Interested Article - Кияты (монголы)

Кия́ты, кия́ны ( монг. Хиад ) ( қаз .Қият) — род тюркского происхождение. Представляют собой одну из ветвей нирунов . Упоминаются в числе племён, вышедших из Эргунэ-куна , легендарной прародины монголов. Первоначально представляли собой одну из предковых групп хамаг-монголов . Впоследствии имя «кият» унаследовала одна из веток борджигинов в лице потомков Мунгэту-Кияна , брата Есугея . В настоящее время этническая группа в составе некоторых монгольских народов.

Место впадения р. Мангу (Цзилюхэ) в Аргунь . Предположительно, в этом районе располагался Эргунэ-кун .
Кияты в составе Всемонгольского государства . XII в.
Кияты в составе Монгольской империи . 1207 г.

Этимология

Согласно « Сборнику летописей », по-монгольски киян значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный; «стремительно несущийся поток». Кият — множественное число от киян .

Г. Сухбаатар считал, что этноним киян , сохранившийся у монголов XIII в. в форме кият , был названием ведущего хуннского рода хуянь . Согласно Л. Билэгту, название монгол — это тунгусо-маньчжурская калька монгольского слова киян . Б. Р. Зориктуев в свою очередь считает, что киян — это монгольская калька тунгусского названия правого притока Аргуни р. Мангу (Цзилюхэ). Монгольское население на месте впадения р. Мангу в Аргунь тунгусы называли мангол , что означало: «люди, живущие на стремительной, бурной реке Мангу» .

История

Эргунэ-кун

В « Сборнике летописей » описана легенда, в которой упоминаются кияны и нукузы : в древние времена монгольские племена в борьбе с тюрками были разгромлены. От них остались лишь две семьи (рода) — киян и нукуз. Они, убегая от врагов, пришли в труднопроходимое и окруженное со всех сторон горами место. Среди гор и скал была местность с обилием растений. Называлось оно Эргунэ-куном . Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет» (по А. Очиру: «эргүнэ означает прямой, а кун — покатый, наклонный») . Там и поселились кияны и нукузы, которые умножились за сотни лет и образовали множество родов. Из них каждый заимел своё название. Со временем, когда для жизни стало мало земли, в поисках выхода они нашли ущелье с железной рудой. Там-то и собрали большое количество дров и угля, а забив большое количество лошадей и быков, из их шкур собрали кузнечный мех. Затем, подпалив огнем дрова и уголь, накачивали мехом воздух, в результате образовался проход. В этом приняли участие кияны, нукузы и их подразделения. Вышедшие из Эргунэ-куна племена стали одним из ответвлений коренных монголов . Согласно данному преданию, хунгираты и урянхайцы имеют родственные связи с киятами и нукузами .

Учёными название «Эргунэ-кун» ассоциируется с рекой Аргунь , которую монголы называют Эргүнэ мурэн (Широкая река) . Эргунэ-куном назывался, как полагает Л. Билэгт, находящийся на востоке нынешнего Забайкальского края Аргунский хребет . Согласно Б. Р. Зориктуеву, Эргунэ-кун располагался на месте впадения р. Мангу в Аргунь .

По мнению Б. Р. Зориктуева, монголы обитали в Эргунэ-кун во времена табгачской династии Тан . При этом уход монголов в Эргунэ-Кун обычно датировался VII—VIII вв. н. э. , хотя Л. Билэгт называет другие даты ухода монголов в Эргунэ-Кун — 358 или 308 г. н. э.

Киятские роды

Хабул-хан

Каждое племя, основанное потомками Алан-гоа и Добун-Мэргэна (Добун-Баяна), было отмечено своим именем, вследствие чего название «кият» по этой причине отошло на второй план и на время вышло из употребления .

Позже название «кият» (хиад) стало именем рода Хабул-хана , потомка Алан-гоа , первого хана государства Хамаг Монгол . «Так как они все были богатырями, великими и пользующимися уважением людьми и царевичами, то кият стало вновь их прозванием». Имя кият унаследовали потомки Мунгету-Кияна , внука Хабул-хана. Есугей , брат Мунгету-Кияна и отец Чингисхана , основал род кият-борджигин (хиад-боржигин) . Сыновьями Мунгету-Кияна названы Онгур , Чаншиут, Мугэду-бахадур и Куки-бахадур-нойон .

Согласно « Сборнику летописей », все кияты происходят из потомков Мунгету-Кияна. Он был удостоен этого имени по причине того, что был великим бахадуром , т. к. слово киян значит по-монгольски «стремительно несущийся поток» .

Племя кият после переселения с севера (район Большого Хинганского хребта и бассейна р. Аргунь ) занимало степи по берегам рек Онон , Керулен и Тола в Центральной Монголии . Оно было весьма многочисленно и имело достаточное количество кланов и ответвлений .

Кияты подразделялись на ветви: юркин (журхэн) , чаншиут и кият-ясар . Кроме них также были известны роды кият-борджигин , кият-куралас и кият-тарклы . Под именем куралас у Рашид ад-Дина упоминается монгольское племя горлос . Племя хиад (баяут-кият) упоминалось в составе баятов наряду с племенами дуклад , горлос, чаншиут .

Наследником и заместителем Мунгэту-Кияна был его сын Чаншиут. Во времена Чингисхана он ведал войском, племенем и подчинёнными Мунгэту-Кияна. Во время войны с тайджиутами Чаншиут состоял со своим войском при Чингисхане. Его братья Куки-нойон и Мугэту-бахадур были нойонами -тысячниками и предводителями племени Мунгэту-Кияна .

Чаншиут и его братья участвовали на стороне Чингисхана в Битве при Далан-Балджутах против войск Джамухи . Вместе с баяутами они входили в состав восьмого куреня. Во главе баяутов стоял Онгур , который согласно « Сокровенному сказанию монголов », также приходился сыном Мунгэту-Кияну .

По сведениям из «Сокровенного сказания монголов», известно, что чаншиуты и баяуты во главе с Онгуром были в числе первых монголов, присоединившихся к Тэмуджину, когда он решил основать собственный улус отдельно от своего побратима Джамухи . На курултае 1206 года Онгур был пожалован Чингисханом в нойоны-тысячники .

Кияты в Золотой Орде

Кияты составляли мощное ударное военное подразделение во времена западного похода , поскольку сохранились свидетельства, что Батый выделил в усиление армейского корпуса Шибана 10 тыс. киятов и уралдаев из собственных резервов. Во главе этого тумена стоял Бурундай (Боралтай, Бурулдай, Бурондай), бывший воспитателем хана Шибана. Бурундай был старейшим эмиром Улуса Джучи и одним из лучших военачальников хана Батыя. Вместе с Субедей-бахадуром Бурундай покорил Волжскую Булгарию и Русь . В 1238 г. его тумен разгромил полки Юрия Всеволодовича Владимирского на реке Сить . Позже войска Бурундая участвуют во взятии Киева . В 1241 г. он принимает участие в походе на Венгрию и одерживает победу в битве при реке Шайо . В 1258 г. Бурундай совершил поход на Литву , а в следующем 1259 г. он направил свои войска на Польшу . Блестящим завершением трехмесячного западного похода Бурундая было взятие Сандомира и Кракова .

Оставшиеся в Золотой Орде кияты были потомками монголов из тысяч Куки-нойона и Мугеду-Кияна. Нойоны Куки (Хукин) и Мугеду (Мугэту), были сыновьями Мунгэту-Кияна, который был братом Есугей-бахадура . Близкое родство Джучи с нойонами киятов в значительной степени определяло их статус — ближайших советников и старших военачальников .

По мнению Р. Ю. Почекаева, возвышение киятов в Золотой Орде следует отнести к концу XIII — началу XIV вв., когда кияты Тулук-Тимур и Ак-Буга перешли от Ногая к законному хану Токте и впоследствии занимали значительные государственные посты в его аппарате .

Автор «Чингиз-наме» Утемиш-хаджи отводит киятам главенствующую роль среди кочевых племён улуса Джучи. По Утемиш-хаджи, воцарение хана Узбека было бы невозможно без 40 тыс. войска во главе с киятом Исатаем (Иса), сыном Тулук-Тимура, и сиджиутом Алатаем .

После смерти хана Синей Орды Эрзена его трон занимает наместник кият Исатай. В результате этот улус Золотой Орды находился под властью его потомков — киятов Джир-Кутлуга и Тенгиз-Буги вплоть до 1361 года .

Мамай

Другая ветвь потомков кията Исатая (Исы) связана с известным правителем западной части Золотой Орды — Мамаем . «Мамай приходился внуком Исе и, соответственно, двоюродным братом Тенгиз-Буге. Отца Мамая звали Али (Алиш/Алаш)-бек, и он некоторое время, как и его дед, был правителем Солхата » . Близкие родственные связи между киятами Мамаем и Тенгиз-Бугой, вероятно, обеспечили согласованность их действий по захвату власти в Золотой Орде, суть которых сводилась к концентрации под своим началом массы кочевников, переселению и закреплению на новых землях и использованию подставных ханов .

По мнению В. В. Трепавлова , кияты уже с середины XIII века проживали в Крыму , а также кочевали к востоку от Волги , на территории Казахстана . Роды киятов известны в племенном делении почти во всех постзолотоордынских государственных образованиях — от Крыма до Сибири , однако во времена Золотой Орды большая часть киятов кочевала на Нижней Волге — центре государства .

Кияты вошли в состав каракалпаков , киргизов , крымских татар , ногайцев , узбеков . Однако в составе казахов род кият отсутствует .

Современность

В настоящее время представители родов хиад (кият), хиад-боржигин (кият-борджигин) проживают на территории Монголии в составе халха-монголов и в Казахстане в составе старшего жуза племени шанышкылы , а также на территории Внутренней Монголии в составе увэр-монголов . Этноним хэйин известный в составе дауров отождествляется с этнонимом киян (кият) .

Представители рода хиад-боржигин среди бурят восходят к Окин Тайши, внуку Цогто Тайши , потомку Даян-хана . Родословная самого Даян-хана восходит к Хубилаю и Толую . Кроме чингизидов в Бурятии проживают родственники Окина по материнской линии, пришедшие вместе с ним. Они являются потомками Бельгутэя , брата Чингисхана . Окин Тайши является родоначальником бурятского племени сонгол . Потомки Бельгутэя правили племенами абгад , абаганад , табангуд . Баян Барджигар, потомок Бельгутэя, был сподвижником Окин Тайши и его родственником по матери. Они прикочевали из Халхи на территорию современной южной Бурятии ( Бичурский , Кяхтинский , Селенгинский районы). Баян Барджигар — родоначальник таких родов, как тэмдэгтэн, табантан и табдайтан . Представители кости хиад упоминаются в составе бурят Монголии .

Хиад-боржигины среди калмыков и других ойратских народов происходят от Хабуту-Хасара ( калм . Хавт Хаср). Сказания о дербен-ойратах , в которых описывается генеалогия знатных родов, показывает, что хошутские князья, а следовательно, и их современные потомки ведут свой род от брата Чингисхана Хабуту-Хасара .

В Монголии отмечены представители родов хардал, хүвэд кости хиад (кият) , родов борджигин , джалаир , шувуучин кости хиа нар в хошуне Илдэн дзасака (ныне сомон Халхгол Восточного аймака); рода хиа бөхчин в хошуне Ёст дзасака (ныне сомоны Сухэ-Батор и Баруун-Урт Сухэ-Баторского аймака) ; рода хиад в сомоне Булган Кобдоского аймака ; рода нирун хиан в сомоне Тосонцэнгэл Завханского аймака ; рода хиа нар в сомоне Эрдэнэцагаан Сүхбаатарского аймака, сомонах Батсумбэр и Ундерширээт Центрального аймака; рода багш хиа нар в сомоне Баян-Уул Восточного аймака, сомонах Баян-Уул и Шарга Гоби-Алтайского аймака . Род хиа нар в частности упоминается в составе дербетов .

Родовые фамилии

Численность носителей родовой фамилии Хиад в Монголии составляет 3,5 тыс. человек , Хиад Боржигон — 5,1 тыс. человек , Хиад Боржигин — 1,5 тыс. человек , Хиа нар — 0,28 тыс. человека , Хиа — 0,63 тыс. человек , Хиад Боржгон — 0,19 тыс. человек , Боржигон Хиад — 0,16 тыс. человек , Хиад Боржгин — 0,15 тыс. человек , Хиа Боржигон — 0,12 тыс. человек .

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий:

  • Хиад — проживают в Улан-Баторе и практически во всех аймаках за исключением аймаков Увс и Баян-Улгий ;
  • Хиад Боржигон — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай , Туве , Хэнтий , Дархан-Уул , Сэлэнгэ , Орхон и др. ;
  • Хиад Боржигин — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Орхон, Сэлэнгэ, Говь-Сумбэр , Дархан-Уул, Хэнтий и др. ;
  • Багш Хиа нар — в Улан-Баторе и аймаках: Говь-Алтай, Туве ;
  • Боржгин Хиа — в аймаках: Дорноговь , Хэнтий ;
  • Боржгин Хиат — в Улан-Баторе ;
  • Боржгон Хиа — в Улан-Баторе и аймаке Архангай ;
  • Боржгон Хиад — в Улан-Баторе и аймаках: Уверхангай , Сэлэнгэ ;
  • Боржгон Хиат — в Улан-Баторе ;
  • Боржигин Хиа — в Улан-Баторе и аймаках: Дорноговь, Булган и др. ;
  • Боржигин Хиад — в Улан-Баторе и аймаках: Дархан-Уул, Уверхангай и др. ;
  • Боржигин Хиат — в Улан-Баторе ;
  • Боржигон Хиа — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Дархан-Уул, Булган и др. ;
  • Боржигон Хиад — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Булган и др. ;
  • Боржигон Хиат — в Улан-Баторе ;
  • Боржигон Хияд — в Улан-Баторе ;
  • Гиа Боржигон — в Улан-Баторе ;
  • Киа — в Улан-Баторе и аймаке Увс ;
  • Киа нар — в Улан-Баторе и аймаках: Сэлэнгэ, Завхан ;
  • Киад Боржигон — в Улан-Баторе ;
  • Хиа — в Улан-Баторе и аймаках: Уверхангай, Баянхонгор , Архангай, Туве и др. ;
  • Хиа Боржгин — в аймаке Архангай ;
  • Хиа Боржгон — в Улан-Баторе ;
  • Хиа Боржигин — в Улан-Баторе и аймаках: Сэлэнгэ, Уверхангай, Дорноговь и др. ;
  • Хиа Боржигон — в Улан-Баторе и аймаках: Орхон, Уверхангай и др. ;
  • Хиа нар (Хианар) — в Улан-Баторе и аймаках: Завхан, Сэлэнгэ, Дархан-Уул, Туве и др. ;
  • Хиа Тайж — в Улан-Баторе и аймаке Уверхангай ;
  • Хиад Баян — в Улан-Баторе ;
  • Хиад Боржгин — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Дорноговь, Уверхангай, Сэлэнгэ ;
  • Хиад Боржгон — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Хувсгел , Уверхангай, Дархан-Уул, Булган ;
  • Хиад Боржигод — в Улан-Баторе ;
  • Хиад Боржигон Тайж — в Улан-Баторе и аймаке Хувсгел ;
  • Хиан — в аймаке Баянхонгор ;
  • Хианууд — в Улан-Баторе ;
  • Хиат — в Улан-Баторе и аймаках: Уверхангай, Умнеговь , Булган, Орхон, Туве ;
  • Хиат Боржгин — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Дархан-Уул, Дорнод , Орхон ;
  • Хиат Боржгон — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Уверхангай, Ховд ;
  • Хиат Боржигин — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Уверхангай, Булган и др. ;
  • Хиат Боржигон — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Туве, Дархан-Уул, Говь-Сумбэр, Уверхангай и др. ;
  • Хиюд — в аймаках Булган и Дархан-Уул ;
  • Хияд — в Улан-Баторе и аймаке Уверхангай ;
  • Хияд Боржгон — в Улан-Баторе ;
  • Хияд Боржигин — в Улан-Баторе и аймаках: Дорнод, Хэнтий ;
  • Хияд Боржигон — в Улан-Баторе и аймаке Хувсгел ;
  • Хият — в Улан-Баторе ;
  • Хият Боржигон — в аймаке Туве ;
  • Хөх Хиа — в Улан-Баторе и аймаках: Умнеговь, Туве, Увс ;
  • Хөх Хиад — в аймаке Умнеговь ;
  • Жүрхэн — в Улан-Баторе и аймаках: Архангай, Сэлэнгэ, Булган и др. ;
  • Жүрхин — в Улан-Баторе и аймаках: Орхон, Архангай и др. ;
  • Журхин — в Улан-Баторе ;
  • Жүрхэн Боржгон — в Улан-Баторе ;
  • Жүрхэн Боржигин — в Улан-Баторе и аймаке Сэлэнгэ ;
  • Жүрхэн Боржигон — в Улан-Баторе и аймаках: Туве, Архангай .

См. также

Примечания

  1. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 8 марта 2019. 28 марта 2014 года.
  2. Сүхбаатар Г. Хунну нарын аж ахуй, нигмийн байгуулал, соел, угсаа гарвал (мэө IV–мэ II зуун). — Улаанбаатар, 1980.
  3. Билэгт Л. О происхождении этнонима «монгол» // Угсаатны судлал. Studia Ethnologica. Tom. XI, fasc. 1—17. — Улаанбаатар, 1997. — С. 28—34.
  4. Зориктуев Б. Р. // Вестник БГУ. — 2010. — С. 96—101 . 28 февраля 2020 года.
  5. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 124. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  6. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  7. «История Монголии». (2003).
  8. Билэгт Л. О происхождении этнонима «монгол» // Угсаатны судлал. Studia Ethnologica. Tom. XI, fasc. 1—17. — Улаан-баатар, 1997.
  9. / С. В. Калмыков. — Улан-Удэ: Бурятский гос. университет, 2003. — 636 с.
  10. Базарова Б. З., Коновалов П. Б. . — Наука, 1995. — С. 31. — 133 с.
  11. . — Litres, 2019. — ISBN 9785457760332 .
  12. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  13. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 1 ноября 2019. 4 марта 2020 года.
  14. Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир: Чингис-хан. Личность и эпоха. — М., 1995. — С. 28—32.
  15. Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньжуров. — М., 1997. — С. 177.
  16. Ракушин А. И. Монгольские племена Улуса Джучи // Монголы на Волге. — Саратов: Техно-Декор. — С. 10—29. — 96 с.
  17. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 19 марта 2019. 20 августа 2019 года.
  18. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 1 ноября 2019. 7 октября 2019 года.
  19. . archive.li . 2008-02-18. из оригинала 18 февраля 2008 . Дата обращения: 5 сентября 2018 .
  20. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  21. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
  22. Исхаков Д. М. О клановом составе первоначального удела Шибана // Золотоордынское наследие. — Казань, 2009. — Вып. 1. — С. 25—26.
  23. Селезнев Ю. В . Элита Золотой Орды. — Казань, 2009. — С. 63—65.
  24. Почекаев Р. Ю. Ханы Золотой Орды. — СПб., 2010. — С. 202.
  25. Трепавлов В. В. Золотая Орда в XIV столетии. — М., 2010. — С. 54
  26. / Д. Адамов, В. Гурьянов , Ж. Сабитов. — Litres, 2017. — С. 263. — ISBN 9785040141371 .
  27. . — Наука, 1973. — С. 212. — 279 с.
  28. Исхаков Д. М. . — Мастер Лайн, 1997. — С. 246. 14 августа 2021 года.
  29. . — Ставропольский госпединститут, 1975. — С. 118.
  30. Грум-Гржимайло Г. Е. . — Directmedia, 2013. — С. 531—533. — 907 с. — ISBN 9785446048205 . 28 января 2021 года.
  31. Ирмуханов Б. Б. . — Наш мир, 2004. — С. 331. — 445 с.
  32. . Дата обращения: 11 сентября 2018. 5 декабря 2018 года.
  33. Цыбенов Б. Д. // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — С. 238—246 .
  34. . ru.rodovid.org. Дата обращения: 11 сентября 2018. 12 сентября 2018 года.
  35. . ru.rodovid.org. Дата обращения: 19 ноября 2018. 19 ноября 2018 года.
  36. . из оригинала 30 ноября 2018 . Дата обращения: 30 ноября 2018 .
  37. . ru.rodovid.org. Дата обращения: 9 марта 2019. 18 октября 2018 года.
  38. . ru.rodovid.org. Дата обращения: 9 марта 2019. 18 октября 2018 года.
  39. . Российская газета . 2017-02-02. из оригинала 6 ноября 2018 . Дата обращения: 6 ноября 2018 .
  40. ЦНА Монголии. Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 137; Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 135; Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 132; Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 133; Ф. А-75. Оп. 1.Ед. хр. 20.
  41. ЦНА Монголии. Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 140; Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 133; Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 137; Ф. А-17. Оп. 2. Ед. хр. 1.
  42. Бакаева Э. П. // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. — 2009. — № 1 . — С. 69—86 . — ISSN . 11 апреля 2019 года.
  43. ЦНА Монголии. Ф. 2-1-91. Оп. 47; Ф. 2-1-86. Ед. хр. 1.
  44. Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  45. . Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
  46. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 30 декабря 2018.
  47. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  48. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  49. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  50. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 30 декабря 2018.
  51. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
  52. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
  53. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 14 августа 2020 года.
  54. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 30 декабря 2018.
  55. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 30 декабря 2018.
  56. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2019.
  57. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
  58. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2019.
  59. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2019.
  60. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
  61. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 января 2019.
  62. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
  63. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
  64. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 января 2019.
  65. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
  66. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  67. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 21 июня 2019.
  68. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  69. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  70. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  71. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2019.
  72. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2019.
  73. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 13 марта 2019.
  74. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 11 марта 2019.
  75. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  76. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  77. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 6 марта 2019.
  78. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  79. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 11 апреля 2019.
  80. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 15 марта 2022 года.
  81. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 15 марта 2022 года.
  82. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 15 июля 2019. 15 марта 2022 года.
  83. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 15 марта 2022 года.
  84. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 15 марта 2022 года.
  85. . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 14 ноября 2020. 16 ноября 2020 года.
  86. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  87. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  88. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  89. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  90. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  91. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 марта 2019.
  92. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 29 июня 2019.
  93. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 29 июня 2019.
  94. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 25 января 2019 года.
  95. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 25 января 2019 года.
  96. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 25 января 2019 года.
  97. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  98. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  99. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.

Литература

Источник —

Same as Кияты (монголы)