Interested Article - Шегендык

Шегендык, шегендик, чегендык, чегендик ( каз. шегендік ) — казахский род в составе племенного объединения аргын Среднего Жуза . Один из родов в составе крупного родового объединения Бес Мейрам (союза пяти родов).

Шежире

Версия Шакарима

Шакарим Кудайбердиев происхождение рода шегендык (шегндик) возводил к Аргун-ага (Аргын-ага), ойратскому наместнику, служившему в Ильханате Хулагу .

Согласно шежире, приводимому Шакаримом, потомок Аргын-аги — Кодан . Его сын — Даирходжа (Акжол). От старшей его жены — Караходжа. От старшей жены Караходжи — Мейрам. От старшей жены Мейрама — Куандык , Суюндик , , Шегендик. Сын Бегендика — Козган, сын Шегендика — Каксал . Каракесеки произошли от сыновей Болата, сына младшей жены Мейрама .

Версия М. Ж. Копеева

Иная версия происхождения рода шегендык описана М. Ж. Копеевым .

Родоначальником родов Среднего жуза , согласно устным преданиям, был Жанарыс. От старшей жены Жанарыса — Каракожа, Аккожа, Актамбердыкожа, Даракожа. От Каракожа — Аргын . Имя старшей жены Аргына — Аргуль байбише. От неё у Аргына родились два сына — Котан , Ботан. От своего предка Котан Мейрам сопы родился единственным .

Невесту Мейрама звали Нурфая. Выдавали её замуж зимой, и не было у неё матери в живых. А потому сопровождать её вместо матери взялась сноха, жена её брата. По прибытии на новое место невеста быстро освоилась в доме, но между тем случилась промеж сторон вражда и сопровождавшая невестку сноха не смогла вернуться к своим. Нурфая сказала мужу: «Мне жаль отдавать свою сноху другому мужчине и лучше женись на ней ты сам». Сама Нурфая стала матерью двоих детей Мейрама — Куандыка и Суюндыка . От снохи её родились двое — Бегендык и Шегендык. У наложницы её от Мейрама родился Болаткожа, прозванный Каракесеком . Имя той наложницы — Каркабат .

Куандык родился намного раньше Суюндыка и, когда у Куандыка было уже шесть сыновей, Суюндык ещё не был женат. Нурфая байбише сосватала четырёх девушек и женила на них своих сыновей — Суюндык, Бегендык, Шегендык и усыновленного Олжакелды, выдав четырём причитаемую долю наследства. Назвали этих четырёх — Тортуыл, что означает четыре сына. Бегендык известен как Козган, Шегендык — Каксал , Олжакелды — Каржас. Хотя они и не в полном родстве, но в случае произношения урана «тортуыл» они быстро объединяются .

История

Согласно Ч. Ч. Валиханову , возможна связь между племенем чегендык (шегендык), ныне проживающим на р. Ишим в Атбасарской степи, с древним племенем чеген, обитавшим на территории Казахстана ещё до арабского завоевания .

Происхождение

Как полагают исследователи, в этногенезе аргынских родов приняли участие иранские , тюркские и монгольские народы. По мнению ряда исследователей, иранский компонент представлял собой субстрат , тогда как тюркские и монгольские компоненты — суперстрат . Комплексное изучение генеалогии и генофонда аргынов позволяет предполагать, что основным родоначальником аргынов является золотоордынский эмир Караходжа (XIV в.) или его ближайшие предки. В то время, когда общность потомков прото-аргынов приняла социокультурный характер родоплеменной общности и стала отождествлять себя в качестве потомков единого предка Аргына, они уже были, вероятнее всего, тюркоязычной группой также, как и сам генеалогический основатель клана Караходжа .

Ряд авторов придерживается мнения, что первоначальным ядром и первыми носителями этнонима аргын/аргун были монгольские племена. М. Т. Тынышпаев полагал, что аргыны восходят к нирун-монгольскому племени арикан . Ч. Ч. Валиханов включал аргынов в число монгольских народов Джагатайской орды . Согласно другой версии, аргыны являются потомками Аргун-ага , ойратского наместника, служившего в Ильханате Хулагу . Согласно К. Этвуду, аргыны (аргуны) происходят от завоёванных степных народов Монгольского плато , подчинённых монголами и приведённых на запад монгольским завоеванием . По его мнению, аргыны (аргуны) представляли собой онгутский клан .

Расселение

Согласно сведениям Г. Н. Потанина , аргынские роды козган и каксал проживали на территориях Атбасарского и Павлодарского уездов . Согласно М. С. Муканову, зимовки родов куандык и шегендык были разбросаны в треугольнике между реками Ишим , Жабай , Ащилы и восточной границей Атбасарской волости. Летние пастбища располагались по речке Ащилы, оз. Кулуколь , к югу от Ишима в урочищах Суйнак, Кайнарлы, озерам Варган и Кшкенеколь . Ю. А. Евстигнеев упоминает шегендыков в числе родов Тургайского уезда .

Известные представители

Примечания

  1. Шакарим. / Т. Шанбай. — Астана: Аударма, 2010. — С. 300. — 408 с. 24 февраля 2021 года.
  2. Шакарим. / Т. Шанбай. — Астана: Аударма, 2010. — С. 301—302. — 408 с. 24 февраля 2021 года.
  3. Копейұлы М. Ж. Шығармалары: в 20 т. — Т. 10 (казах.) . — Павлодар, 2013.
  4. Артыкбаев Ж. О. // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — № 1 (18) . — С. 20—27 . — ISSN . 23 ноября 2021 года.
  5. Валиханов Ч. Ч. . — Изд-во Академии наук Казахской ССР, 1961. — С. 107, 627.
  6. Валиханов Ч. Ч. . — ЭКО, 2005. — С. 267. — 290 с.
  7. Жабагин М. К., Сабитов Ж. М. и другие. // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. — 2016. — № 4 . — С. 59—68 . 16 июня 2020 года.
  8. М. Тынышпаев. . — ЭКО, 2006. — 328 с.
  9. Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX — начало XX в.). — Алма-Ата: Наука, 1968. — С. 68. — 255 с.
  10. Atwood, Cristopher P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire — New York: Facts on File, 2004 — P. 294.
  11. Atwood, Cristopher P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire — New York: Facts on File, 2004 — P. 425.
  12. Потанин Г. Н. . — ЭКО, 2005. — С. 134. — 246 с.
  13. Муканов М. С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза. — Алма-Ата: Наука, 1974. — С. 169. — 200 с.
  14. Евстигнеев Ю. А. . — 2004. — С. 17. — 1560 с.
Источник —

Same as Шегендык