Interested Article - Абылай-хан

Абыла́й-хан , также Аблай-хан ( каз. Абылай хан ; настоящее имя — Абильмансу́р ( каз. Әбілмансұр ); 1711 , Туркестан 23 мая 1781 , Ташкент ) — казахский государственный и политический деятель, хан всего Казахского ханства , признанный бóльшей частью всех трёх жузов , сын Коркем Уали-султана, внук Абылай хан Каншера , потомок Барак-хана (в 9-м колене).

Упоминание и происхождение имени

Упоминаются также варианты имени — Абулай , Аблай , Абилмансур Аблай , Облай и другие, с приставкой титула в зависимости от описания времени — «султан» или «хан». В современной орфографии — Абылай , но в дореволюционной было принято написание Аблай .

Настоящее имя — Абильмансур . Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» (в одном из сражений в единоборстве со знаменитым джунгарским военачальником Шарышем, которого он победил) в честь деда Абылай хана Каншера , прозванного «Канишер Абылай» («қанішер» в переводе с казахского — «кровопийца») за неодолимую храбрость и ярость в бою.

Его матерью некоторые считают туркменскую рабыню. В 12 лет Абылай потерял отца, убитого во время нашествия джунгарского хунтайджи Цэван Рабдана . Ещё в молодости он был прозван «Сабалак» (Сабалақ — лохматый ), был аманатом в ставке джунгар, но был обменян на другого аманата — «сына казахского хана ».

Аблай был один из трех царевичей. Ему не досталось удела после смерти отца, и он бежал в казацкую степь, скрыв свое имя и назвавшись Сабалаком. Здесь один богатый казак Давлет усыновил его и сделал пастухом. Началась война с китайцами (чюрчют) и калмыками; Сабалак собирается на войну, Давлет не пускает его. Юноша был еще слишком молод, еще усы у него не пробились; но, несмотря на уговоры Давлета, Сабалак все-таки поехал на войну. Войско прибыло на реку Ле ; переправиться через нее было нельзя: еще не стал лед. Сабалак сел на берегу, покрыл свою голову, начал читать; река покрылась льдом. Войско переехало через Ле; повоевало калмыков и чюрчютов, возвращается с добычей. Стали подходить к Ле; за ними гонится погоня. Батыр Чакчак-Джан-бек говорит Сабалаку: „Ну, ты умел заморозить Ле; теперь сотвори новое чудо, спаси от погони“. Сабалак сел на берегу, начал читать молитву; начался туман, и казаки в туман ушли незамеченные и спаслись. Казацкий хан был убит на войне, и Аблая (Сабалака) провозгласили ханом Потанин ,

О юности Абылая сохранилась лишь легенда: якобы после гибели отца его спас раб по имени Ораз, Абылаю было тогда 13 лет и он некоторое время работал простым батраком у некоего Даулет-бая, а затем жил у родственника — бия Абулмамбета.

Военный лидер

В 1734 году, после смерти хана Самеке , следующим ханом становится Абилмамбет , а военным лидером — Абылай-хан.

В 1740 году Абилмамбет, Абылай, около 120 султанов и видных глав родов прибыли в Оренбургскую крепость ( Орск ) и заключили договор о покровительстве Российской империи над Средним жузом . В 1764 году в ставке Абылая имелось представительство губернатора Оренбурга генерал-поручика А. П. Лочинова, известное как посольство Арапова , целью работы которого был сбор информации о внешнеполитическом курсе Абылая и установление военных и торговых отношений между Россией и Казахским ханством .

В 1742 году Абылай, пытавшийся при очередном вторжении отрядов Джунгарского ханства организовать им сопротивление на реке Ишим , потерпел поражение и был захвачен в плен. За год до этого Абылай, командуя отрядом казахского ополчения, нанёс поражение джунгарскому отряду. По легенде, он убил на поединке знатного нойона , родственника хунтайджи Галдан-Цэрэна . За время пленения Абылай выучил ойратский язык и, возможно, маньчжурский ; был частым гостем у Галдан-Цэрэна, подружился с легендарным впоследствии нойоном Амурсаной .

Весной 1743 года его обменяли. Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.

