Interested Article - Татары (племя)

Тата́ры ( монг. татар , ср. монг. ᠲᠠᠲᠠᠷ; др. тюрк. 𐱃𐱃𐰺 ) — крупное средневековое монгольское племя, обитавшее на северо-востоке современной Монголии .

В историографии Центральной Азии татар традиционно принято относить к монгольским племенам, вышедшим из среды шивэй . Как полагают исследователи, татары могли общаться на тюрко - монгольском пиджине . Предположительно, в этногенезе татар кроме монгольских племён приняли участие тюркские и отчасти согдийские компоненты . Кочевья татар занимали районы озера Буйр-Нур и реки Халхин-Гол южнее реки Керулен , а также часть Внутренней Монголии . В настоящее время — этническая группа в составе некоторых монгольских народов .

Татары (Su-Moal, Tartar) на карте Джованни Джакомо Де Росси. 1687 г.

Этноним

Орхоно-енисейские надписи

Предположительно, этноним « татар » появился во времена древних монголоязычных жужаней в V в. Согласно С. Г. Кляшторному , название племени татар восходило к имени кагана кочевых жужаней Датаня , ставшего обозначением нового народа . В « Истории династии Сун », жужани упоминаются под именем жуйжуй, другим названием которых являлось датань или тань-тань .

Этноним «татар» был записан на как др. тюрк. 𐰆𐱃𐰔⁚𐱃𐱃𐰺⁚𐰉𐰆𐰑𐰣 (латиницей — Otuz Tatar Bodun , перевод — Род тридцати татар) и др. тюрк. 𐱃𐰸𐰔⁚𐱃𐱃𐰺 (латиницей — Tokuz Tatar , перевод — Девять татар) . В VI—VII вв. союз татарских племён назван в орхонских надписях «тридцатью татарами» (отуз татар), а в середине VIII в. они названы «девятью татарами» (токуз татар) . С тридцатью татарами принято отождествлять протомонгольские племена шивэй , тогда как девятью татарами в источниках часто называют собственно татар, в составе которых традиционно выделяют девять крупных родов .

Как писал В. В. Бартольд , именем татар, встречающимся в орхонских надписях, впоследствии называли себя монголы . Название татар было широко распространено начиная с эпохи орхонских надписей, т. е. с VIII в.; в X в. название присутствует в рукописи Туманского , в XI в. — у Махмуда Кашгарского . По всей вероятности, так с самого начала назывались народы, говорившие на монгольском языке . По мнению Бартольда, «очевидно, народы монгольского происхождения, говорившие на монгольском языке, сами всегда называли себя татарами. После Чингиз-хана это слово в Монголии и в Средней Азии было полностью вытеснено словом монгол» .

В. Я. Бутанаев и Ю. С. Худяков пишут, что в древнетюркских надписях татарами обозначались монгольские племена. В китайской политической и историографической традиции, начиная с Сунского времени (X в.), также преобладало наименование монголов татарами (да-да) .

Согласно П. Пеллио , татары орхонских надписей были монголоязычны, при этом их титулатура сохраняла некоторые следы тюркского влияния . По Н. Ц. Мункуеву, « китайцы , которые столкнулись с некоторыми из этих племён, распространили их название на все монгольские и даже немонгольские племена, обитавшие на территории современной Внешней и Внутренней Монголии и Западной и Южной Маньчжурии » .

Согласно Л. Р. Кызласову , татары орхонских надписей были тюркоязычны и были частью токуз-гузов. При этом Кызласов против отождествления татар орхонских надписей с дада из китайских источников . Некоторые подразделения татар оказались связаны с тюркскими народами и передвинулись далее на запад. В анонимном Худуд аль-алам татары названы частью тугузгузов, а у Гардизи — частью кимаков . Известия о татарах, от которых отделились кимаки, по Маркварту, подтверждает факт движения на запад отюреченных монгольских элементов .

Область Отюкен, постоянно упоминаемая в орхонских надписях как место обитания тюрков, по Махмуду Кашгарскому, находилась в его время в стране татар. То, что язык татар отличался от тюркского, было известно и Махмуду Кашгарскому . Он упоминает татар среди не чисто «турецких» народностей и пишет, что они кроме своего языка знали и «турецкий». Согласно Бартольду, данное сообщение говорит о том, что монголы уже тогда доходили на запад до района, где соседями их с разных сторон были «турецкие» племена .

