Interested Article - Баарины
- 2020-07-09
- 1
Баари́ны ( монг. Баарин ) — одно из племён, входивших в нирунскую ветвь монголов . В настоящее время этническая группа в составе южных и халха-монголов . Баарины также отмечены в составе баятов , узумчинов , хазарейцев .
История
« Сокровенное сказание монголов » гласит: Бодончар , идя лобовым, захватил беременную женщину из племени чжарчиут по имени Аданхан-Урянхачжина. Та родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что мальчик родился от пленницы, сына Бодончара прозвали Бааридай, он и стал предком рода баарин . У Бааридая был сын Чидухул Боко (Зүтгэл-бөх). У него имелось много жен, от которых родились сыновья, отчего появилось сравнение многочисленного потомства с менен (лягушки). Они-то стали родоначальниками племени менен-баарин (манан-баарин) . По подсчетам исследователей, годы жизни Бодончара — конец X – начало XI вв. Если принять это как достоверный факт, то род баарин появился в начале XI в.
В летописи « Алтан Тобчи » упоминаются следующие родовые имена: багарин, маха-багарин, мэнэн-багарин, ничугун-багарин, ногон-багарин . В составе рода баарин в « Сборнике летописей » также упоминаются ветви илингут и суканут .
Бааридай, родоначальник рода баарин, по материнской линии был представителем рода жадаран . Дело в том, захваченная Бодончаром женщина из племени чжарчиут по имени Аданхан-Урянхачжина пришла к нему беременной. А родившегося от нее ребенка назвали Жажирдай-Чжадарадай, он стал предком рода жадаран. Таким образом, жадаран и баарин — единоутробные братья. Поскольку Бааридай является сыном Бодончара, то баарин по отцовской линии относится к роду борджигин .
В XI—XII вв. род баарин подчинился предкам Чингисхана и входил в состав коренных монголов — нирун . С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. Чингисхан пожаловал Хорчи-нойону три мингана бааринов, объединил их с племенами чонос , төөлис и теленгут в один тумен . Хорчи стал темником лесных народов. Помимо этого, из рода баарин часть была отдана темнику Наяа — владетелю центральной «тьмы» («тумена», от числительного, обозначающего в монгольском языке 10 тысяч), а другие подчинились младшему сыну Чингисхана — Тулую .
Также великий хан даровал старцу Усун из рода баарин нойонский сан (объявив его государственным аманом). Ему было пожаловано право облачаться в белую шубу, садиться на белого коня и на высокий трон. При Хубилае прославился военачальник Баян из рода баарин. Все это говорит о том, что в XIII в. авторитет рода баарин был весьма высоким .
После падения династии Юань часть бааринов вошла в состав халхаского тумена Восточной Монголии . Имеющиеся среди халхов баарин и есть потомки тех баарин, которые были пожалованы Тулую, младшему сыну Чингисхана, и находились в составе центрального тумена. Вплоть до XV в. они подчинялись потомкам Тулуя .
В конце первой половины XIV в. Батумунху Даян-хан (1464—1524 ) наделил своих сыновей собственностью, баарины из среды халхов вместе с жарууд , хонхират , баят и ужээд были отданы его пятому сыну Алчуболду, благодаря чему род баарин составил один из пяти южных халхаских отоков. С цинским завоеванием Внутренней Монголии баарины оказались в составе Зуу-Удинского сейма, разделившись на два хошуна. Владетели этих хошунов — нойоны и тайджи — были потомками Алчуболда, представителя 16-го поколения Чингисхана.
Что касается времени перехода баарин в различные роды: среди предков современных ойратов Убсунурского аймака они появились еще со времени правления Хорчи лесными народами. Вплоть до конца XVII в. баарины появлялись среди халхов. Так, в XVII в. некоторые князья из Дзасагтухановского аймака, вторгшись во Внутреннюю Монголию, захватывали людей и скот из бааринских хошунов. Это, возможно, наложило отпечаток на то, что в Гоби-Алтайском и Кобдоском аймаках проживает значительное количество людей из рода баарин .
Баарины вошли в состав некоторых тюркских народов: род барын (баарын) в составе башкир , киргизов , крымских татар ( барыны ), узбеков , каракалпаков , род паратан в составе хакасов . Также к числу потомков бааринов некоторые исследователи относят уйсунов в составе казахов .
Этноним
Происхождение этнонима баарин можно выявить в контексте значения монгольского слова баар. В словарях монгольского языка имеются следующие слова: баарах — провиниться; баараггүй — невинный ; баараг — небрежность, неосторожность, нечисто; баараггүй — надежный, точный; барах — дать осечку, сделать промах; бааруу — отказываться, отпираться, не уверенный . Есть еще одно словосочетание — баар алт, на русский язык переводится «золото с примесью». Как отмечено выше, родоначальника баарин назвали Бааридаем, поскольку родился от пленницы Бодончара , т. е. не от жены Бодончара, а от другой женщины, ибо слово «баарин» в корне своем сходно со словами баар, бааруу, баараг, означающих провинный или нечистый. Если быть еще точнее, то этническое название баарин возникло от монгольского слова со значением «нечистое, ненастоящее или нарочитое» .
Современность
В настоящее время баарины проживают на территории двух хошунов Внутренней Монголии : Байрин-Цзоци , Байрин-Юци . В Монголии баарины зарегистрированы в сомонах Хөхморьт, Дарви, Тонхил, Тайшир, Бигэр, Чандмань, Эрдэнэ, Төгрөг, Бугат Гоби-Алтайского аймака; сомонах Сайхандулаан, Хубсугул Восточно-Гобийского аймака; сомонах Өндөршил, Өлзийт, Сайнцагаан, Луус, Сайхан-Обо Средне-Гобийского аймака; сомоне Алдархан Завханского аймака; сомонах Баянгол, Сант Убурхангайского ; сомонах Цогтцэций, Манлай Южно-Гобийского аймака; сомонах Зуунговь, Баруунтуруун, Наранбулаг Убсунурского аймака; сомонах Чандмань, Дарви и Цэцэг Кобдоского аймака .
В Монголии проживают носители родовых фамилий Баарин , Манан Баарин . Баарины отмечены в составе халха-монголов , баятов , узумчинов . Баарины, осевшие в Афганистане , образовали одно из племен в составе хазарейцев — бахрин .
Одной из ветвей бааринов являлись ничигут-баарин (нүцгэн баарин). Их потомки впоследствии стали носителями родовых названий нүцгэн и нүцгэд . Род зарегистрирован в сомоне Халхгол Восточного аймака Монголии . Носители родовой фамилии Нүцгэд проживают в Улан-Баторе и аймаках: Баян-Улгий , Ховд , Туве , Дархан-Уул ; Нүцгэн — в Улан-Баторе и аймаках: Ховд, Туве, Дархан-Уул . В состав алтайских урянхайцев входит род харчин нуцгэд . Во Внутренней Монголии представители рода нүцгэд известны в составе чахаров .
См. также
Примечания
- Word and Suffix-Index to The Secret History of the Mongols, based on the Romanized transcription of L. Ligeti. Compiled by H. Kuribayashi and Choijinjab // The Center for Northeast Asian Studies. Tho Ho Ku University. Sendai, 2001. 954 p.
- ↑ Пэрлээ Х. Эрдэм шинжилгээний өгүүллүүд–1. Улаанбаатар, 2001. 314 х.; Эрдэм шинжилгээний өгүүллүүд–2. Улаанбаатар, 2001. 355 х.
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Лубсан Данзан. Алтан Тобчи (Золотое сказание). — Москва: Наука, 1973. — 440 с.
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 4 декабря 2018. 28 марта 2014 года.
- Маликов А. М. Из истории бахринов долины Среднего Зеравшана (XVIII — начало XXвв.) // Археология ва тарих фанининг долзарб муаммолари. Республика илмий-назарий анжуман материаллари. 1 кисм. Самарканд, 2005, С. 95—99.
- . — Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1952. — С. 479.
- Чертыков М. А. // Центр Льва Гумилёва. — 2011. 5 июня 2020 года.
- Сулейманов М.-Х. Майкы-бий, учение «Жасау-iзi» и истоки чингизизма. — Алматы, 2013. — С. 225. — 278 с.
- Сабитов Ж. М., Баймуханов Н. Б. . Academia.edu — Share research . Дата обращения: 4 сентября 2020. 27 ноября 2020 года.
- Монгол хэлний товч тайлбар толь / Ред. Х. Лувсанбалдан. Улаанбаатар, 1966. 912 х.
- Šaγja. Mongγul üsüg-ün dürim-ün toli bičig // Öbör Mongγol-un Keblel-ün tobčiyan. Köкe qota, 1951. 921 х.
- ↑ Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
- ↑ Нанзатов Б.З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
- Монгол улсын угсаатны зүй. Улаанбаатар, 1996.
- Project Gutenberg. . self.gutenberg.org. Дата обращения: 22 августа 2018. 22 августа 2018 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 марта 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 марта 2019.
- 2020-07-09
- 1