Interested Article - Хойин-иргэн
- 2021-07-30
- 2
Хойин-иргэн ( монг. ойн иргэн ) — группа монголоязычных племён, обитавших на севере Монгольской империи , в стране Баргуджин-Токум . Термин также распространялся на тунгусо-маньчжурские и тюркские племена региона.
Этноним
В переводе с монгольского языка «хойин-иргэн», «ойн иргэн» означает «лесное племя», «лесной народ» . В китайских источниках были известны как «дикие татары» .
История
В XII в., после того как татары на некоторое время захватили политическую гегемонию в степях, татарами стали называть все степное население от китайской стены до сибирской тайги. Население Баргуджин-Токума в китайских источниках было известно как «дикие татары» .
В состав диких татар входили южносибирские племена охотников и рыболовов. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами. К числу «диких татар», т. е. охотников и рыболовов, относились древние урянхаи , уги ( мохэ ) , а также другие многочисленные и разрозненные лесные племена .
Баргуджин-Токум
Описание Баргуджин-Токума и племени мекрин (бекрин) имеются у Марко Поло: «На север от Каракорона [ Каракорума ] и от Алтая , от того места, где, как я рассказывал, хоронят татарских царей , есть равнина Бангу [Баргу], тянется она на сорок дней. Народ тамошний дикий и зовется мекри, занимаются скотоводством, много у них оленей; на оленях, скажу вам, они ездят. Нравы их и обычаи те же, что и у татар; они великого хана. Ни хлеба, ни вина у них нет. Летом у них есть дичь и они охотятся и на зверей, и на птиц; а зимою от великого холода там не живут ни зверь, ни птица» .
У Рашид ад-Дина также имеется описание земель Баргуджин-Токума. В «Сборнике летописей» написано, что холод в монгольских землях «бывает чрезмерным, а в особенности в той ее части, которую называют Баргуджин-Токум». «Так как в этих пределах случаются частые грозы, которые для жителей являются огромным бедствием, то последние это происшествие ставят в связь с каким-нибудь дурным явлением. Они также рассказывают, что по всяким поводам им являются джины и разговаривают [с ними]. В том владении ... безмерное количество шаманов [кам], — общеизвестно, что джины с ними разговаривают, — в частности, в той области, которая близка к границе отдаленнейшей обитаемости. Эту область называют Баргу, а также называют Баргуджин-Токум. Там шаманов больше всего» .
В 1207 году, в год Зайца, Джучи , первый сын Чингисхана , подчинил лесные народы Баргуджин-Токума Монгольской империи . Джучи в походе сопровождал Буха. Первым покорность Джучи выразил Худуха-беки , правитель ойратов . В «Сокровенном сказании монголов» в числе Хойин-иргэн (Лесных народов), которые подчинились Джучи, упоминаются следующие племена: ойрат, бурят , бархун ( баргут ), урсут , хабханас, ханхас, тубас , киргиз , шибир, кесдиин , баит , тухас , тенлек , тоелес , тас и бачжиги .
Наиболее сильное сопротивление захватчикам оказали хори-туматы , в походе на которых был убит Борохул , один из военачальников Чингисхана. Кроме этого в плен были захвачены Хорчи-нойон , сподвижник Чингисхана из рода баарин , и Худуха-беки . Покорение хори-туматов в дальнейшем завершит Дорбо-Докшин , военачальник из рода дурбэн .
Родоплеменной состав
- Баргуты , хори-туматы , туласы — близкородственные племена. Область Баргуджин-Токум , в которой были расселены баргуты, хори и туласы, располагалась севернее Селенги , по соседству с рекой Ангарой . Туматы были дисперсно расселены в Баргуджин-Токуме, т. е. в Прибайкалье , а также, вероятно, в районе Восточного Саяна . В туласах, которые ответвились от баргутов, ряд исследователей видит олётов и сэгэнутов .
- Баяуты — одно из племён дарлекинов . В составе баяутов выделялись ветви джадай и кэхэрин. Были расселены в районах северных истоков реки Селенги и по реке Джида . В переводе И. Н. Березина баяуты упоминаются под именем байлук .