По мнению Кляшторного, название татар было тюркским обозначением монголов, и это имя привилось за монголами не только в Средней Азии и на Ближнем Востоке , но и на Руси и в Западной Европе . Как пишет В. В. Ушницкий, этноним «татар» использовался тюрками только для обозначения «чужаков», то есть народов, не говорящих по-тюркски. Тюркские племена своих монголоязычных соседей также называли «тат» или «тат-ар» .

По версии итальянского францисканца Джованни Плано Карпини , приведённой в книге « История Монгалов, именуемых нами Татарами », этноним «татар» происходит от названия одноимённой реки :

Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал . Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит , четвертый — Мекрит .

В версии брата Бенедикта содержатся дополнительные сведения :

Моал [по-тартарски] — земля, монголы — означает [имя] жителей земли. Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар. Ибо тата на их языке означает [по-латыни] "тащить", а тартар — "тянущий".

В послании 1241 г. император Фридрих II замечает: «И нам неизвестно, по месту или по происхождению называются они Тартарами». Фома Сплитский , со ссылкой на тех, «кто с особым вниманием исследовал этот предмет», сообщает: «Название же тартары не является собственным именем народа, но они зовутся так по названию какой-то реки, которая протекает в их краях; или же, как считают некоторые, тартар [ по-монгольски ] означает ‘множество’» ( Фома Сплитский . XXXVII). Сведения Фомы Сплитского, знакомого с донесениями францисканской миссии 1245 г., отражают учёные споры второй половины XIII в. В частности, он цитирует книгу брата Иоанна, когда пишет: «Их страна расположена в той части света, где восток соединяется с севером, и упомянутые племена на своем родном языке называют себя монголами» ( Фома Сплитский . XXXVII) .

История

Жужаньский каганат . Период появления этнонима «татар».

Согласно Рашид ад-Дину , татары были «покорителями и владыками большей части [ монгольских ] племен и областей, [выдаваясь своим] величием, могуществом и полным почетом». «Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви. Все то племя [состояло] из семидесяти тысяч домов [или семей]» .

В. В. Трепавлов пришел к выводу, что утверждение о прежнем могуществе и известности татар восходит к временам Жужаньского каганата и прочих монгольских кочевых объединений. Этноним татар С. Г. Кляшторный возводит к имени кагана кочевых жужаней Татань (Юйцзюлюй Датань), ставшего обозначением нового народа. Согласно реконструкции С. Е. Яхонтова, иероглифическое написание датань произносилось в V в. н. э. как *dadar/*tatar. «Отуз татары» — та самая группа племён, входивших ранее в государство жужаней, которая сплотилась в 20-е гг. V в. вокруг Датаня/Татара .

Шивэй. Общемонгольский период (VI—VII вв.). Предки татар в это время принадлежали к южным шивэям , известным в качестве племени улохоу . Поскольку татары отождествляются с шивэями, то подразумевается их монголоязычие .

Шивэй-татары (VIII—IX вв.). В рунических надписях были известны в качестве токуз и отуз-татар. В районе Буир-Нура обитали хэйчэчжэ-шивэи, тележные шивэи. В истории династии Тан , где рассказывается о падении Уйгурского каганата , упоминаются хэйчэзцы (чернотележники) шивэи, которых считают тождественными татарам. Именно к ним бежал Уцзю-каган , собрав все остатки Уйгурского каганата .

Расселение монгольских племен в X—XII веках. Татары в составе цзубу .

Татарское великодержавие (X—XI вв.). В X—XI вв. под именем цзубу татарские племена осваивают всю территорию Монголии . Махмуд Кашгари , живший в XI в., называет обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном «Татарской степью». Согласно С. Г. Кляшторному и М. Горелику , татары с X—XII вв. обитали вдоль Великой Китайской стены от Синьцзяна до Маньчжурии .

В киданьских источниках татары были известны как цзубу. В начале XI в. часть шивэй ушла от киданей на юг, к горам Иньшань , затем распространились на запад до реки Керулен . В этот период татары обитали вдоль всей Китайской стены вплоть до Джунгарии . В татарский союз племён цзубу входили кереиты , найманы , меркиты , джалаиры и другие монголоязычные племена .

