Мынъу-Шивэй
- 1 year ago
- 0
- 0
Шивэй ( кит. трад. 室韋 , упр. 室韦 , пиньинь shìwéi , палл. шивэй , также записывали 失韋 shīwéi) — общий экзоэтноним (VI?—XII) древних монгольских племён (кочевников), обитавших на территории восточной Монголии , части Внутренней Монголии и северной Маньчжурии (до Охотского моря ). Термин также распространялся на тунгусо-маньчжурские племена (кочевников, полукочевников и охотников-рыболовов) региона .
«Шивэй» — китайский экзоним , использовавшийся со времён династии Бэй Вэй (386—534) до эпохи Чингисхана . На основании тюркских надписей шивэй чаще всего отождествляют с союзами токуз-татар и отуз-татар, что могло означать союзы 9 и 30 племён (см. Татары ). Китайские хроникёры считали их единоплеменниками киданей , только живущими на севере.
Проживали на 1000 ли севернее Мохэ , в 6000 ли от Лояна . Так, по воспоминаниям китайских послов, через 10 дней пути на север из Хэлуна в земли киданей они достигли реки (啜水), ещё через три дня — (善水), ещё через три дня — гор (犢了山), высоких и огромных — около 300 ли шириной; далее, через 300 ли на север — большой реки (屈利), от которой послы, пройдя три дня пути на север до реки (刃水), через пять дней пути на север достигли ставки шивэйцев. По землям с севера на юг текла река (㮈水) в 4 ли шириной. Почвы в этой местности были влажными, воздух — холодным, урожаи — маленькими. Летом погода была дождливой и туманной, зимой выпадало много снега, и в землях северных шивэй лошади часто тонули в снегах.
Известно, что с середины VI века шивэй разделились на независимые племена или аймаки : южные шивэй (南室韋), северные шивэй (北室韋), бо-шивэй (缽室韋), шэньмода-шивэй (深末怛室韋), большие шивэй (大室韋, их считают предками тайджиутов ). Монархов шивэй не имели, а управлялись старейшинами, называемыми «юймофуманьдо» (餘莫弗瞞咄). Титул старейшины передавался сыновьям и младшим братьям. Если род пресекался, старейшина избирался из мудрых и богатых людей. Позже шивэй разделились ещё на 25 аймаков .
Южные шивэй жили на 3000 ли севернее киданей , летом кочевали в северных горах, «где много растений, животных и птиц, но и комаров много»; свои жилища — шалаши — строили на деревьях.
Северные шивэй жили вокруг горы Тугэ, в 11 днях пути на север от южных. Делились на 9 племён. Управлялись «цииньмохэду» (繞吐紇山而居), но у каждого племени имелось по три вождя — «мохэфу» (莫何弗). Бо-шивэй обитали ещё в 1000 ли севернее, у гор Хубу (胡布山); среди них также жило немало северных шивэй.
В четырёх днях пути на юго-запад от бо-шивэй жили Шэньмода-шивэй, получившие своё название от одноимённой реки.
Большие шивэй кочевали в нескольких тысячах ли на северо-запад. Дорога к ним была трудна, а их язык китайцам был непонятен.
В «Истории династии Суй» Вэй Чжэна упоминаются нань шивэй (южные шивэй), бэй шивэй (северные шивэй), бо шивэй, шэньмода шивэй и да шивэй (большие шивэй) .
В «Старой истории династии Тан» Лю Сюя упоминаются двадцать племён: усугу (wusugu), исаймо (yisaimo), сайхэчжи (saiezhi), хэцзе (hejie), улоху (wuluohu), нали (nali) , линси (lingxi), шаньбэй (shanbei), хуантоу (huangtou), дажучжэ (da ruzhe), сяожучжэ (xiao ruzhe), пово (powo), нобэйчжи ( nebeizhi), лото (luotuo), дун шивэй (dong shiwei), си шивэй (xi shiwei), да шивэй (da shiwei), монъгу шивэй (mongwu shiwei), лоцзу шивэй (luozu shiwei) и дагоу (dagu) .
В «Истории государства киданей» говорится о шивэйцах, которых называют шивэй, хуантоу шивэй и шоу шивэй. Кроме них также упоминаются хэйчэцзы (хэйчэчжи, хэйчэчжэ-шивэи) .
В 544 году шивэй установили контакт с Дун Вэй : ко двору императора из земель северных шивэй приехал посол Чжан Удоу (張烏豆) и привёз дань. Позже шивэй стали приезжать к Бэй Ци . Вскоре сформировался мощный Тюркский каганат , и шивэй не могли противиться ему. Каганы стали посылать (наместников) для управления шивэй.
В 847 году енисейские кыргызы совершили крупный поход на Амур против бежавших туда уйгуров в количестве до 500 человек и укрывшего их племени шивэй. В походе принимало участие 70 тысяч всадников во главе с министром Або. Поход закончился разгромом шивэй и бегством уйгуров .
Одинаков с языком татабов , киданей , доумолоу .
Шивэй использовали луки с роговыми вставками ; стрелы были очень длинными и изготовлялись из дерева «ху» (предположительно, тальника). Для охоты пользовались метательными копьями.
Сеяли просо (в том числе неклейкое), пшеницу . Обрабатывали землю, используя сохи из заострённых деревьев без металлических сошников. Соху тянул человек; быков для пахоты использовать запрещалось.
Летом шивэй жили в поселениях, зимой кочевали в поисках воды и травы. Добывали соболей , большие шивэй также охотились на тёмных белок. Делали брожением алкоголь. Передвигались на телегах, в которые впрягали волов. Из растений строили шалаши, по форме напоминавшие телеги тюрок (тюрки кочевали в телегах, крыша которых делалась войлочной), в них же жили. Северные шивэй и шэньмода зимой строили землянки в горах. Бо-шивэй покрывали хижины берестой. Из травы также делали сёдла и попоны, из верёвок плели уздечки. Северные шивэй ездили зимой на лыжах, опасаясь попасть в охотничьи ямы. Спали на свиных кожах и плетёных циновках. Через реки переправлялись на связках хвороста или надутых воздухом кожах.
Из животных держали свиней, собак и коров; лошадей было мало, овец не разводили и вовсе. У северных шивэй скот часто замерзал зимой, и им приходилось охотиться на кабарг и оленей . Их мясом питались, а из шкур шили олежду.
Северные шивэй ловили рыбу зимой, делая проруби.
Покупали железо у Когурё .
Схожи с мукри . Мужчины заплетали волосы в косу, по другим данным — носили их распущенными. Женщины собирали волосы в узел; на шее носили ожерелья из красного жемчуга, девушкам такие носить не дозволялось. Оба пола одевались одинаково, в куртки и штаны из кожи белых оленей. Северные шивэй также делали шапки из меха лис и соболей, одежду из рыбьей кожи, похожую на одеяния киданей. Женщины, сидя, обхватывали руками колени.
Воровства у шивэй было мало, за ворованное следовало наказание двойным штрафом. Убийца платил 300 лошадей.
Брачные обычаи у шивэй выглядели следующим образом: сначала две семьи договаривались о браке, затем невесту воровали, потом — платили выкуп лошадьми и коровами. Жених переселялся в дом невесты, а с рождением первенца — в дом к жениху. Вдове запрещалось выходить замуж повторно.
Траур по родителям длился три года, в году по четыре поминки. Умерших оставляли лежать на ветвях деревьев (подобные обычаи существовали у Мукри ). Если вдова не могла самостоятельно похоронить тело мужа, то весь род собирался и строил домовину, где клали покойника.