Авраамий Смоленский
- 1 year ago
- 0
- 0
Авраа́мий Па́влович Завеня́гин ( 1 [14] апреля 1901 , Узловая — 31 декабря 1956 ) — советский государственный деятель, организатор промышленности, инженер-металлург, куратор советской металлургии и атомного проекта , генерал-лейтенант (1945, МВД).
Дважды Герой Социалистического Труда ( 1949 , 1954 ), лауреат Сталинской премии ( 1951 ). Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат Верховного Совета СССР 1—2 созывов. Кандидат в члены ЦК КПСС (1934—1939, 1952—1956), член ЦК КПСС (1956).
Родился на день памяти мученика Авраамия Болгарского , Владимирского чудотворца, в семье Павла Устиновича и Пелагеи Владимировны Завенягиных на станции Узловая . Русский . Отец работал машинистом паровоза на железной дороге. Мать — из крестьян. В 1912 году поступил в Скопинское реальное училище, которое окончил в 1919 году. Член ВКП(б) с ноября 1917 года. В 1919 — 1920 годах — комиссар политотдела дивизии РККА . С 1920 года на партийной работе на Украине . В 1921 — 1923 годах — секретарь Юзовского окружного [ уточнить ] комитета КП(б)У. С 1923 по 1930 год учился в Московской горной академии по специальности доменщика и одновременно был там управляющим делами.
Первый ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) в 1930 году, в 1930 — 1931 годах возглавлял Институт по проектированию металлургических заводов (Гипромез) в Ленинграде , затем работал в аппарате НКТП , в январе-августе 1933 года руководил металлургическим заводом в Каменском .
В 1933— 1937 годах — директор Магнитогорского металлургического комбината . После непродолжительной работы заместителем наркома тяжёлой промышленности, в 1938 году Завенягин возглавил начатое в 1935 году строительство Норильского горно-металлургического комбината ( Норильлаг ), на котором сначала работали 8 тысяч заключённых, а к концу 1939 года — свыше 19 тысяч. Первая промышленная плавка будущего НГМК состоялась 6 марта 1939 года. Завенягин был сторонником размещения полного металлургического цикла в Норильске, тогда как проект заводов ограничивал технологический цикл только выплавкой файнштейна . 29 апреля 1942 года Норильск дал первый металлический никель .
В Норильске Завенягин установил для себя и подчинённых «законы управления Завенягина» :
- Первый закон: максимальная работа в нечеловеческих обстоятельствах.
- Второй закон: спасение (в том числе собственное) — в неординарных решениях.
- Третий закон: молодость — скорее достоинство, чем недостаток.
С марта 1941 по август 1946 года Завенягин — заместитель наркома внутренних дел , с 1946 года — заместитель министра внутренних дел , осуществлявший общее руководство промышленно-строительными структурами НКВД: Главным управлением лагерей горно-металлургических предприятий (в его состав входило Специальное металлургическое управление, в последующем 9-е управление МВД), Главным управлением лагерей гидростроя (Главгидрострой), Главным управлением лагерей промышленного строительства (Главпромстрой — крупнейшее строительное подразделение СССР), Дальстроем и тому подобными.
С 9 июля 1941 года —- старший майор госбезопасности , с 14 февраля 1943 года — комиссар госбезопасности 3-го ранга , с 9 июля 1945 года — генерал-лейтенант .
В 1945 — 1953 Завенягин — один из главных руководителей советского атомного проекта (член Специального комитета при СНК СССР , первый зам. начальника Первого Главного управления при СНК СССР , начальник Управления специальных институтов — реорганизованное Девятое управление МВД СССР). В зону ответственности Завенягина входил весь цикл производства ядерного топлива и зарядов, от руды до производимого в промышленных реакторах плутония .
По воспоминаниям А. П. Александрова , Завенягин вошёл в состав уранового проекта в 1943 году ; в сферу его ответственности входил институт Гиредмет , где в лаборатории З. В. Ершовой в декабре 1944 года впервые в СССР был получен металлический уран .
8 декабря 1944 года постановлением ГКО № 7102 сс/ов, форсировавшим геологоразведочные работы по урану, Завенягин был назначен ответственным за поиск урана в СССР и на оккупированных территориях; для реализации поиска было развёрнуто Девятое управление НКВД.
