ССР ( арм. ՀԽՍՀ պետական բանկի կողոպուտ ) — уникальное и крупнейшее в истории СССР ограбление Госбанка , совершённое 5 августа 1977 года двоюродными братьями Николаем Саркисовичем Калачяном (род. 27 февраля 1951 года) и Феликсом Калачяном, которые похитили полтора миллиона советских рублей (около двух миллионов долларов по курсу валюты того времени). Оба Калачяна в конечном итоге были приговорены к расстрелу.
Николай Калачян, по национальности армянин , родился в селе Бородино Рыбинского района Красноярского края [ источник не указан 2604 дня ] . Его отец был болен раком, поэтому все деньги в семье уходили на его лечение. В четвёртом классе Николай сбежал из дома в цыганский табор, затем занимался наркоторговлей и работал мусорщиком. Он имел только начальное образование и профессию токаря. Первую кражу Николай с приятелями совершили, ограбив сберкассу, для чего проделали дыру в стене. Их не поймали, и они быстро прогуляли украденные деньги.
Феликс Калачян родился в селе Казанчи Ашоцкого района [ источник не указан 2604 дня ] , а после школы уехал в Ленинакан , где женился на девушке по имени Маруш и стал отцом двух детей, но сильно бедствовал в денежном плане. Будучи жилистым, он был очень гибким от природы и имел звание кандидата в мастера спорта по спортивной гимнастике. В конечном итоге Николай подговорил Феликса ограбить магазин аудиотехники, где они аналогично разобрали стену и украли магнитофоны. В милицию по факту кражи по неизвестным причинам никто не обратился (по мнению Николая, магнитофоны были «левыми»). Магнитофоны братья продали за 15 тысяч рублей, часть из которых Феликс послал семье, а остальные братья прогуляли в Москве, где буквально кичились тем, что у них — большая сумма денег.
Когда Николай решил ограбить Госбанк в Ереване, наводкой ему служил работник банка и его приятель Завен Багдасарян, который в составе комиссии часто бывал в хранилище банка для пересчёта купюр. За неделю до назначенной даты ограбления Николай попал в автомобильную аварию и руководил операцией, уже лёжа в больнице.
Вечером 5 августа 1977 года Феликс Калачян вошёл в жилое здание, имеющее с Госбанком общую стену на уровне одного этажа (сегодня Госбанк Еревана полностью отделён от ближайших зданий), и попытался пробить её, но она оказалась очень толстой. Тогда он залез на крышу и увидел, что в комнате банка, которая была на один этаж выше хранилища, идёт ремонт и на её окне нет решётки, а само окно открыто (позже выяснилось, что завхоз банка забыл его закрыть). Изначально он попытался забросить туда верёвку, но у него ничего не получилось, и тогда Феликс, рискуя жизнью, перепрыгнул с крыши в окно. Затем, проделав в полу отверстие диаметром всего в 34 сантиметра, ухитрился пролезть в него, а затем вылезти обратно с деньгами (на следственном эксперименте, однако, Феликс повторить заново этот трюк не сумел).
Вскоре братья отправились в Москву, где Николай познакомился с девушкой Людмилой Викторовной Аксёновой, брата которой — Владимира Кузнецова, работавшего таксистом — они сделали сообщником. Владимир, которому было поручено скупать облигации трёхпроцентного займа под предлогом, что Николай якобы хочет устроить пышное венчание с его сестрой, ничего не знал о преступлении будущего зятя. Однако в одной из сберкасс Владимир попался на сбыте партии сторублёвых купюр (3000 рублей). В партии сторублёвых купюр серии АИ было украдено более 1 млн рублей, из которых, однако, к моменту ареста Калачяны успели потратить около 100 тысяч. В ночь с 6 на 7 июня 1978 года Кузнецов и братья Калачяны были арестованы.
Братья были приговорены к расстрелу, Завен Багдасарян был осуждён на 11 лет. Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства о помиловании Калачянов, но дойти до Еревана они не успели почти на сутки — приговор был приведён в исполнение. Мать Николая умерла во время следствия, у семьи Феликса было конфисковано имущество.