- Бекрины (мекрины, мекриты). Упоминаются у Марко Поло как одно из племён Баргуджин-Токума (племя мекри) . А. Г. Юрченко писал, что мекриты — большое племя, занимавшее земли юго-восточнее Байкала , и что францисканцы разграничивают мекритов и меркитов не только терминологически, но и территориально . При этом, согласно Рашид ад-Дину , племя бекрин жило в горной стране по соседству с уйгурами . По Б. З. Нанзатову, бекрины проживали в районе Тянь-Шаня , неподалеку от Монгольского Алтая .
- Булагачины , кэрэмучины . Проживали на территориях западного Прибайкалья и Баргуджин-Токума . Булагачины представляют собой предков булагатов , кэрэмучины — эхиритского рода хэрмэшин . Г. В. Ксенофонтов писал, что можно считать бесспорно установленным, что под этими двумя племенами подразумевались именно предки современных эхирит-булагатов, составляющих и теперь большинство коренного населения Приангарья .
- Буряты . Упоминаются «Сокровенном сказании монголов» в числе лесных народов, покорённых Джучи . Как полагают исследователи, под этим именем ранее были известны булагаты. В «Сборнике летописей» булагаты упоминаются под именем булагачин . Этноним «бурят» в дальнейшем стал общим именем для монголоязычных групп населения Прибайкалья .
- Дурбэны , хатагины , салджиуты — племена нирунов . Проживали по берегам юго-западных притоков реки Ангары Иркут , Китой , Белая . Потомки данных племён по сей день проживают в составе китойских бурят .
- Киргизы ( енисейские кыргызы ). Племена киргизов упоминаются как соседствующие с областью Кэм-Кэмджиут и её народом, а также как соседи туматов . Хиргисы известны в составе кудинских и закаменских бурят (хан-хиргис) , а также в составе мянгатов (хар хиргис, шар хиргис, модон хиргис) и дархатов .
- Курканы. Этноним восходит к имени курыканов . В «Сборнике летописей» Рашид ад-Дином куркан упоминаются в числе «народностей, которых в настоящее время называют монголами» . Кроме куркан также упоминаются куркин в составе племени джалаиров . Потомками данных племён и носителями древнего этнонима являются современные бурятские хурхад (один из булагатских родов) , урянхайские хорхон и даурские куркан .
- Кэм-кэмджиуты . Проживали в северо-западных районах Монголии , в верховьях Енисея и Оби . В названии племени кэм-кэмджиуты имеется указание на его местообитание — кем (или кэм), слово, которым обозначались верховья реки Енисея и которое сохранилось в современном названии притока Енисея — Кемчик . Исследователи считают возможным отождествление кэм-кэмджиутов со средневековым татарским родом камаши (камачи) , а также с современным родом комджук (комджюк) в составе шира-югуров .
- Мангуты , уруты — близкородственные племена. В составе мангутов упоминаются ветви: оймангут (лесные мангуты), усуту мангут (речные мангуты) . Усуту-мангуны проживали по реке Ангаре . Одно из основных поколений примкнувшего к хонгодорам рода тэртэ в составе закаменских бурят носит имя мангадай. В данном названии, согласно Б. З. Нанзатову, прослеживается связь с этнонимом «мангуд» . С этнонимом мангут также связаны современные бурятские фамилии Мангутов, Мангатаев, Мангадханов . Уруты, ближайшие родичи мангутов, также были расселены поблизости с Баргуджин-Токумом .
- Меркиты . Меркиты делились на три ветви: увас (хоас), хаат и удуит . Удуит-меркиты были наиболее многочисленны и делились на следующие подразделения: уйкур, мудан, тудаклин и джиюн. Проживали в районе рек Уда , Хилок , Селенга . Ряд исследователей считает, что потомками меркитов является хори-бурятский род хуасай (ухасай) .
- Ойраты . Проживали в Восьмиречье, в области истоков реки Кэм — современного Енисея , в районе современной Тувы и Северной Монголии в районах озера Хубсугул . Потомками ойратов Баргуджин-Токума являются сэгэнуты , икинаты и ряд других бурятских родов .
