Interested Article - Ордосцы
Ордосцы ( монг. ордос ) — монгольский народ, проживающий в настоящее время на территории городского округа Ордос Внутренней Монголии . Традиционно территория расселения ордосцев подразделяется на 7 хошунов . Численность ордосцев к 1950 году достигала 64 тыс. человек . Согласно данным справочника Ethnologue, численность ордосцев в Китае составляет 123 тыс. человек .
Ордосцы полагают, что призваны охранять т.н. гробницу Чингисхана в Ордосе . В настоящее время окрестности гробницы населяют дархаты . Ордосцы в пустыне Ордос и в северном Шэньси , наряду с урянхайцами и северо- шаньсийскими тумэтами в XIV — XV веках проживали напротив порубежья империи Мин . С 1510 года управлялись потомками Даян-хана Бату-Мункэ.
Содержание
Этноним
Название ордос было образовано путём присоединения к слову орд ( старописьм. монг. яз. ordu), означающему «центральный, срединный» аффикса множественного числа -с. Таким образом, орд, ордос означало изначально место почитания духов Чингисхана , а со временем стало названием жителей, проживавших на данной земле .
История
В 1270 году в степи Ордос местности Эджэн-Хоро Хубилай , хан империи Юань , воздвиг святыню или «мавзолей» Чингисхана . Месторасположение онгона для жертвоприношений находилось в местности Бор тохойд у р. Хатун, с тех пор эта местность стала именоваться излучиной Ордоса или Ордосской землёй. При этом не только хранители онгона Чингисхана, но и обитавшие там люди, не имеющие отношение к онгону, стали также именоваться ордосцами или ордосскими туменами .
Мемориал в Эджэн-Хоро представлял собой восемь белых юрт, где хранились реликвии Чингисхана . Каждая из юрт была посвящена одному из великих предков: Чингисхану, его четырём сыновьям — Угэдэю , Джучи , Чагатаю , Толую , внукам Гуюку и Мункэ , а также родителям — Есугею и Оэлун . Белые юрты находились в ведении специальной группы лиц — дархатов (дарханов) , которые хранили реликвии и традиции проведения ежегодного обряда . Обязанности совершать обряды жертвоприношения и охранять священное место были возложены на арулатов , потомков Боорчи , первого нукера Чингисхана .
В период Культурной революции , развязанной маоистами под руководством Мао Цзэдуна в 1966 — 1976 годах, банды китайских хунвейбинов уничтожили большую часть реликвий. Мавзолей был отремонтирован и вновь открыт в 1979 году. Уничтоженные реликвии были восстановлены по памяти дархатов (хранителей реликвий) и фотографиям .
Родовой состав и расселение
Ордосцы проживают на территории городского округа Ордос Внутренней Монголии . На территории данного округа также проживают далаты в хошуне Далад-Ци , ушины в хошуне Ушин-Ци , хангины (хангин, хангинчууд ) в хошуне Хангин-Ци .
Ядро ордосских дархатов Эджэн-Хоро составляют арулаты , потомки Боорчу .
Ордосские тумены состояли из множества родов — дөрвөн хороо, гэгүд (гүүд), шувуучин, урад , тангуд , далад , хангин , мэргэд , баганас, бэсүд , үүшин , бэдэгүн, халиучин (халиуд, халиучид), хуучид , хэрээд , цагаад, мянгад , хоньчин, хуягчин, уйгуржин, амгайтан и других . Также в Ордосе проживают представители родов урууд ( хитад уругуд, монгол уругуд) , барсууд, барсчууд , бөөс, бухчин, хорчин , хатагин , шарнууд .
В Монголии род ордос зарегистрирован в сомоне Булнай Завханского аймака; сомонах Тариат и Хангай Архангайского аймака . В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: Ордос, Орд, Ордос Боржигон. Носители фамилии Ордос проживают в Улан-Баторе и на территории следующих аймаков: Умнеговь , Дархан-Уул , Дорноговь , Орхон , Завхан, Архангай, Баянхонгор , Сэлэнгэ , Хэнтий .
Часть племён, проживавших в Ордосе и Чахаре , во времена завоеваний маньчжуров откочевала в Бурятию и вошла в состав селенгинских бурят .
См. также
- Монголы в Китае
- Ордос — городской округ Внутренней Монголии
- Ордос — пустынное плато
Примечания
- ↑ (англ.) . Ethnologue. Дата обращения: 5 декабря 2018. 26 мая 2015 года.
- ↑ Juha Janhunen-The Mongolic languages, p.193
- Carole Pegg. Mongolian music, dance, & oral narrative: performing diverse identities, p.26.
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э.П. Бакаева, д.и.н. К.В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- . из оригинала 20 октября 2018 . Дата обращения: 19 октября 2018 .
- . Наука из первых рук . из оригинала 20 октября 2018 . Дата обращения: 19 октября 2018 .
- (неопр.) . Дата обращения: 1 марта 2019. 21 января 2022 года.
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Bügünüdei Goncuγ. Мongγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
- Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
- Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ . Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
- (неопр.) . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 1 марта 2019. 12 декабря 2020 года.
- Нанзатов Б.З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27 . 13 апреля 2022 года.
- Tags: