Interested Article - Куны

Куны, токсобичи тюркский или монгольский народ, упоминания о котором относятся к VII—XIII векам.

История

В начале VII века кочевали севернее пустыни Гоби. В VIII—IX вв. входили в Уйгурский каганат . Откочевали в верховья Енисея, оказавшись по соседству с каи (согласно Плетнёвой С. А. то же, что кимаки ).

Про последующие события ал-Марвази сообщает, что каи потеснили кунов, а те, в свою очередь, саров (то есть половцев ; шаров , то есть кипчаков, половцев ). По данным историографии, кипчаки ещё к середине IX в. достигли господства над кимаками и кунами, а к середине X века поглотили их и в середине XI в. вместе с ними начали движение в Европу.

В XI—XIII вв. имя куны встречается эпизодически в венгерских и русских источниках наряду с куманы в значении кипчаки, половцы и венгерские половцы .

По одной из версий, племя токсобичей, упоминаемое различными первоисточниками, было кунским, а куны в этот период соответствовали донским половцам . Также существует версия о том, что русское название половцев сарочины складывалось из двух корней — сары и куны.

По мнению некоторых исследователей, этноним «токсоба» может быть идентичен упоминаемому в танском « Тундянь » (VIII век) племени , выделившемуся когда-то из семиреченских тюргешей .

Куны и монголы

Немецкий востоковед Йозеф Маркварт полагал, что куны были отуреченною ветвью монгольского народа, пришельцами из Восточной Азии , появившимися в Европе между 1030 и 1049 гг. Маркварту удалось найти у автора XI в. Бируни и у автора начала XIII в. Ауфи упоминание о двух народах, кун и кайи , живших к востоку от киргизов в окрестностях озера Байкал . Ауфи приводит также другое название кунов, марка или мурка . Как полагает Ж. М. Сабитов, передвижение кунов и каев на запад началось после крупного восстания племён цзубу против киданей в 1026—1027 гг.

В. В. Бартольд писал, что куны, как предполагается, народ в основе монгольского происхождения . По некоторым данным (в том числе, по географии расселения) можно предположить, что куны были более монголоидны , чем половцы и, тем более, куманы. Ю. А. Евстигнеев отождествлял кунов с племенем токсобичи. По его мнению, в этнониме токсоба (токсобичи) древнетюркское — токуз-огуз — девять родов, тюркское «огуз» заменено на древнемонгольское «обог» — род. По сообщению Ибн Халдуна, они имели татарское (монгольское) происхождение .

На монгольское происхождение кунов (токсобичей), как полагают исследователи, указывает тот факт , что они перешли на сторону монголов , согласившись на призыв завоевателей под предводительством Субудэя и Джэбэ : «Мы и вы из одного народа, одного племени, аланы же нам чужие» .

Потомки кунов

Расположение Куншага на карте Венгрии

В настоящее время кунами называют себя часть венгров , возводящих свои генеалогии к средневековым кунам-токсобичам из кипчакского союза племён . Куны в Венгрии преимущественно проживают в областях Малый Куншаг и Большой Куншаг . Согласно официальной историографии Венгрии известно, что куны последовательно заселили Дунай двумя волнами. Первая была в 11 веке , вторая при хане Котяне , в 13 веке .

Токсоба (токсаба) входит в состав казахского рода байбакты племени байулы Младшего жуза . Байулы в свою очередь входит в состав крупного племенного объединения алшын .

Кара-кыпчакский уран Токсаба указывает на этническое происхождение башкирских кара-кыпчаков от средневекового половецкого племени токсаба — одного из древних племён Дешт-и-Кипчака , имевших тюркское происхождение . Ю. А. Евстигнеев также считает, что этническую основу кыпчаков-башкир составили средневековые токсоба .

Родословная южно-уральского клана башкир Усэрган ( башк. Үҫәргән ) берёт начало от Туксабы который согласно родословной, является дедушкой средневекового башкирского военачальника Усэргана .