- Сакаиты . Входили в состав кереитского племенного объединения . Данных, связанных с расселением, не имеется. Однако, возможна связь с этнонимом саха, который принадлежит современным якутам . Возможно, часть носителей этого этнонима высоко поднялась по реке Лене и оказалась в пределах или по соседству с Баргуджин-Токумом . Г. В. Ксенофонтов отрицал связь саха с сахаэт, считая последних чисто монгольским племенем. Ряд исследователей потомками сакаитов считает калмыцкий род соха/сохад .
- Сулдусы . Проживали в районе Восточного Саяна — Прихубсугулья , а также в районе удаленных притоков реки Селенги .
- Тайджиуты . Часть тайджиутов была расселена по реке Селенге и по соседству с областью Кэм-Кэмджиут. В настоящее время род тайшууд известен в составе китойских , кудинских (в составе бурят, живущих на реке Голоустной ) и других этнических групп бурят.
- Татары . Часть татар проживала по соседству с племенами дурбэн (дорбен), хатагин, салджиут в низовьях правых притоков Анкары в районе рек Иркут, Китой, Белая, Унга . Часть татар была носителями родовых имён хойин и дорбен-татар . С приангарскими татарами принято отождествлять термины «водяные татары» и алакчины. В свою очередь, с водяными татарами связано упоминание татарского города Алакчин , который располагался в истоках Ангары либо в районе восточного побережья озера Байкал . Потомками приангарских татар, согласно Б. З. Нанзатову, являются бурятские роды тэртэ, шошолок и саган, один из хонгодорских родов .
- Урасуты , теленгуты , куштеми . По Рашид ад-Дину, эти племена подобны монголам . Предположительно, проживали на Алтае . Известно, что уруснутами называли бурятское племя хонгодоров, ныне расселённых в Присаянье . В составе джалаиров также упоминаются тулангит . Современными носителями этнонима теленгут являются калмыцкие теленгут , бурятские тэлэгун, долонгут , монгольские тэлэнгэд , долонгууд , казахские толенгит . Названия куштеми и кесдиин отождествляют с термином кыштым , собирательным названием мелких сибирских племен, находившихся в даннической зависимости от более сильных соседей .
- Урянкаты . Лесные урянкаты ( хойин-урянка ) не имели родственных связей с урянкатами из дарлекинов. Лесные урянкаты, проживали в районе Присаянья-Прихубсугулья, предположительно, на Окинском плато и в Дархатской котловине . Возможно, часть урянкатов была расселена в еще более близких к Баргуджин-Токуму местах, таких как долина Иркута, верховья Джиды. Потомки лесных урянкатов и урянкатов-дарлекинов (в том числе потомки Джэлмэ ) в дальнейшем вошли в состав многих этнических групп бурят .
Нир-хойин
Потомки старшего брата Есугея , Некун-тайджи , были известны как нир-хойин ( нирун -хойин) — хойин-иргэн. Во времена Чингисхана они поддержали тайджиутов и проживали в лесных районах. Согласно «Сборнику летописей» , «каждое племя, юрт которого находился вблизи лесов, причислялось к «лесным племенам», но так как леса в каждой области были далеки друг от друга, то их племена, роды и ветви рода не имели отношения друг к другу. И хотя всех их вместе называли «лесное племя» по лесистой местности, [где они жили, однако] у них было установлено, к какому племени принадлежит каждое из них» .
Этноним в настоящее время
Этноним «хойин-иргэн» в настоящее время сохранился в форме родовых имён, носители которых традиционно проживают на территории северных аймаков Монголии . В составе дархатов имеется род ойнод (оймод , оймууд ). В современной Монголии проживают носители следующих родовых фамилий:
- Ой — в аймаке Архангай ;
- Оймод — в Улан-Баторе и аймаках Хувсгел , Дархан-Уул , Булган и др. ;
- Оймууд — в Улан-Баторе и аймаках Сухэ-Батор , Хувсгел, Дархан-Уул, Дорнод , Орхон и др. ;
- Ойн — в Улан-Баторе и аймаках Дорнод, Орхон ;
- Ойн Иргэд — в аймаках Хувсгел, Дорнод ;
- Ойн Иргэн — в Улан-Баторе .
Примечания
- ↑ . www.vostlit.info. Дата обращения: 22 июня 2019. 4 марта 2020 года.
