Interested Article - Гуйфан
Гуйфáн ( кит. 鬼方, Kuei-fang ) — древний кочевой народ времен династии Шан-Инь ( XVI в. до н.э. — 1046 г. до н.э.), проживавший на территории современной Монголии и Северного Китая . Согласно китайской исторической традиции, отождествляются с сюньюй , чуньвэй , сяньюнь , жун , бэйди и хунну .
История
Китайские летописи содержат ряд упоминаний о народе гуйфан , самые ранние из них — записи в Бамбуковых анналах . В них говорится о племени Gǔiróng (Jung) ( кит. трад. 鬼族, упр. 鬼戎), которое было атаковано чжоуским лидером в 1119 г. до н.э., на тридцать пятом году царствования правителя Шан . Историки отождествляют Guirong с Guifang и считают их именем одного и того же народа .
Название гуйфан появилось во времена правления Кан-вана ( 1020 г. до н.э. — 996 г. до н.э.), третьего императора Чжоу . Предположительно, гуйфан проживали к северо-востоку от первоначальных владений Чжоу. Согласно надписям на бронзовом сосуде Сяо Ю Дин (小 盂 鼎), отлитом на двадцать пятом году правления Кан-вана, после двух успешных сражений против гуйфан захваченные враги были доставлены в храм Чжоу. Число заключенных насчитывало более 13 000 человек с четырьмя вождями, которые впоследствии были казнены. Армия Чжоу в тех сражениях также захватила большое количество добычи .
В чжоуском сочинении « И-цзин » («Книга перемен») сказано, что Гао-цзун (титул иньского правителя У Дина ) напал на племя гуйфан и через три года одолел его. Согласно «Книге перемен», «гуйфан — небольшое племя южных варваров, а Гао-цзун — могущественный иньский Сын Неба, и то, что могущественному Сыну Неба потребовалось три года, чтобы одержать победу над небольшим племенем южных варваров, свидетельствует о том, что к войне необходимо относиться осторожно» . Ряд источников войны между династией Шан-Инь и народом гуйфан называет сражениями между Срединным царством и «Страной демонов» .
Этническая принадлежность
Позже такие авторы как Сыма Цянь , Ин Шао (Ying Shao), Вэй Чжао (Wei Zhao), Цзинь Чжо (Jin Zhuo) пришли к выводу, что сюньюй , гуйфан и сяньюнь — ранние названия кочевого народа, известного во времена династии Хань как хунну . Эту точку зрения также поддержал Сыма Чжэнь, историк времен династии Тан .
По мнению Сыма Чжэня, племена, которые в эпоху правления Тана и Юя назывались шаньжун или сюньюй; в эпоху Ся стали именоваться чуньвэй (шуньвэй) , в эпоху Инь — гуйфан, в эпоху Чжоу — яньюн (сяньюнь), а к эпохе Хань стали известны под общим именем сюнну (хунну) .
Ван Го-вэй (1877— 1927 гг.) на основе анализа надписей на бронзе, а также структуры иероглифов, в результате фонетических изысканий и сопоставления полученных данных с материалами различных источников пришел к выводу, что встречающиеся в источниках племенные названия гуйфан, хуньи, сюньюй, сяньюнь, жун , ди (бэйди) и ху обозначали один и тот же народ, вошедший позднее в историю под именем сюнну . Достаточно убедительно разработанная теория Ван Го-вэя нашла сторонников среди большинства китайских историков. Таким образом, сюнну были издавна известны в Китае под paзличными названиями. На стыке династий Шан и Чжоу они носили названия: гуйфан, хуньи или сюньюй, при династии Чжоу — сяньюнь, в начале периода Чуньцю — жун, а затем ди. Начиная с периода Чжань-го их называли ху или сюнну .
В дальнейшем ряд исследователей также поддержали данную теорию, считая, что племена, входившие в общность сяньюнь , чуньвэй (шуньвэй) , хуньи , цюаньи , сюньюй, жун, шань-жун , цюань-жун , гуйфан, бэйди (ди) , представляли собой предков хунну. Согласно Н.Я. Бичурину, хуньюй, хяньюнь и хунну — три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов . При этом в отношении хунну наряду с монгольской версией существуют тюркская , енисейская и другие версии происхождения .
Примечания
- ↑ Nicola Di Cosmo. The Northern Frontier in Pre-Imperial China // The Cambridge History of Ancient China, p. 919.
- ↑ Таскин В.С. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам) / Думан Л.И. — Москва: Наука, 1968. — 177 с.
- Срединное царство и «Страна демонов». Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени.
- Sima Qian , "Shiji" , Bo-na, 1958, Ch. 110, p. 1a.
- ↑ (неопр.) (недоступная ссылка — ) . unotices.com. Дата обращения: 16 декабря 2018.
- Ван Го-вэй , Гуаньтан цзилинь (Собрание сочинений Ван Го-вэя), т. 1-2, Шанхай, 1930.
- Li, Feng (2006). от 22 апреля 2020 на Wayback Machine . Cambridge University Press. Pages 343-346.
- Минаев С.С. // Академическое востоковедение в России и странах ближнего зарубежья (2007–2015): Археология, история, культура. — 2015. — С. 390—394 . 12 июня 2020 года.
- Фань Вэнь-лань. . — Рипол Классик, 2013. — 295 с. — ISBN 9785458243278 . 12 июня 2020 года.
- Бембеев Е.В., Команджаев А.Н. (неопр.) . cyberleninka.ru. Дата обращения: 5 декабря 2018.
- Гомбожапов А.Д. . — IMBT, 2009. — 150 с. — ISBN 9785792503335 . 6 декабря 2018 года.
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950.
- Сальманов А. З. Башкирское племенное объединение табын: вопросы формирования / А. В. Псянчин. — Уфа, 2017. — С. 39—41. — 290 с.
Этносы и роды
тюрко
-
монгольского
происхождения
|
|
---|---|
Дагестаноязычные |
|
Индо-ираноязычные | |
Исторические |
|
Казахские роды | |
Тюркоязычные |
|
*
Этническое происхождение спорно.
**
Монгольский компонент необщепринят.
|
- Tags: