Interested Article - Маскуты
- 2020-05-16
- 1
Маскуты — ираноязычный народ, населявший область Маскут на северо-востоке современного Азербайджана и юге Дагестана .
Происхождение и культура
Название представляет собой, собственно, вариант имени массагетов , населявших область с I в. н. э. (упомянуты в этом районе уже у Геродота и Плиния Старшего ). Последних некоторые авторы считают ближайшими родственниками древних аланов , другие же, опираясь на свидетельства Аммиана Марцеллина и Диона Кассия — частью аланского племенного союза .
По мнению некоторых авторов, маскуты, или массагеты, были известны на этих территориях со времён царицы Томирис [21] . Их принадлежность к скифским племенам также подтверждается несколькими авторами, как античными так и авторами нового времени (так, Аммиан Марцеллин не видел разницы между аланами и маскутами). Ранее на этих территориях было известно закавказское скифское царство Ишкуза [22] .
Ряд историков связывали маскутов с мушками (которых отождествляли с библейским Мешехом ), а также с моссинеками, макронами и мосхами . Версии о связи между потомками Мешеха и славянских народов придерживается Киевский синопсис , изданный впервые в 1674 году .
Некоторые авторы считают, что маскуты археологически представлены катакомбным могильником IV—V вв., что находится на возвышенности Паласа-сырт южнее Дербента; погребальный обряд близок к аланскому .
Вожди маскутов возводили себя к Аршакидам , царствовавшим в Парфии и Армении, однако о массагетах писал ещё Геродот, то есть они были известны истории значительно раньше, чем собственно Аршакиды.
Область расселения маскутов
Область Маскут простиралась вдоль Каспийского побережья от устья Куры до реки Самур , а в некоторые периоды — до современного Дербента (в то время носившего название Чола, или Чора) , причём Чола, как предполагают, была столицей маскутских царей Южную границу области определяют как Куру , р. Гильгильчай или Бешбармак (под Баку) . На западе с Маскутом соседствовала Кавказская Албания ; на юге, за Курой — область Пайтакаран ; на северо-западе, в горах Дагестана, он соседствовал с областью Лпиния.
Сара Ашурбейли локализовала область проживания маскутов (кавказских массагетов) прикаспийским побережьем современного Дербентского района Дагестана, а также Апшероном, Муганской равниной, Губинским , Гусарским и Шабранским районами Азербайджана .
Кроме собственно маскутов, кочевавших в полупустынных прикаспийских степях, в районе Чолы жили албаны, сильвы (чилбы), леги, хечмитаки (или хачматаки — это маскуты, принявшие христианство), гунны , хазары .
Армянский географ VII в. Анания Ширакаци перечисляет маскутов в числе «народов Сарматии» и говорит, что они живут «у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербендская стена, громадная твердыня в море»
История маскутов. Санатрук
Первое появление маскутов на исторической арене относится к IV в. н. э.; однако армянские источники, повествующие об этом факте, противоречивы. Повествуя об одних и тех же событиях, Фавстос Бузанд говорит о Санесане, царе маскутов, живших за Курой; наоборот, Мовсес Хоренаци и за ним Мовсес Каганкатваци говорят о Санатруке , родственнике армянского царя Трдата III , которого тот назначил правителем армянской провинции Пайтакаран (к югу от Куры и Аракса). Эти сведения примиряют таким образом, что Санесан-Санатрук признаётся царём массагетов, назначенным Трдатом правителем Пайтакарана .
Канва событий, согласно этим источникам (самым ранним из которых является Бузанд), выглядит следующим образом. В середине 330-х гг. к Санесану-Санатруку для проповеди христианства был послан 15-летний Григорис , внук Григория, просветителя Армении . Поначалу его миссия удавалась, но вскоре после смерти Трдата Санесан казнил Григория, привязав его к хвосту коня, принял царский титул (по Хоренаци) и вместе с кавказскими племенами совершил набег на Армению, по утверждению армянских авторов — по наущению персидского царя Шапура II ( 336 ). Согласно рассказу Фавста Бузанда , «он перешёл свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну. Не было числа множеству его конных полков и счёта пешему войску, вооружённому палицами, так что и сами они не могли сосчитать своё войско». Царь Армении Хосров Котак с патриархом Вртанесом укрылись в крепости Дарюнк (в Цопке ), высланное против Санесана-Санатрука армянское войско было разбито, маскуты взяли армянскую столицу Вагаршапат и в течение почти года хозяйничали в Армении, пока наконец полководец Ваче Мамиконян неожиданным нападением на лагерь маскутов на горе Цлу-Глух не уничтожил основные силы их войска; затем он выбил Санесана из Вагаршапата и совершенно уничтожил его армию у крепости Ошакан; голову Санесана он доставил царю Хосрову. В 371 г. маскуты выступают в качестве союзников албанского царя Урнайра в набеге на Армению (инициированном опять-таки Шапуром II); но они были разбиты армянским полководцем Мушегом Мамиконяном .