- ↑ Гумилёв Л. Н. . gumilevica.kulichki.net. Дата обращения: 22 июня 2019. 1 июля 2019 года.
- Гумилёв Л. Н. . — Directmedia, 2016. — С. 419. — 793 с. — ISBN 9785447569310 . 7 сентября 2023 года.
- ↑ Марко Поло. . www.vostlit.info. Дата обращения: 25 мая 2019. 30 ноября 2019 года.
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 7 марта 2019. 28 марта 2014 года.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- ↑ Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав «лесных народов» в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. — 2011. — 3-7 мая. — С. 441—451 .
- Цыбикдоржиев Д. В. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3. — 2012. — С. 120—148 . 20 апреля 2019 года.
- Коновалов П. Б., Цыбикдоржиев Д. В. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2017. — Т. 19 . — С. 129—150 . — ISSN . 5 июня 2019 года.
- ↑ . www.vostlit.info. Дата обращения: 22 июня 2019. 4 марта 2016 года.
- Ц. де Бридиа. . www.vostlit.info. Дата обращения: 25 мая 2019. 24 мая 2019 года.
- Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав номадов Центральной Азии в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Монгольская империя и кочевой мир (Мат-лы междунар. науч. конф-ии). Кн. 3. — 2008. — С. 377—443 .
- ↑ Нанзатов Б. З. от 22 января 2021 на Wayback Machine . — Иркутск, 2005. — 160 с. — ISBN 5-93219-054-6 .
- Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Книга 2. — Национальное издательство Республики Саха (Якутия), 1992. — 416 с.
- Болхосоев С. Б. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2017. — Т. 21 . — С. 178—196 . 8 августа 2020 года.
- Ушницкий В. В. // Известия Лаборатории древних технологий. — 2015. — № 4 (17) . — С. 52—60 . 13 декабря 2020 года.
- ↑ Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27 . 15 апреля 2023 года.
- Бабуев С. Д. Из родословных закаменских бурят. — Закаменск, 1993.
- ↑ Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 ноября 2018. 20 августа 2019 года.
- История Бурятии: в 3 т. Т.1 - Древность и средневековье. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011. — 328 с. — ISBN 9785-7025-0302-1 .
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 175-178. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Цыбенов Б. Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки: монография / Зориктуев Б.Р. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — 252 с. — ISBN 978-5-89230-411-5 .
- Плано Карпини. . — Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957. — С. 214. — 270 с. 7 сентября 2023 года.
- ↑ . www.vostlit.info. Дата обращения: 30 декабря 2018. 19 февраля 2020 года.
- Тенишев Э. Р. // Советская этнография. — 1962. — № 1 . — С. 59—66 . 23 января 2021 года.
- ↑ Эрдынеева Ч. В. // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. — 2011. — Вып. 11 . — С. 158—160 . — ISSN .
- Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — С. 151—171 . 24 июня 2018 года.
- ↑ Ушницкий В. В. (рус.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2009. — Т. 8 , № 3: Археология и этнография . — С. 212—221 . 14 мая 2019 года.
- . — Элиста: Калмыцкий гос. университет, 2007. — С. 52—54. — 177 с.
- Ушницкий В. В. . — Якутск: Издат-во ИГИиПМНС СО РАН, 2013. 29 мая 2019 года.
- Ван Пу. . www.vostlit.info. Дата обращения: 29 мая 2019. 17 мая 2019 года.
- Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань, 2009. — С. 60. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1 .
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — 2-е изд., перераб. и исправл. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — 325 с.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 8 марта 2020. 23 ноября 2021 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019.
- Зориктуев Б. Р. // Вестник Восточно-Сибирского Государственного Института Культуры. — 2016. — № 1 (10) . — С. 20—26 . — ISSN . 5 июля 2019 года.
- . — Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 103 с. 7 сентября 2023 года.
- Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- ↑ Үндэсний Статистикийн Хороо. . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 15 декабря 2021. 15 декабря 2021 года.
- ↑ . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019. 18 октября 2021 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019. 7 сентября 2023 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019. 7 сентября 2023 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019. 7 сентября 2023 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 июня 2019. 7 сентября 2023 года.
- 2021-07-30
- 2