Из каракалпаков , живущих на северо-западе Узбекистана, большую часть составляют кипчаки, которые происходят от урана Токсоба [ источник? ] .

Примечания

  1. Плетнёва С. А. от 20 июня 2013 на Wayback Machine

    каи — это, как мы знаем, кимаки, а шары — по мнению всех ученых, занимавшихся кочевыми объединениями эпохи средневековья, это кипчаки, или половцы

  2. . Дата обращения: 31 мая 2013. Архивировано из 19 апреля 2014 года.
  3. Расовский Д. А. Половцы. Чёрные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии (работы разных лет). 1-й том, серия «Материалы и исследования», проект «Суюн». М., ЦИВОИ, 2012, 240 с., С.125-126, 132:

    Все это заставляет отодвинуть на одно, а, может быть, и более столетия, констатирование у Половцев имени Кипчак, и позволяет допустить, что Кипчаки уже издавна были одним из родов Половцев (то есть Кимаков-Кунов) и что гегемонии над Кимаками-Кунами они достигли к сер. IX ст., когда начали вытеснять с низовьев Сыр-Дарьи Огузов и продвигаться к причерноморским степям…С середины X в. окончательно исчезает имя кимаков; последние, очевидно, были поглощены кипчаками.

  4. Венгерские половцы // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . — М. : Советская энциклопедия , 1961—1976.
  5. Добродомов И. Г. О половецких этнонимах в древнерусской литературе // Тюркологический сборник. 1975 / АН СССР. Ин-т востоковедения; Отв. ред. А. Н. Кононов. — М.: Наука, 1978. — С. 102—129.
  6. Imre Baski On the Ethnic Names of the Cumans of Hungary (англ.) // Kinship in the Altaic World. Proceedings of the 48th PIAC, Moscow 10-15 July 2005. Ed. by E. V. Boikova and R. B. Rybakov . Harrasowitz Verlagh, Wiesbaden. 2006. стр. 50.
  7. Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Наука, 1968. — Т. V: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — С. 394—395.
  8. . — Изд-во Академии наук Киргизской ССР, 1963. — С. 78. — 148 с.
  9. Сабитов Ж. М. // Молодой учёный. — 2015. — Май ( № 10 (90) ). — С. 961—964 . 18 апреля 2021 года.
  10. Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Наука, 1968. — Т. V: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — С. 397—398.
  11. Евстигнеев Ю. А. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana): Антропология и этнология в XXI веке. — 2012. — № 2 . — С. 91—97 .
  12. Евстигнеев Ю. А. . — 2004. — С. 68. — 150 с.
  13. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 171—172. — 560 с. — ISBN 978-5-94423-212-0 .
  14. Евстигнеев Ю. А. . — Астерион, 2005. — С. 23. — 77 с.
  15. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 6 апреля 2017 года.
  16. Selmeczi László utószava (1992) Gyárfás István jász-kun történetéhez (1870).
  17. Korai magyar történeti lexikon : 9-14. század. Főszerk. Kristó Gyula. Budapest: Akadémiai. 1994. ISBN 963-05-6722-9
  18. Востров В. В, Муканов М. С. . — Наука, 1968. — С. 94—95. — 256 с.
  19. Сабитов Ж. М. // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. — 2015. — С. 383—393 . 14 июля 2019 года.
  20. Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей.
  21. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 173. — 560 с. — ISBN 978-5-94423-212-0 .
  22. Евстигнеев Ю. А. . — Litres, 2013. — 170 с. — ISBN 9785457236646 . 7 апреля 2022 года.
  23. Хусаинов Г. Б. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .

Литература

  • Расовский Д. А. Половцы. Чёрные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии (работы разных лет). 1-й том, серия «Материалы и исследования», проект «Суюн». М., ЦИВОИ, 2012, 240 с.
  • Плетнёва С. А.
Источник —

Same as Куны