Interested Article - Древние города Казахстана

Древние города Казахстана — города и поселения Казахстана древнего и средне-векового периодов.

Первые письменные сообщения о древних поселениях, находящихся на территории нынешнего Казахстана, относятся ко II в. до н. э. — I в. н. э. Древние авторы упоминают о городе , располагавшемся либо в котловине озера Иссык-Куль , либо в Илейской долине, а также о городах на реке Сырдарье .

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в Средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Жетысу . При исследовании этих районов археологи выявили древние поселения, в которых обнаружены дворцовые постройки владетелей городов из сырцового кирпича, с помещениями, перекрытыми купольными сводами. Наибольшее число поселений найдено в Отырарском оазисе , в долине реки Арыс , на северных склонах Каратау , в низовьях Сырдарьи. Жители этих поселений занимались земледелием с использованием искусств, орошения, скотоводством, ремеслом и торговлей.

Бурный рост городов на территории нынешнего Казахстана, происходящий в XII вв., связан с развитием тюркских государств средневековья: Тюркского , Западно-Тюркского , Тюргешского , Карлукского каганатов , Огузского , Кимакского , Кыпчакского и Караханидского государств.

Археологическими исследованиями на Южном Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI—IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них: Исфиджаб (Сайрам), , , Отырар (Фараб), Шавгар . Выделяются: ада ( цитадель ), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). Города Тараз , Отырар (Фараб), Исфиджаб, Шавгар, Баласагун , Алмалык , Суяб , занимавшие важное положение на международных торговых путях, являвшиеся резиденциями правителей, центрами больших государственных объединений, были известны далеко за пределами Казахстана. Кроме них, на территории современного Казахстана и на сопредельных территориях существовали такие города, как Барсхан , , Кулан , Мерки , Аспара , Хамукат , , Талгар (Талхиз). В IX — нач. XIII вв. оседлая и городская жизнь существовала и в Центральном Казахстане . Города и поселения располагались в долинах , Кенгира , Сарысу , в предгорьях Улытау . Города также появились в Восточном Казахстане , в долине реки Иртыш . Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам . Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы, были известны города , Сараус, , Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане , в долинах Урала . Они принадлежали тюркам-огузам.

Характер

Древние города Казахстана, как и другие средневековые города Востока, были многоязычны и пестры в этническом отношении, их населяли уйсуни , канглы , тюргеши , карлуки , уйгуры , , чигили , , кимаки , кыпчаки и другие. В городах развивались различные ремесла, стеклоделие, велась обработка металлов, процветало ювелирное искусство. Важное значение в жизни городов имела торговля, как международная, так и местная. Древние города Казахстана славились своими базарами, в некоторых из них чеканилась монета (Отырар, Тараз, Исфиджаб). Город представлял собой тесное скопление жилых домов, группирующихся в кварталы. Средневековый город состоял из трех частей: цитадель, шахристан и рабад. Центральной частью города являлась цитадель-внутреннее укрепление города, здесь, находилась главная ставка правителя города. Цитадель окружал шахристан, район заселенный городской знатью. К шахристану примыкал рабад,(ремесленно-торговое предместье), где жило основное население города. Здесь находились мастерские и усадьбы. Рабад также обносился стеной. Его территории рассекали узкие улочки с торговыми лавками, базарчиками. В VII—VIII вв. среди горожан были распространены буддизм и христианство, огнепоклонничество — шаманизм, с IX века быстрыми темпами стал распространяться ислам, который вскоре стал господствующей религией городского населения. В VII—IX вв. в городских предместьях располагались храмы зороастрийцев, буддистов, городские кладбища. В X веке важным элементом структуры города становится мечеть. Среди общественных построек большое распространение получают бани, которых в крупных городах насчитываются десятки. Две бани (X век) раскопаны в Таразе и две (XI—XII вв.) в Отыраре. Они отапливались горячим воздухом, проходившим под полом.

Монгольский период

В XIII веке города Южного Казахстана подверглись разрушению во время монгольского нашествия (1219—1224) . Были завоеваны и частично разрушены Отырар, Женд , Ашнас и множество другие населенные пункты. Горожане оказывали захватчикам героическое сопротивление. Особенно упорно сражались жители Отырара, которые в течение полугода отбивались от превосходящих сил противника. Во 2-й половине XIII века в результате многочисленных междоусобных распрей Чингизидов пришли в упадок города Жетысу ( Шуская , Таласская , Илейская долины). В конце XIII века жизнь в них прекратилась и они превратились в развалины. Иначе складывалась судьба сырдарьинских городов: Отырара, Сыганака, Саурана , Созака , Сайрама, Туркистана . Постепенно возрождаясь, они к концу XIII века вновь становятся крупными экономическими, политическими, и культурными центрами. Эти города в XIII — начале XIV в. играли важную роль в жизни Ак-Орды , а затем Казахского ханства (с XV века).

Тяжелый урон городской культуре Южного и Юго-Восточного Казахстана нанесли захватнические походы Тимура в 70—80-е гг. XIV века. В течение многих лет археологи раскапывали Отырар и изучали ремесленные пригороды. Были выявлены концентрации гончарного, кирпиче-обжигового и металлургических ремесел. Раскопаны баня (XIII—XV вв.) и мечеть (XVII в.), городские кварталы, состоящие из 10—15 домов; установлено, что в XVII веке в Отыраре проживало 5,5 тыс. чел. В монгольский период возникает на территории Западного Казахстана, в районе Урала, город Сарайчик , ставший впоследствии столицей Ногайской Орды .

Ученые прослеживают преемственность культурных связей и материальной культуры населения позднесредневековых городов казахов XVIII — нач. XX вв. Городская жизнь нарушалась постоянными междоусобицами. Нашествия жонгар опустошали города Казахстана. Погибли Отырар, Сыганак, Сауран, Аркук, Карачук. Оставался Туркестан (Яссы), который с XV века стал столицей Южного Казахстана, резиденцией казахских ханов . Здесь находится религиозная святыня мусульман мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи , где погребены множество казахских ханов. Продолжали существовать города Икан , Карнак , Созак, Сайрам и Шымкент . Однако к началу XVIII века многие города Казахстана приходят в упадок.

См. также

Литература

  • // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  • Байпаков К. М. Проблемы археологических исследований позднесредневековых городов Казахстана : Научно-аналитический обзор / АН КазССР, Отд. науч. информ. по обществ. наукам. — Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1990. — 66 с. — (Обществ. науки, ISSN 0233-9129).
  • Байпаков К. М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI - нач. XIII в.) / АН КазССР, Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова. — Алма-Ата: Наука, 1986. — 254 с.
  • Пищулина К. А. Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV—XVII веках // Казахстан в XV-XVIII веках : (вопросы социально-политической истории) / ответственный редактор Б.С. Сулейменов ; Академия наук Казахской ССР, Институт истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова. — Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1969. — 208 с.
  • Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии : Материалы всесоюз. совещ., 13-15 мая 1981 г., Алма-Ата / [Редкол.: Б. А. Тулепбаев (гл. ред.) и др.]. — Алма-Ата: Наука, 1983. — 231 с.

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Источник —

Same as Древние города Казахстана