Узбеки в Казахстане
- 1 year ago
- 0
- 0
Кунграты — тюрко - монгольское племя, упоминаемое как узбекское начиная с XIV века. В 1763—1920 годы узбекская династия кунгратов правила в Хорезме .
Согласно Г. Е. Грумм-Гржимайло , кунграты в составе узбеков имеют монгольское происхождение . Однако, после тщательного изучения кунгратов-узбеков советские исследователи пришли к выводу о том, что в начале XVI в. они были давно тюркизированы по языку, культуре и этническому признаку .
Согласно источникам, первые группы кунгратов в конце XIII — начале XIV века стали переходить к оседлости в Среднеазиатском междуречье — на территории Хорезма, где во второй половине XIV века основали правящую династию, то есть часть кунгратов до XV века жила на территории Мавераннахра .
Оставшаяся в Дашти Кипчаке часть кунгратов входила в состав « узбекского улуса » в 30-60-х годах XV века. В начале XVI века в среднеазиатское междуречье переселяется новая группа кунгратов, которая расселилась почти по всей территории Мавераннахра, а также в северном Афганистане . Скорее всего, в последующие столетия произошло смешение ранних и поздних групп кунгратов, а также пополнение их состава рядом местных родовых групп.
По мнению И. П. Магидовича , предками большей части хорезмских узбеков были кунграты, жившие в Хорезме до расселения там основной массы дешт-и-кипчакских узбеков. Союз казахских кунгратов был создан не раньше XV века. В нашествии же Шейбанидов на Мавераннахр участвовали не казахские кунграты, а союз хорезмских кунгратов . Существуют и другие предположения о том, как кунграты поселились на территории Узбекистана .
Т. А. Жданко в своих научных трудах (1950, 1974) показал этногенетическое сходство обычаев кунгратов Хорезма , Каракалпакстана и низовий Сырдарьи. О том, что между каракалпакскими, хорезмскими, сурхандарьинскими и кашкадарьинскими кунгратами существует генетическая связь, свидетельствует идентичность родов в их составе. Некоторые кунграты Шерабада (Сурхандарьинская область) считают, что их предки переселились из Хорезма, что дополняет вышесказанное.
История узбеков-кунгратов низовьев Амударьи изучалась этнографом К.Л.Задыхиной .
Узбеки-кунграты отличаются от казахских и каракалпакских кунгратов тем, что женятся на своих близких и дальних родственницах, соответственно отличаются браки, право наследования.
Отмечается также сходство в генеалогии узбеков-кунгратов Хорезма и Восточной Бухары . Т. А. Жданко в своих исследованиях указал также на то, что генеалогия каракалпакских и хорезмских кунгратов одинакова.
У кунгратов Восточной Бухары, их хорезмских соплеменников и всех каракалпакских родов точно совпадают восемь этнонимов: ачамайли, болгали, богажели, конжигали, каракурсак, коштамгали, тортувли и тугиз (тогиз). Так же одинаковы пять этнонимов бухарских кунгратов и узбеков-кунгратов Хорезма: барак, бобай, жилантамгали, карабура, ногай. С каракалпаками совпадают этнонимы айинни, акпичак, баймокли, козоёкли, казак, кайчили, канчи, карабуйин, карга, кулдовли, копиш, куйин, курама, таракли, урус, хандакли, чумичли, иргакли и др. Таким образом, у кунгратов Восточной Бухары 13 этнонимов совпадают с хорезмскими кунгратами и 12 — с каракалпакскими . Узбеки-кунграты отличаются от казахских и каракалпакских кунгратов тем, что женятся на своих близких и дальних родственницах, соответственно отличаются браки, право наследования.
Ряд важных сведений об узбеках-кунгратах содержится во многих исследовательских трудах . Согласно сказаниям самих кунгратов, аксакалом их племени был Кунгират-ата или Кунгир-бий, у которого от первой жены было четыре сына: Вактамгали, Куштамгали, Конжигали и Айнни (Айнли). Сыновья считаются основателями родов кунгратов. У Кунгират-ата был ещё пятый сын Тортувли, которого подарили его младшей жене. Таким образом, кунграты делятся на пять родов, каждый из которых делится на несколько мелких родов: 18 — у Воктамгали, 16 — у Куштамгали, 14 — у Конжигали, 12 — у Айнни и 6 — у Тортувли. Итого 66 родов, которые также делятся на ещё более мелкие родственно-семейные группы .
По сведениям 1924 года, в было зарегистрировано 3000 узбеков-кунгратов, в — 10 875, в — 1370, в Гузаре — 20 615, Шахрисабзе — 325, Шерабаде — 23 164, Байсуне — 9 890. Согласно этим данным, на территории Бухарского ханства 14,5 % узбекского населения составляли кунграты . В районе низовья Амударьи было зарегистрировано 17 тыс. кунгратов .
По мнению В. В. Решетова , диалект узбекских кунгратов принадлежит к кипчакским говорам из-за применения «ж» . Хотя в настоящее время кунграты на территории Восточного Узбекистана сохранили своё этническое название, деление на мелкие рода не используется.
По антропологическим данным, у определённых групп кунгратов монголоидный элемент проявлялся в меньшей степени, чем у некоторых тюркоязычных групп, живших в Среднеазиатском междуречье с раннесредневековой эпохи, что является дополнительным доказательством значительного вклада местного компонента в состав кунгратов Мавераннахра.
Известно, что в эпосе кунгратов « Алпамыш » отражены сюжеты о кунгратском народе и их байсун-кунгратской родине. Существуют каракалпакская, казахская, и десятки узбекских версий этого эпоса. Описанные события происходят в основном в Байсун-Кунгратском крае (Сурхандарьинская область Узбекистана). Известным героем кунгратского эпоса являлся Алпамыш.
Сравнительные исследования узбекских, каракалпакских, казахских, таджикских, алтайских, татарских и башкирских версий эпоса, показали определённую близость «Алпамыша» в его кунгратской редакции и гомеровской «Одиссеи». По мнению известного специалиста в этой области — В. М. Жирмунского, "Алпамыш и «Одиссея» восходят, по-видимому, к общему, «восточному» (героическому) варианту древнего сказочного сюжета. Свидетельство «Одиссеи» позволяет отнести существование этой версии сказания (сюжет «возвращения мужа») к VII веку до нашей эры.
Некоторые исследователи полагают, что основная часть эпоса «Алпамыш» сложилась в X—XI веков в низовьях Сырдарьи и Приаралье. Хотя по данным письменных источников, в этот период кунграты жили в Монголии, вышеуказанные сведения свидетельствуют о том, что определённая часть предков кунгратов, вошедших в состав казахского, узбекского, каракалпакского народов проживала в Приаралье, задолго до монгольского нашествия. Вероятно, что завершение формирования этого эпоса происходило в узбекском улусе в XIV — первой половине XV века.
Узбекские варианты эпоса «Алпамыш» отличаются от каракалпакских и казахских тем, что в них отображены эндогамные брачные традиции узбеков, то есть главный герой Алпамыш женится на своей двоюродной сестре, дочери своего дяди.