Interested Article - Кобыз
- 2020-12-13
- 2
Кобы́з , также кыл-кобыз, нар-кобыз ( каз. қобыз, қыл-қобыз , нар-қобыз, башк. ҡыл ҡумыҙ, һыҙма ҡумыҙ ) — старинный казахский струнный смычковый инструмент.
Название
Инструмент имеет общетюркские корни, термин «кобыз» можно встретить в различных фонетических вариантах (кобус, кобза, кубыз, кубас, купас, кумуз, хомуз, комыз, хомыс, ковыж) . Этот термин применяется к общей струнной группе — кобыз (каз.), серме купас (чув.); к щипковой группе — комуз (кирг.), кумуз (даг.), хомыс (дагест.); к язычковой группе (тип варгана) — ковыж (марийск.), темир комуз (кирг.), темир комыс (алт., тув.), темир хомыс (хак.), хомус (якут.), кубыз (баш., тат.) . В строении этого инструмента наблюдается соединение нескольких свойств других музыкальных инструментов. Кобыз по праву можно назвать инструмент- оркестр .
Ученые Б. Сарыбаев, Н. Финдейзен , В. Виноградов пришли к общему мнению, что термин «кобыз» обозначает музыкальный инструмент вообще .
Описание
Кобыз имеет сдвоенный ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку и большую плоскую головку. Корпус обычно изготавливается из ореха , берёзы , сосны , можжевельника . Состоит из выдолбленного двойного полушара, к которому сверху крепится ручка, а снизу — подставка. Часть корпуса закрыта мембраной из верблюжьей кожи. Две струны свиваются из накрученного конского волоса. Общая длина инструмента составляет 60-73 см .
В древности инструмент полностью изготавливался из цельного куска дерева. Продолговато-ковшеобразный корпус из цельного долблёного куска берёзы соединяется с грифом, имеющим фигурную головку с колками. Дека из телячьей кожи полуоткрытая. Струны из некручёного конского волоса. В смычке также используется конские волосы. Диапазон — 2,5 октавы. Различают 2 вида Кыл-кубыза — с прямым грифом и с лукообразным грифом Инструмент длиной примерно 650—800 мм, упирается в пол длинным штырем, выходящим из корпуса или придерживается коленями исполнителя .
Играют на кобызе коротким смычком , сжимая его в коленях (как виолончель ) . Этот инструмент использовался в древности степными баксы ( шаманами -целителями) для различных обрядов .
Существует басовый вариант инструмента — контрабас-кобыз, введённый в оркестр казахских народных инструментов профессором Ахметом Жубановым .
История возникновения
По мнению учёных, в древности, в V—VIII веках кыл-кубыз применяли баксы (шаманы) для изгнания духов при лечении больных, исполняя ритуальные песни харнау (hарнау) . Это записано в знаменитом « Китаби-Деде-Горгуд », который является общей ҡомартҡы для тюрко-огузских родов и племён (предков туркмен, азербайджанцев, турок). Куркут не только является создателем этого музыкального инструмента, но и первым исполнителем, который донёс до людей секреты таинственной мелодии. Обычный человек не только не должен был играть на нём, ему даже запрещалось касаться инструмента. С принятием ислама игра на кыл-кубызе постепенно ушла в забвение. Упоминание об инструменте встречается в башкирском эпосе «Заятуляк менэн Хыухылыу»
Использование кобыза в шаманских ритуалах стало удобным поводом для изгнания инструмента из музицирования как пережитка тёмного прошлого . Вследствие прекращения активного использования этого музыкального инструмента, в начале XX века для кобыза перестали сочинять новые кюи. Стали прерываться семейные традиции игры на кобызе, передающиеся от отца к сыну . Ыхлас Дукенов считается последним носителем кобызовой школы, родился он ещё в середине XIX века .
Исполнители
Легендарным создателем кобыза считается тюркский поэт-песенник и композитор IX века Коркыт . Известными казахскими исполнителями являются Жаппас Каламбаев (1909-1970) и Даулет Мыктыбаев (1904-1976) . Они стали первыми учителями в Алматинской консерватории по классу кыл-кобыза, открывшегося в 1968 году . Фатима Балгаева стала автором оригинальной техники игры на кобызе, включающей элементы скрипичного и виолончельного звукоизвлечения.
В начале 90-х годов XX века Кыл-кубыз с внесением некоторых изменений был восстановлен заслуженным работником культуры РБ Р. М. Галимовым, усовершенствован И. М. Мирхайдаровым, В. Ш. Шугаюповым. В 1994 открылся класс кыл-кубыза в Уфимском училище искусств (УУИ). Инструмент изготавливают в мастреской при Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова. С 2006 исполнение на Кыл-кубызе входит в программу Республиканского конкурса кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева. В настоящее время разновидности кыл-кубыза изредка встречаются у гайнинских башкир Пермского края . Национальный оркестр народных инструментов РБ способствовал его ренессансу, совершенствованию и популяризации .
Примечания
- ↑ . mk-kz.kz . Дата обращения: 15 ноября 2021. 14 марта 2022 года.
- ↑ // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ Намазова К. Б. Истоки кобызного искусства и современные традиции // Bulletin d'Eurotalent-FIDJIP : журнал. — 2017. — № 4 . — С. 72—77 . — ISSN .
- ↑ . Дата обращения: 12 апреля 2022. 24 декабря 2019 года.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- . Дата обращения: 20 ноября 2021. 20 ноября 2021 года.
- ↑ tengrinews.kz. . Главные новости Казахстана - Tengrinews.kz (28 сентября 2018). Дата обращения: 15 ноября 2021. 15 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 20 ноября 2021. 24 декабря 2016 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- Ольга Зорина. . МК -Казахстан (5 августа 2020). Дата обращения: 16 марта 2021. 28 сентября 2020 года.
- 2020-12-13
- 2