Белые, белые аисты
- 1 year ago
- 0
- 0
Белые гунны (на иранских языках как " Spet Xyon " , а на санскрите — как " Sveta-huna " ) — ираноязычные племена сако - массагетов ассоциируемые с: хионитами , кидаритами , кушанами , алхонами и эфталитами .
О «белых гуннах», или эфталитах , сообщают византийские, индийские, китайские, арабо-персидские, армянские и другие письменные источники. Несмотря на обилие сведений, ряд вопросов истории созданного эфталитами государств, рассматриваются учеными с различных и нередко противоположных точек зрения. Хорошо осведомленные авторы китайских хроник называют родиной эфталитов районы Восточного Туркестана ( Турфан ). Согласно этим сведениям, эфталиты были вытеснены оттуда в результате столкновения с соседними племенами жуань-жуаней . Эфталиты делились на две группы — белые хуна и красные хуна. Последние обязаны своим названием красным головным уборам, красным доспехам и красному знамени. Пока еще неясно, были ли эти группы различными племенами, входившими в конфедерацию, или же это какие-то этнические разновидности, входившие в единый племенной союз. Эфталиты были ираноязычным народом. Их язык принадлежал к восточноиранской группе, но несколько отличался от языка других ираноязычных народов. В тохаристанских владениях официальным государственным языком эфталитов был бактрийский . В легендах эфталитских монет читаются бактрийские титулы. Эфталитская письменность развилась на основе кушанской. Сохранилось немного памятников письменности эфталитов. К их числу относятся надпись на черепке из Зангтепе, граффити из Карздепе, надписи из Афрасиаба и Кафыркалы Колхозабадской .
Белыми гуннами латинские и сирийские источники называли хионитов , кидаритов ( кушаны ) и эфталитов. К ним же относили проживающих в Нисибии кадусиев -кудишайе. Учитывая тождество каспиев с кадусиями , нисибинских кадусиев, как и хионитов и эфталитов, можно считать преемниками гирканских кадусиев или каспиев. Следы гирканцев прослеживаются в анахронизме у Н. Гянджеви , который в « Искендер-наме » описывает нашествие русов «из страны алан и герков», что соответствует «аланам и сарирцам » или же «аланам и русам» у Мунаджим-башы. Так, «кавказских хонов», которых не смешивают с гуннами и отождествляют с « маскутами » или « масаха-хуннами », можно соотнести с гирканцами , которые имели отношение к военно-торговым колониям на Кавказе .
Племена эфталитов отмечаются в Средней Азии , главным образом в Закаспии и в верховьях Амударьи , арабо- и персоязычными авторами под именем хайтал ( Табари , Масуди , Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян , идал или хайтал . У Вардапета есть термин хайлан . Лазарь Парбский (конец V в.) употребляет для их обозначения термин Хептал ; Михаил Сирийский (IX в.) — тедал и тедалтзи . Маркварт отметил также армянский термин катиск — кадусии , как одно из названий эфталитов .
Необходимо указать на то, что с белыми гуннами Маркварт связывает и неоднократно поминаемых кадисеев — « катиск » армянских источников ( Под катиском или катишком скрываются дейлемиты ). Эти кадусии, или кадисеи, заняли персидскую провинцию Герат . Первоначально Маркварт сомневался в том, считать ли их хионитами или эфталитами, но в последующих работах он считал их эфталитами. Сирийский писатель Исаак Антиохийский , писавший около 400 г., говорит, что кудишайе жили около Низибии. Нельдеке считал их родственниками курдов , с которыми, по его мнению, у них имелось много общих черт. В сохранившихся фрагментах Иоанна Антиохийского имеется указание, что кадусии причислялись к гуннам . Эти свидетельства дают основание полагать, что кадусии принадлежали к белым гуннам .
По сведениям историка и доктора наук (DPhil) Ким Хён Джина, китайские источники недвусмысленно утверждают, что белые гунны — завоеватели Средней Азии были потомками центральноазитских хунну . В Вэй Шу утверждается, что правители Согдианы , то есть белые гунны, были хуннского происхождения. Археологические свидетельства также в определённой степени подтверждают связи хунну и среднеазиатских гуннов . Было высказано предположение, что эфталиты, которые изначально находились под властью жужаней , позже вырвались из-под их власти и взяли на себя руководство государством белых гуннов в пятом веке нашей эры .
Некоторые авторы развивали гипотезы об этнических связях эфталитов с тюрко - монгольскими народами. Такие авторы как Йозеф Маркварт и Рене Груссе считали, что эфталиты были монголами. Джордж Макговерн и Этьен де ла Вэссьер выступали за их тюркскую этническую идентичность .
Сведения в китайских источниках, по всей вероятности, свидетельствуют о реальной этнической неоднородности эфталитского государства и даже его элиты. Вполне вероятно, что гуннское государство эфталитов содержало ядро преимущественно тюркоязычной военной элиты, на которую быстро повлияли иранские , а также индийские культурные обычаи и языки. Частично доминирующая монголоязычная основная группа также может считаться возможной. Эдвин Пуллиблэнк, Питер Голден и Карой Цегледи полагали, что монгольские племена вар (хуа) вместе с, предположительно, тюркскими гуннами могли составлять правящее ядро государства эфталитов, и что эти вары были связаны с конфедерацией Ухуань из Внутренней Монголии .
Историк Ким Хён Джин писал о мощном иранском культурном влиянии на правящую элиту, свидетельствующим о высокой степени культурного и, вероятно, этнического слияния между тюрко-монгольскими гуннами и коренными иранцами .