Татары упоминаются в составе кимаков , откочевавших в западные степи после поражений цзубу от киданей. При этом в отношении кимаков существуют версии тюркского и монгольского происхождения . По сведениям автора IХ в. Ибн-Хордадбеха , дошедшим в передаче автора XI в. Гардизи , кимаки происходили из татар . Согласно одной из версий, из кимакских татар происходили Бейбарс , Кутуз и другие мамлюкские султаны Египта и Сирии XIII в. Татарское происхождение, как полагают исследователи, также имели куны (токсобичи) и каи . Кимаки, куны и каи откочевали на запад после крупного восстания племён цзубу против киданей в 1026—1027 гг. При этом С. М. Ахинжанов кимаков и каев отождествлял с кумоси .

Буир-нурский период (XII в.). Татары выделились в качестве отдельного племенного союза в результате распада цзубу. Именно татары способствовали распаду государства Хамаг-монголов и улуса Есугея .

В XII в., после того как татары на некоторое время захватили политическую гегемонию в степях, татарами стали называть все степное население от китайской стены до сибирской тайги. Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части :

  • Белые татары — кочевники, живущие южнее пустыни Гоби , вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты . Советский и российский востоковед Л. Р. Кызласов писал, что белые татары относились к степным тюркоязычным племенам . В. В. Бартольд к числу белых татар относил монголоязычных хунгиратов , живших около Китайской стены .
  • Чёрные татары жили в степи и занимались скотоводством. В число чёрных татар включались кереиты. Как пишет Кызласов, чёрные татары относились к монголам .
  • Дикие татары — южносибирские племена охотников и рыболовов. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами. К числу «диких» племен, то есть охотников и рыболовов, относились древние урянхаи , уги ( мохэ ) , а также другие многочисленные и разрозненные лесные племена . Дикие татары в дальнейшем были известны как хойин-иргэн .

Кроме вышеназванных групп также в литературе упоминаются следующие объединения:

  • Водяные (приморские) татары . Они упоминаются у П. Карпини как су-монгал и отождествляются с племенем усуту-мангун и алакчинами. Исследователи название водяные татары связывают с приангарскими , приаргунскими и приамурскими татарами . С водяными татарами связано упоминание татарского города Алакчин . У Абульгази имеются следующие сведения: «есть большой город, вокруг которого находится поблизости множество селений, где располагались в большом числе кочевые племена. Их лошади были велики… Все они были пеги по цвету, других не имелось. Недалеко от этого города, называемого Алакчин, имелся серебряный источник, поэтому все котлы, блюда и вазы… были из серебра» . Ю. А. Зуев считал, что город Алакчин располагался в истоках Ангары либо в районе восточного побережья оз. Байкал . Существует версия, согласно которой перевод названия «су-монгол» как «водяные монголы» ошибочен. Возможно, что выражение «су-монгол» может значить «монголы, принадлежащие августейшему», т. е. монголы, покоренные Чингисханом . Плано Карпини употреблял это выражение по отношению к татарам, одному из монгольских племён, покоренных Чингисханом. В переводе с монгольского «су» значит «обладающий счастьем — величием» или «августейший». В китайских анналах имеется термин «су-татар» .
  • Восточные татары . Под именем восточных татар в китайских источниках упоминались монголоязычные дауры и их соседи тунгусо-маньчжуры .

Татары в составе Монгольского государства

Монгольская империя в 1207 г.

Согласно « Сокровенному сказанию монголов », племя татар было одним из самых могущественных врагов Чингисхана . В 1202 году Темуджин выступил против татар, и в результате этого похода татары были разгромлены . Однако вопреки распространённому мнению о том, что все татары были казнены, за исключением малолетних детей, татарские воины упоминаются в Западном походе Батыя .

В армии Чингисхана татары служили в качестве боевого авангарда, отчего в Европе именем татар стали обозначать монгольских воинов и племена. Победное имя татар шло впереди монгольских войск . Это известие укрепилось в Европе ещё со слов папских послов П. Карпини и Г. Рубрука , побывавших в Монгольской империи , и венгерского монаха Юлиана . Они с удивлением поведали, что татары — это имя не завоевателей, а покорённого народа. Так Г. Рубрук узнал, что татары представляли собой одно из племён, живших рядом с монголами и способствовавших возвышению Чингисхана, которых он «повсюду посылал вперед… и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали „Вот идут татары“» .

С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. одна часть «девяти татар» вошла в состав центрального мингана, перешла к Бортэ-хатун , а другая отошла к западному тумену, попала под власть татарского Их Хутакт-нойона. В XIV—XVI веках большая часть татар находилась в Восточной Монголии под властью Батумунху Даян-хана и его потомков. Внуки Даян-хана — Төгс тайджи и Цээлэй — правили татарским племенем; Баяндара, сын Барсболда , управлял белыми татарами . Большинство из них обосновалось в Южной (Внутренней) Монголии .

Татарками по происхождению были Есугэн и Есуй — супруги Чингисхана. Также татарского происхождения был Шиги-Хутуху — высокий чиновник, сын знатного татара, усыновлённый матерью Чингисхана Оэлун . Будущий Чингисхан был назван в честь пленённого Есугеем татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого Есугей победил накануне рождения сына .

Хотя Рашид ад-Дин не включал татар в число так называемых коренных монголов, в ряде источников к дарлекин-монголам принято причислять все монголоязычные племена, не относившиеся к нирун-монголам . В их число входят татары, кереиты , меркиты , ойраты , найманы , баргуты и другие монгольские племена .

Татарские роды

Традиционно принято считать, что татары состояли из девяти крупных родов. Согласно Аюудайн Очиру, во второй половине XII в. татары обитали в Восточной степи и бассейне реки Халх гол и состояли из следующих родов: тутуклиуд (тутагуд), алчи, куйн, биркуй, терат, камаши, ниучи, буйрагуд и айрагуд .

В литературе встречаются и другие родовые имена татар:

  • тутукулйут (тутуклиуд, тутагуд , дутаут , дутагуд, тутухлигуд )
  • алчи
  • чаган (цагаан татар , белые татары )
  • куин (куйн , чжуин , жүйн , хүйтэн )
  • терат (дарид)
  • баркуй (биркуй)
  • камаши (камачи)
  • ниучи
  • нераит
  • хойин (лесные татары)
  • буйрагуд (буйрууд)
  • айрагуд (айриуд)
  • алухай
  • дорбен -татар (известно, что татары были в союзе с племенем дурбан)

По данным монгольского летописца Санан-Сэцэна, во времена Чингисхана в состав су-монголов (татар) входили следующие роды:

Согласно Б. З. Нанзатову, следующие современные бурятские роды имеют татарское происхождение :

Саганы в составе хонгодоров отождествляются с племенем урсут . Как пишет В. В. Ушницкий, урсутами называли представителей татарского племени, бежавших от Чингисхана в Приангарье .

Современность

Ныне в Монголии татары (татари) проживают в составе халха-монголов в сомоне Матад Восточного аймака и сомоне Асгат Сүхбаатарского аймака . На территории Внутренней Монголии проживают носители родовых имён татар, татаруд, цаган татар (белые татары), айригуд, буйригуд . Род цагаан татар входит в состав чахаров и онниутов Внутренней Монголии .

Согласно Б. З. Нанзатову, потомки татар также проживают среди бурят . Согласно его исследованиям, бурятский род тэртэ — потомки татарского рода терат, другой бурятский род шошолог — потомки татарского рода тутуклиуд. Этнонимы шошолог и тутуклиуд сводятся к понятию «имеющие правителя», но тутуклиуд — мирного (то есть в мирное время), а шошолог — военного (то есть в военное время). Часть средневековых приангарских татар-тутуклиутов могла сменить этноним по двум причинам: либо со сменой общинно-кочевого периода военно-кочевым, либо в связи с преследованием Чингисханом татарских племён. По второй причине татары-тутуклиут могли трансформировать этноним на близкий по значению и скрыться от преследований. Близкий сюжет о былой многочисленности шошолоков и почти полном уничтожении племени врагами упоминают устные предания данного рода . Род чочолиг также отмечен в составе баргутов . Также в числе потомков татар Б. З. Нанзатовым названы саганы, расселённые по Иркуту и Китою , один из хонгодорских родов тункинских бурят .

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: татар, татаар, цагаан татар, тэрт, тэртэ, шошолог, шошоолог, шошлог, алши, айраг, айраг боржигон, айраг боржигин, буйр, буйргууд, буйрууд, буйруут, тутаг, хуйд, хуйн, хуйт, хүйн, хүйтэн .

В состав хазарейцев входят племена, имеющие татарское происхождение: татар, алчин .

Как полагает Ж. М. Сабитов, алшыны в составе казахов являются потомками алчи-татар . Согласно В. В. Ушницкому, кангаласцы — этническое ядро якутов имеют татарское происхождение . Часть средневековых татар, предположительно, вошла в состав хакасов , дав им самоназвание «тадар». Как указывают хакасские легенды, появление самоназвания «тадар» среди минусинских кыргызов связано именно с монгольскими завоеваниями . Татары упоминаются как один из родов кочевых узбеков .

