Interested Article - Дархаты
- 2020-03-27
- 1
Дарха́ты ( монг. Дархад ) — один из народов Монголии . Живут в аймаке Хувсгел на севере страны. Согласно переписи 2010 года численность составляла 21558 человек.
В составе дархатов находятся монгольские , самодийские и тюркские компоненты. Язык: дархатский (смешанный ойратско-халхаский) говор монгольского языка . Обычно заняты в кочевом скотоводстве. В 1960-х годах начали переход к оседлости. Развито рыболовство, принявшее сейчас промышленный характер. Религия — шаманизм , буддизм .
Этноним
Основой слова, обозначающего этническое название дархад, дархчууд, дархчуул является дархан (darqan) . С монгольского языка название дархан переводится как «человек, имеющий особые права и привилегии», «мастер кузнечного дела» , «священный, неприкосновенный, свободный от налогов». Путём присоединения к нему аффикса -д (-d), -чууд (-ud) появились названия дархад и дархчууд . В устной речи слово « дархчууд» может видоизменяться в « дархчуул » .
История
Дархаты появились среди монголов двумя путями: во-первых: людей, которых освобождали от каких-либо повинностей, монголы именуют дарханами (человек, имеющий особые права и привилегии) или дархадами . Традиция освобождения от феодальной повинности тех, кто получил заслуги перед государством и своими правителями, имела место в Монголии с XIII по XIX вв. Так, в своё время Батумунху Даян-хан за различные заслуги (в частности, за героизм в борьбе с тремя западными туменами , за поддержку Мандухай-хатун при её падении с коня, за опеку хана в малолетнем возрасте и т. д.) наградил около 30 человек титулами дай (их), дарха(н) , алой грамотой и золотой печатью . Особенно в XV—XVII вв. как в Западной, так и Восточной Монголии резко увеличилась численность тех, кто по разным причинам становился дарханом .
От государственной повинности освобождались лица, которые занимались совершением крупных жертвоприношений. Примером тому служат люди, которые испокон веков занимались охраной онгона Чингисхана и совершением различных обрядов. Их называют дархатами. От государственной повинности освобождались также шабинары больших хутухт . Именно так появилась этническая группа хубсугульских дархатов Монголии. В 1688 г. Гэлэг-нойон из Дзасагтухановского аймака преподнёс Ундур-гегену Дзанабазару своих подданных, которые и составили основное ядро шабинаров главы халхаского Джибзундамба-хутухты. С этого времени людей Гэлэг-нойона стали именовать чёрными дархатами ( хар дархад ) в отличие от тех, которых преподнесли другим нойонам и тайджам или тех, кто добровольно стал шабинарами хутухты. Чёрные — значит «без смеси, коренные и не имеющие какого-либо религиозного сана». Из архивного источника известно: «...Чёрные дархаты в основе своей являются подданными — шабинарами Гэлэг-хутухты, нойона, внука Гэндэн Сайн-хунтайджи Дзасагтухановского аймака. Ещё при своей жизни на Хүрэнбэлчирском сейме Гэлэг-нойон преподнёс своих чёрных дархатов старому хутухте» . Следовательно, эти дархаты разными путями вошли в состав монголов и образовали род дархат .
Во-вторых, потомки мастеров кузнечного дела в разных местностях Монголии также образовали род дархан и дархчууд (дархчуул) . Так, мингатские дархчуулы и урянхайские дархаты Кобдоского аймака говорят, что их предок был дархан хүн (человек, который занимался кузнечным делом), откуда и пошло их название дархан и дархчуул . Следует отметить, что некоторые исследователи, ссылаясь на неправильное чтение этнического названия таргуд (не путать с торгутами ) из « Сокровенного сказания монголов », писали о существовании в XII в. племени дархад , что не соответствует истине. До сих пор среди дербетов Убсунурского аймака находятся потомки таргутов .
Дарханы Внутренней Монголии
Особую этническую группу образуют дархаты, проживающие во Внутренней Монголии в хошунах Эджэн-Хоро-Ци и Дархан-Муминган , а также на территории района Баян-Обо . Их также именуют дарханами .
В 1270 году в степи Ордос местности Эджэн-Хоро Хубилай , хан империи Юань , воздвиг святыню или «мавзолей» Чингисхана . Мемориал в Эджэн-Хоро представлял собой восемь белых юрт, где хранились реликвии Чингисхана. Каждая из юрт была посвящена одному из великих предков: Чингисхану, его четырём сыновьям — Угэдэю , Джучи , Чагатаю , Толую , внукам Гуюку и Мункэ , а также родителям — Есугею и Оэлун . Белые юрты находились в ведении специальной группы лиц — дархатов, которые хранили реликвии и традиции проведения ежегодного обряда . В период Культурной революции , развязанной маоистами под руководством Мао Цзэдуна в 1966—1976 годах, банды китайских хунвейбинов уничтожили большую часть реликвий. Мавзолей был отремонтирован и вновь открыт в 1979 году. Уничтоженные реликвии были восстановлены по памяти дархатов (хранителей реликвий) и фотографиям .
Места расселения и родовой состав
Живут в Северной Монголии, в Дархадской котловине Хубсугульского аймака , вблизи границ российской Южной Сибири . Климат весьма суров: во время непродолжительного лета температура поднимается до +30 С°, а во время шестимесячной зимы столбик термометра может упасть до -54 С°.
В состав хубсугульских дархатов входят роды: хар дархад, ухаа дархад, шарнууд, барнууд оолд , чонод , цагаан зоот (ак-чооду) , хар зоот (кара-чооду) , маанжраг, буриад , кариад , хоролмай (хорломай), урад , сонод , харнууд , ойнод, илжигэн , цагаан хуулар, улан хуулар, ногоон хуулар, хар хуулар, хиргис, соён, хар соён, эрхид (иргит) , онход , балигч (балагч), уйгур, хаасуд, цахар , манхилаг , шар зоот .
В Монголии дархад, дархчуул, дархчууд проживают в сомонах Тайшир, Халиун, Дэлгэр, Бигэр, Эрдэнэ и Бугат Гоби-Алтайского аймака; сомонах Отгон и Цагаанхайрхан Завханского аймака; сомонах Баянцагаан, Баян-Өндөр и Шинэжинст Баянхонгорского аймака; сомоне Могод Булганского аймака; сомонах Баяндун, Чойбалсан, Сэргэлэн, Булган, Матад Восточного аймака; сомоне Мөнххаан Сүхбаатарского аймака; сомонах Ринчинлхүмбэ, Баянзүрх Хубсугульского аймака; сомонах Давст, Наранбулаг, Өлгий, Өмнөговь, Улаангом Убсунурского аймака; сомонах Мянгад, Дөргөн, Манхан, Эрдэнэбүрэн, Дуут Кобдоского аймака. Баргуты -дархаты живут в сомоне Чандмань Гоби-Алтайского аймака . Дархаты входят в состав следующих этносов: халха-монголов , хотогойтов , мингатов (роды дархчуул , дархад ), алтайских урянхайцев (роды дархад, хоо дархад, хар дархад, шар дархад) , захчинов (род дархан) , баргутов (ветвь баргуты-дархаты ), юншиэбу (еншөөбу) .
Дархаты (дарханы) Внутренней Монголии проживают на территории хошуна Эджэн-Хоро-Ци городского округа Ордос , хошуна Дархан-Муминган и района Баян-Обо городского округа Баотоу . Ядро дархатов Эджэн-Хоро составляют арулаты , потомки Боорчу .
Среди этнических групп бурят отмечены роды: кара-дархан (ко-дархан) среди нижнеудинских бурят и ашибагатов ; дархад среди кудинских , кударинских бурят и хонгодоров ; дархан-галзуд среди ольхонских , кударинских и баргузинских бурят ; баргуты -дархаты .