До этого добычей урановой руды в СССР занимались Наркомцветмет ( П. Ф. Ломако ) и Наркомчермет ( И. Ф. Тевосян ), у которых А. В. Завенягин принимал производства в декабре 1944 года.
Этим же постановлением он был назначен ответственным за вопросы горно-обогатительного уранового комплекса страны. Он руководил строительством заводов в районе добычи полезных ископаемых .
После выхода Распоряжения ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов «О специальном комитете [по использованию атомной энергии] при ГКО» Завенягин был ответственным за несколько направлений работ:
После постановки задач Инженерно-технического совета Специального комитета А. П. Завенягин вошёл и в его состав и отвечал за большое количество вопросов.
Основным направлением его деятельности было горное дело, он был руководителем пятой секции по проектированию и сооружению горно-металлургических предприятий, конструированию и изготовлению оборудования для них.
Другим важным направлением работы было решение кадровых вопросов: по распоряжению Л. П. Берии М. Г. Первухин , В. А. Малышев , Б. Л. Ванников и А. П. Завенягин комплектовали научными и инженерными кадрами секции совета, подбирали экспертов для решения отдельных вопросов .
Кроме этого он участвовал в выборе мест строительства заводов проектов 817 ( ПО «Маяк» ) и 813 ( Уральский электрохимический комбинат ) . Под руководством Завенягина и Малышева выбирались площадки и строились заводы и города атомной промышленности — Челябинск-40 , Арзамас-16 , Красноярск-26 , Челябинск-70 и другие (в те годы — « номерные » заводы), а также Семипалатинский ядерный полигон .
В 1945 году А. П. Завенягин вошёл в состав комиссии под руководством члена Государственного комитета обороны А. И. Микояна : председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский , нарком электропромышленности СССР И. Г. Кабанов , руководитель ПГУ Б. Л. Ванников , А. П. Завенягин, заместитель председателя Госплана СССР Н. А. Борисов .
Комиссии было поручено курировать обеспечение ногинского завода № 12 (сейчас ОАО «Машиностроительный завод» , Электросталь ) оборудованием для плавки урановой руды . Этот завод был обеспечен вакуумными высокочастотными электропечами советского производства, созданных за счёт вывоза из Германии и закупки по импорту , в этих печах выплавлялись урановые стержни для реактора Ф-1 .
Организовывал строительство и и занимался кадровыми вопросами .
В 1945 году штаб Завенягина провёл операцию по поиску и вывозу в СССР германских специалистов — металлургов, химиков и физиков: Николауса Риля , Манфреда фон Арденне , всего 70 человек в 1945 году и свыше трёхсот к 1948 году . Впоследствии именно Завенягин отвечал за работу «немецких» лабораторий . Одновременно по всей зоне советского контроля был организован поиск технологического оборудования, рудных запасов и уже добытых полуфабрикатов урана специальной комиссией под управлением П. Я. Мешика и И. К. Кикоина . Всего к середине 1946 года было найдено 220 т соединений урана в пересчёте на чистый металл (собственные запасы урана в СССР всё ещё исчислялись единицами тонн) [ источник не указан 3508 дней ] .
К середине 1946 года разведку урановых месторождений только в СССР вели 320 геологических партий. В результате, кроме уже известного месторождения, была начата разработка месторождений соединений урана в Криворожском бассейне , Эстонии , Забайкалье , на . В Чехии была возобновлена добыча на Яхимовских рудниках, в Саксонии начата разработка на рудниках будущего предприятия « Висмут ».
В июне и июле 1948 года Завенягин вместе с Курчатовым руководил ликвидацией двух аварий на первом отечественном промышленном реакторе А-1 , длительное время находился в центральном (реакторном) зале и облучился .
Летом 1949 года на КБ-11 в присутствии Завенягина были изготовлены плутониевые полусферы первой в СССР ядерной бомбы.
19 августа 1949 года Завенягин был назначен ответственным за доставку изделия « РДС » из КБ-11 на Семипалатинский полигон и за окончательную сборку изделия. В ночь на 29 августа в его присутствии в центральную часть бомбы был установлен поршень нейтронного инициатора. Вскоре после испытания А. П. Завенягин выехал на автомобиле к центру взрыва, где машина застряла в образовавшейся после взрыва пыли, и назад пришлось возвращаться пешком, при этом была получена большая доза радиоактивного облучения .
За вклад в атомный проект указом от 29 октября 1949 года А. П. Завенягину было присвоено звание Героя Социалистического Труда .
