Аббасиды
- 1 year ago
- 0
- 0
Восста́ние Мука́нны , известное также как движение «людей в белых одеждах» ( 776 — 783 годы ) — антиарабское восстание жителей Фараруда (центральной области Средней Азии ) под руководством хорасанского проповедника Хашима ибн Хакима (Муканны) .
Известно, что проповедник был уроженцем Мерва , участвовал в мятеже Абу Муслима и впоследствии свято чтил его память . Заручившись поддержкой крестьян- согдийцев и кочевников-тюрков, он в 777 году поднял восстание «людей в белых одеждах»: белый цвет одежд согдийцев контрастировал с чёрными одеяниями приверженцев халифа . Он принял имя Муканна и проповедовал учение, основанное на идеях маздакизма . Муканна призывал народ активно бороться против Аббасидского халифата и существовавшего в то время политического и экономического неравенства .
Основную массу восставших составляло трудовое крестьянство Мавераннахра и мелкие местные землевладельцы. Помощь восставшим оказывали тюркские племена . Основными центрами восстания были Самарканд , Наршах (селение возле Бухары ) и Санам (горная крепость в области Кеш ). Восставшие носили белую одежду, поэтому в арабских источниках и истории оно известно как восстание (движение) «людей в белых одеждах» .
В 776—783 годах арабы сосредоточили свои силы и последовательно разгромили центры восстания. В 783 году наместники Арабского халифата захватили штаб движения в крепости Санам . Организатору восстания Муканне пришлось покончить с собой, чтобы избежать плена .
Хотя после долгой борьбы Аббасидскому халифату и местной аристократии удалось разгромить восстание, антиарабские настроения не искоренялись среди местных покорённых насильно жителей Мавераннахра . Вспышки отдельных восстаний «людей в белых одеждах» в последующие годы происходили в разных уголках Средней Азии . Арабские завоеватели были вынуждены для усмирения населения Мавераннахра в начале IX века привлечь к управлению местную персоязычную династию Саманидов ( 819 — 999 гг.)
В 1817 году восстание описал в поэме « Покровенный пророк Хорасана » англо-ирландский поэт-романтик Томас Мур . Х. Л. Борхес обратился к этому сюжету в раннем рассказе « » (1934). В Нью-Йорке с 1889 года действует масонское общество « ». Восстанию посвящён исторический очерк Садриддина Айни (1944) и книга иранского режиссёра «Сепидджаме. Филмнаме» (Человек в белой одежде. Сценарий; Тегеран 1378 /1999/).