В состав калмыков - торгутов входит род дархачут .
Быт
Дархаты живут в юртах , которые можно разобрать или собрать за час. В левой части юрты мужская сторона, в правой — женская. Посередине обычно ставится металлическая печь. Едят в основном мясо и молочные продукты. Не имея холодильников, летом употребляют в пищу мелкий рогатый скот (овец и коз), зимой — крупный скот (коров, лошадей и верблюдов). Будучи кочевым народом, меняют своё место обитания 4—6 раз в году. В июле на несколько дней спускаются в город для участия в Надоме .
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 17 сентября 2011. 25 октября 2013 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 14 января 2023. 14 января 2023 года.
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Саган Сэцэн. Эрдэнийн товч. Хэвлэлд бэлтгэсэн Ц. Насанбалжир. Улаанбаатар, 1957.
- Бадамхатан С. Дархад ястны хар дархад, илжигин, хоролмой овгуудын уг гарал, угсаа түүхийн асуудалд // Халх, дархадын этнографийн бүтээл. Улаанбаатар, 1964.
- Сандаг Б. Мянгадын гарал үүслийн асуудлаас // SE (Угсаатны судлал). Т. II. Улаанбаатар, 1969. Х. 79–103.
- ↑ Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
- . из оригинала 20 октября 2018 . Дата обращения: 19 октября 2018 .
- . Наука из первых рук . из оригинала 20 октября 2018 . Дата обращения: 19 октября 2018 .
- . Дата обращения: 20 октября 2018. 5 марта 2016 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 14 января 2023. 14 января 2023 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 14 января 2023. 14 января 2023 года.
- ↑ Нанзатов Б.З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
- ↑ Черемисина М.И., Тазранова А.Р. . — Новосибирский государственный университет, 2006. — С. 25. — 149 с.
- Монгуш М.В. . — "Наука", 2002. — 123 с. — ISBN 9785020306448 . 6 марта 2019 года.
- Нямбуу Х. Монголын угсаатаны зуй — Улаанбаатар: Сурах бичиг хуухдийн номын хэвлээлийн газар, 1992. — 200 с.
- Бадамхатан С. Эрдэм шинжилгээний бүтээлүүд – 1. Улаанбаатар, 2002. 251 х.
- Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
- . Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
- Джигачидай Буяндэлгэр. Этническая история баргутов (XV–XVII вв.) // Культурное наследие народов Центральной Азии. — 2012. — С. 186-205 .
- Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2018. — Т. 25 . — С. 128–142 . 15 мая 2019 года.
- ↑ Нанзатов Б.З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27 . 13 апреля 2022 года.
- Нанзатов Б.З. . ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости. Дата обращения: 16 июня 2018. 22 января 2021 года.
- Бадмаева Л.Б. Языковое пространство бурятского летописного текста. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. — 296 с. — ISBN 978-5-7925-0340-3 .
- . selorodnoe.ru . из оригинала 24 июня 2018 . Дата обращения: 24 июня 2018 .
- Балдаев С. П. Родословные легенды и предания бурят. Ч. 1 — Улан-Удэ, 1970.
- Батыров В.В. Очерки истории традиционной культуры калмыков второй половины XIX вв. Монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 226 с. — ISBN 978-5-906881-21-2 .
- Swancutt K. The undead genealogy: omnipresence, spirit perspectives, and a case of Mongolian vampirism. Journal of the Royal Anthropological Institute , 2008. P. 850.
Литература
- Жуковская Н.Л. Дархаты. // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 156.
- Swancutt K. The undead genealogy: omnipresence, spirit perspectives, and a case of Mongolian vampirism. Journal of the Royal Anthropological Institute , 2008. P. 843-864.
Ссылки
- BBC Website
- 2020-03-27
- 1