В наше время в России , Украине , Беларуси , Польше и Литве проживают тюркские народы, имеющие в своём самоназвании этноним «татар» (татарлар): поволжские , крымские , сибирские , астраханские , польско-литовские , хакасы, чулымцы , шорцы , телеуты , которые называют себя тадарлар и прочие.

Примечания

  1. История России с древнейших времен до наших дней. В 2 томах. Сахаров А. Н. , Боханов А. Н. , Шестаков В. А. , М. : 2010.; Т.1 — 544 с.
  2. Кычанов Е. И. Властители Азии. — Москва: Восточная литература РАН, 2004. — С. 279. — 631 с. — ISBN 978-5-02-018328-5 .
  3. Ушницкий В. В. // Золотоордынская Цивилизация. — 2017. — Вып. 10 . — С. 92—95 . — ISSN . 14 апреля 2021 года.
  4. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  5. Нанзатов Б. З. от 22 января 2021 на Wayback Machine . — Иркутск, 2005. — 160 с. — ISBN 5-93219-054-6 .
  6. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 47. — 487 с.
  7. . Дата обращения: 5 апреля 2014. 7 января 2014 года.
  8. . Дата обращения: 5 апреля 2014. 7 января 2014 года.
  9. . Дата обращения: 5 апреля 2014. 19 июня 2022 года.
  10. Ross, E. Denison; Vilhelm Thomsen. The Orkhon Inscriptions: Being a Translation of Professor Vilhelm Thomsen's Final Danish Rendering (англ.) // Bulletin of the School of Oriental Studies, University of London : journal. — Vol. 5 , no. 4, 1930 . — P. 861—876 . — JSTOR .
  11. Thomsen, Vilhelm Ludvig Peter. (неопр.) . — Helsingfors, Impr. de la Société de littérature finnoise, 1896. — С. 140.
  12. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2005. — С. 145—148. — 346 с. — ISBN 5-8465-0246-6 .
  13. Раднаев В. Э. Монгольское языкознание в России в 1 половине XIX в.: проблемы наследия (т. 1, ч. 1). / Б. В. Базаров. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2012. — С. 228. — 392 с. — ISBN 978-5-7925-0357-1 .
  14. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — 2-е изд., перераб. и испр.. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — С. 10. — 325 с. — ISBN 5-7539-0464-5 .
  15. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 159. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  16. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 86. — 759 с.
  17. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 124—125. — 759 с.
  18. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 560. — 759 с.
  19. Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. . — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2000. — С. . — 272 с. — ISBN 5-7810-0119-0 .
  20. Крамаровский М. Г. . — Славия, 2001. — С. 11. — 363 с. 26 апреля 2023 года.
  21. , с. 250.
  22. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 559. — 759 с.
  23. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 400. — 759 с.
  24. Ушницкий В. В. // Тюркологические исследования. — 2019. — Т. 2 , № 1 . — С. 5—12 . — ISSN . 12 ноября 2020 года.
  25. Д. П. Карпини. . www.hist.msu.ru. Дата обращения: 25 мая 2019. 4 февраля 2009 года.
  26. Ц. де Бридиа. . www.vostlit.info. Дата обращения: 25 мая 2019. 24 мая 2019 года.
  27. . www.vostlit.info. Дата обращения: 28 февраля 2019. 19 февраля 2020 года.
  28. Гумилёв Л. Н. . gumilevica.kulichki.net. Дата обращения: 27 мая 2019. 27 октября 2020 года.
  29. Сабитов Ж. М. // Молодой учёный. — 2015. — Май ( № 10 (90) ). — С. 961—964 . 18 апреля 2021 года.
  30. . — Академия, 1961. — С. 82.
  31. Ушницкий В. В. // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — № 3 (20) . — С. 30—36 . 14 июля 2021 года.
  32. Евстигнеев Ю. А. . — 2004. — С. 68. — 150 с.
  33. Евстигнеев Ю. А. . — Litres, 2013. — 170 с. — ISBN 9785457236646 .
  34. Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. — Алматы: Гылым, 1995. — С. 116. — 296 c.
  35. Гумилёв Л. Н. . gumilevica.kulichki.net. Дата обращения: 27 мая 2019. 1 июля 2019 года.
  36. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 256. — 759 с.
  37. Гумилев Л. Н. . — Directmedia, 2016-03-31. — С. 419. — 793 с. — ISBN 9785447569310 . 7 сентября 2023 года.
  38. . www.vostlit.info. Дата обращения: 22 июня 2019. 4 марта 2020 года.
  39. . — Изд-во "Рухият", 2009. — С. 737. — 1051 с.
  40. Мифтахов З. З. . — Казань: Дом печати, 1998. — С. 395. — 485 с.
  41. Ушницкий В. В. . — Якутск: Издат-во ИГИиПМНС СО РАН, 2013. 29 мая 2019 года.
  42. Ван Пу. . www.vostlit.info. Дата обращения: 29 мая 2019. 17 мая 2019 года.
  43. Абульгази. . www.vostlit.info. Дата обращения: 29 мая 2019. 17 мая 2019 года.
  44. Д. П. Карпини. . Дата обращения: 13 ноября 2021. 13 ноября 2021 года.
  45. Цыбенов Б. Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки: монография / Зориктуев Б.Р. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — 252 с. — ISBN 978-5-89230-411-5 .
  46. Миллер Г. Ф. История Сибири, Том 1. — Издание второе, дополненное. — Москва: «Восточная литература» РАН, 1999. — С. 181—182. — 630 с. — ISBN 5-02-018100-5 . — ISBN 5-02-017892-6 .
  47. Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.
  48. Юрченко А. Г. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 г. СПб.: Евразия, 2002. 478 с.
  49. Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар (III — середина XVI вв.). Казань: РИЦ «Школа», 2007. 356 с.
  50. Darm-a. Altan kürdün mingγan kеgesütü bičig (монгольский) // Öbör Mongγol-un Arad-un Keblel-ün Qoriy-a. — 1987. — С. 215, 217 .
  51. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  52. Чингисиана: свод свидетельств современников / Пер., сост. и коммент. А. Мелехин. — М. : Эксмо, 2009. — 728 с. — ISBN 978-5-699-32049-3 .
  53. . russian-history.info. Дата обращения: 2 ноября 2018. 22 ноября 2018 года.
  54. . — Nu̇u̇dliĭn Soël Irgėnshliĭg Sudlakh Olon Ulsyn Khu̇rėėlėn, 2002. — С. 168. — 226 с.
  55. Дата обращения: 28 февраля 2019. 28 февраля 2019 года.
  56. . www.vostlit.info. Дата обращения: 28 февраля 2019. 2 марта 2019 года.
  57. Нанзатов Б. З. // Чингисхан и судьбы народов Евразии — Улан-Удэ, 2003. — С. 99—102 . 20 апреля 2019 года.
  58. . — Калмыцкий гос. университет, 2007. — С. 52. — 177 с. 4 октября 2020 года.
  59. Молдобаев И. Б., Пиримбаева Ж. Ж. . — Бишкек: Национальная академия наук, 2006. — С. 121. — 221 с.
  60. Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав номадов Центральной Азии в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Монгольская империя и кочевой мир (Мат-лы междунар. науч. конф-ии). Кн. 3. — 2008. — С. 377—443 .
  61. Нанзатов Б. З. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2017. — № 3 (38) . 22 октября 2021 года.
  62. Зориктуев Б. Р. Актуальные проблемы истории монголов и бурят. — М. : Вост. лит., 2011. — С. 159. — 278 с. — ISBN 978-5-02-036475-2 .
  63. Ушницкий В. В. . — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 60—62. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1 . 5 июня 2020 года.
  64. Очир А., Сэржээ Ж. Монголчуудын овгийн лавлах. — Улаанбаатар, 1998. — С. 20—24. — 67 с.
  65. Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  66. . Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
  67. Нанзатов Б. З., Тишин В. В. // Золотоордынское обозрение. — 2021. — Т. 9 , № 1 . — С. 8—27 . — doi : .
  68. Бухоголова С. Б. // Вестник БГУ. — 2015. — № 8 (1) . — С. 150—153 . (недоступная ссылка)
  69. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 11 февраля 2019. 12 декабря 2020 года.
  70. Project Gutenberg. . self.gutenberg.org. Дата обращения: 22 августа 2018. 22 августа 2018 года.
  71. Сабитов Ж. М. // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. — 2015. — С. 383—393 . 14 июля 2019 года.
  72. Ушницкий В. В. // Золотоордынское обозрение. — 2014. — № 1 . — С. 43—63 . — ISSN . 5 февраля 2021 года.
  73. Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 4. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1 .

Литература

  • Садур Валиахмет. / И. З. Мухамеджанов. — М. : Марджани, 2012. — С. 250. — 400 с. — ISBN 978-5-903715-31-2 .
Источник —

Same as Татары (племя)