Дальнейшая история
В 457 г., во время восстания (против персов) албанского царя Вачэ, маскуты, в качестве его союзников, участвовали в осаде Чора (Дербента). После 488 г., при албанском царе , область отходит к Албании . Однако, в 510 г., область вновь отходит к персам, становясь провинцией (марзпанством) со столицей в Чоле. По указанию Хосрова I Ануширвана город был перестроен и переименован в Дербент («Узел дорог»).
В 628—630 гг. Маскут переживает нашествие хазар, а затем входит в государство албанского правителя Враз-Трдата и его сына Джеваншира , которые носили титул «царей Албании, Лпинии и Чолы». В 692 г. область впервые подвергается нашествию арабов, которые окончательно завоевали и исламизировали её в 730-х гг. . Тогда же арабский полководец Мерван бен Мухаммед поселил в области хазар, обращенных арабами в ислам . В исламскую эпоху Маскут был известен как Маскат, позже Мускур .
К X веку Маскут теряет остатки самостоятельности, часть его отходит к Ширвану , другая часть в состав Дербентского эмирата .
Последние упоминания о маскутах относятся к XI—XIII вв. . О названии Маскута ныне напоминают современные топонимы в Азербайджане и название пригорода г. Баку , пос. Маштага .
Примечания
- . Дата обращения: 11 апреля 2008. 5 апреля 2013 года.
- Марцеллин Аммиан. История. Латышев В. В. Известия древних аворов о Скифии и Кавказе., ВДИ, 1949, 3.с. 291, 303;
- Кассий Дион. Римская история. Латышев В. В. Известия…, ВДИ, 1948, 2., с. 277, прим. 1
- ↑ . Дата обращения: 8 апреля 2008. 14 декабря 2021 года.
- Котович В. Г. Новые археологические памятники Южного Дагестана. МАД, т. 1. Махачкала, 1959., с. 154—156;
- Кузнецов В. А. Аланы и раннесредневековый Дагестан. МАД, т. II. Махачкала, 1961., с. 268—269
- ↑ «Очерки истории СССР» III—IX вв., разд. «Экономика и социальный строй Албании III—VII вв.». стр. 304. С. Т. Еремян
- Ф. Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986 .стр. 92
- Ф. Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986, стр.89
- ↑ Ф. Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986, стр.92
- В надписях Шапура в храме Кааба Зоросастра, датируемых III веком н. э., Пайтакаран упоминается в числе шахров (областей) Ирана
- Сара Ашурбейли . Государство Ширваншахов (VI-XVI вв.). — Б. : Элм, 1983. — С. 15.
- . Дата обращения: 11 апреля 2008. 8 июля 2017 года.
- Ф.Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986 .стр. 98
- ↑ . Дата обращения: 8 апреля 2008. 27 июня 2013 года.
- . Дата обращения: 11 апреля 2008. 29 марта 2013 года.
- . Дата обращения: 11 апреля 2008. 19 октября 2021 года.
- . Дата обращения: 11 апреля 2008. 11 ноября 2012 года.
- Ф. Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986 .стр. 89
- Ф. Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986 .стр. 92-93
- «Очерки истории СССР» III—IX вв. разд. Экономика и социальный строй Албании III—VII вв. стр. 304. С. Т. Еремян
- Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г. — страница 76.
- Еремян С. Т. Страна «Махелония» надписи Каба-и-Зардушт. ВДИ, 1967, 4. с. 54—55
- Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI веков. М., 1963 с 137
- Ашурбейли С. Б. О названии города Баку // ДАН Азерб. ССР. — 1958. — Т. XIV , № 9 . — С. 739 .
- Ашурбейли С. Б. Очерки истории средневекового Баку (VIII — начало XIX в.). — Б. : Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1964. — С. 43. — 333 с.
- 2020-05-16
- 1