В 1950-е годы Завенягин постепенно отошёл от администрирования промышленности, переключившись на координацию прикладных и фундаментальных исследований. Завенягин санкционировал проектирование и постройку первой в мире АЭС ( 1950 ), участвовал в начальных этапах строительства атомного флота. Наиболее важным оказался его вклад в выбор подходов к проектированию ядерных реакторов , в то время бывшему полем раздоров между конкурирующими группами учёных ( Н. А. Доллежаль , А. П. Александров и другие).
После расстрела Л. П. Берии и арестов его ближайших сотрудников летом 1953 года Завенягин, знакомый с Н. С. Хрущёвым ещё с двадцатых годов, удержался на своём посту и при реорганизации отрасли в Министерство среднего машиностроения СССР стал вначале первым заместителем министра ( В. А. Малышева ), а в феврале 1955 года — министром.
За исключительные заслуги в развитии новых отраслей промышленности (за участие в создании водородной бомбы) 4 января 1954 года А. П. Завенягин награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» .
Страдал общим атеросклерозом . Скоропостижно умер вскоре после декабрьского пленума ЦК КПСС , в ночь на 31 декабря 1956 года от «паралича сердца, развившегося в результате тромбоза левой венечной артерии» (по неофициальным источникам — от лучевой болезни ). Был кремирован, урна с прахом помещёна в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Супруга Мария Никифоровна . Сын Юлий (1924—1998) — кандидат физико-математических наук. Дочь Евгения (р. 1934). Внучка Алиса Юльевна Завенягина (Буланова) — актриса Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой .
Бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда А. П. Завенягина установлен в соответствии с Положением о звании Героя Социалистического Труда на его родине в городе Узловая Тульской области .
В городе Узловая Тульской области есть сквер имени А. П. Завенягина и улица Завенягина .
Улицы Завенягина в Магнитогорске ( Челябинская область ) и Донецке .
Мемориальная доска установлена в Москве на доме 31/29 по ул. Поварской (жилой дом Минсредмаша, объект культурного наследия).
Норильскому горно-металлургическому комбинату в 1957 году присвоено имя А. П. Завенягина.
Ледокол «Авраамий Завенягин» выполняет проводку морских судов по Енисею до порта Игарка .
Площадь и улица Завенягина в Норильске ( Красноярский край ) .
Мраморный бюст А. П. Завенягина был установлен в 1960 году на площади его имени в Норильске . В 1993 году перенесён к зданию управления Норильского горно-металлургического комбината, а позднее — в фойе управления (ныне — главного административного здания Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель») .
Памятная доска в Норильске на доме № 1 по улице Завенягина, поясняющая, в честь кого названа улица (1976) .
Мемориальная доска установлена в 2001 году к 100-летию со дня рождения А. П. Завенягина в Норильске на здании управления горно-металлургической компании « Норильский никель » (2001) .
Премия имени А. П. Завенягина учреждена в 1981 году Норильским ГМК и Таймырским окружным комитетом профсоюзов .
Проводится Всероссийский конкурс дипломных работ в области металлургии и металловедения имени Завенягина .
Экспозиции о А. П. Завенягине имеются в музеях Узловой, Магнитогорска и Норильска.
Завенягин описывается в качестве второстепенного персонажа в книге Виктора Суворова « », события в которой книги разворачиваются в СССР в 1939 году .
Предположения Александра Солженицына о Завенягине, с которым он не был знаком:
«… о нём смакуют газетчики: „легендарный строитель Норильска“! Да уж не сам ли он и камни клал? Легендарный вертухай, то верней. Сообразя, что сверху любил его Берия, а снизу очень о нём хорошо отзывался эмведешник Зиновьев, полагаем, что зверь был отменный. А иначе б ему Норильска и не построили» .
Воспоминания Андрея Сахарова о Завенягине, с которым он работал над ядерным оружием:
«…Завенягин был жёсткий, решительный, чрезвычайно инициативный начальник; он очень прислушивался к мнению учёных, понимая их роль в предприятии, старался сам в чём-то разбираться, даже предлагал иногда технические решения, обычно вполне разумные. Несомненно, он был человек большого ума — и вполне сталинских убеждений. Я иногда задавался мыслью: что движет подобными людьми — честолюбие? страх? жажда деятельности, власти? убеждённость? Ответа у меня нет…»