В числе прочих султанов Абылай стремился сблизиться с джунгарским домом. В письме, адресованном вдовствующей калмыцкой ханше Дармабале , он писал (русская транскрипция) :

Я, Аблай-салтан, желаю вам здравствовать, все подданные наши вам кланяются. Объявляю вам о себе, что я от Галдан-Череневых рук в добром здравии и с честью освободился и в дом приехал. Меня Галдан-Черень имеет за сына, а племянник ваш Септень имеет за брата меньшего. И я вам нарекаюсь младшим братом.

Фантазийный бюст Аблай-хана в Боровом
Фантазийное изображение Абылай-хана на денежных знаках
Фантазийное изображение Абылай-хана на почтовой марке Казахстана

В 1744 году Абилмамбет переместил ханскую ставку в город Туркестан . В годы междоусобной войны джунгарские нойоны Амурсана и Дабачи бежали в пределы Среднего жуза. Лама-Дорджи направил послов с угрозами и требованием выдать их. Однако послы вернулись ни с чем. Абылай послал ответное посольство в Джунгарию с объявлением что нойоны не будут выданы. Это привело к войне. 9 сентября 1752 года джунгарские войска численностью 15-20 тысяч под командованием Саин-Белека Батура-Убаши и других вторглись в кочевья Среднего Жуза . После смерти Галдан-Цэрэна в 1746 году, Цинская империя , захватив Джунгарию, вторглась далее в улусы Среднего жуза. Аблай вначале оказывал поддержку мятежному Амурсане против маньчжуров, однако вскоре вынужден был заключить с ними военный союз против Джунгарии. По мнению русского историка А. И. Левшина , Абылай старался поддерживать междоусобия в Джунгарском ханстве, что позволяло ему вмешиваться в его дела, оказывая военную помощь то одному, то другому деятелю.

В 1756 году хан и султаны Среднего жуза были вынуждены признать над собой маньчжурское господство. Абылай, однако, не прерывая связей с Россией, и проводя политику «между львом и драконом», также имел посольские связи с Цинской империи.

Вполне понятна его дипломатическая миссия в Пекин в 1759 году, куда он поехал лично с сыном Абилмамбета Абилпеизом и вступил в подданство китайского императора как « ван » — вассальный князь, фактически сохраняющий полную самостоятельность, но уплачивающий оговорённую дань.

Письмо Абылая императору Цяньлуну на ойратском языке

В 1759 году Абылай послал в Санкт-Петербург своего родственника Жолбарыса в знак подтверждения российского протектората. В 1761 году он направил новое посольство в Пекин, которое возглавил герой освободительной войны с джунгарами Канжыгалы Богембай. В следующем 1762 году, после прибытия к нему китайских послов, Абылай вынужден был послать сына аманатом (заложником) в Пекин и оттуда получил примирительные дары, а также право для казахов завести меновые дворы в Чугучаке и Кульдже .

Казахско-киргизские отношения

В 1760—1770-х годах осложнились отношения казахов с киргизами . Во-первых, после падения Джунгарии на освободившиеся земли джунгаров претендовали и киргизы. Во вторых, начались нападения на казахские торговые караваны. В этих условиях Абылай был вынужден совершить ряд военных рейдов в глубь северо-восточных киргизов. Казахский хан ходил походами на киргизов в 1760, 1765, 1770, 1773, 1774 и 1779 годах. Эти походы задокументированы и о первом из них А. И. Левшин пишет, ссылаясь на донесение переводчика Гордеева (архив Оренбургской пограничной комиссии, 1760):

«В 1760 году киргиз-казаки Средней орды сделали сильное нападение на диких киргизов или бурутов и нанесли им большой урон; потом потревожили они часть новозавоёванных областей Китая и увлекли из оных некоторых жителей в плен».

В 1765 году Абылай совершил второй поход против киргизов, после которого отношения с ними заметно обострились. Киргизы подвергли грабежу и насилию уйсунские и конратские кочевья в Семиречье и Туркестане. В ответ, в 1770 году, Абылай собрал значительные войска, совершил третий поход и нанёс киргизам сокрушительное поражение, тем самым очистив междуречье Или и Шу от захватчиков. Между двумя народами были установлены границы. Киргизы освободили всех пленных казахов и вернули весь ранее угнанный скот. Обе стороны обязались впредь не нападать друг на друга, а киргизы предоставили аманатов . Однако, набеги не прекратились.

В 1774 году небольшой отряд таласских киргизов под началом Садыр-манапа напал на казахов, кочевавших в районе Шымкента и Шолаккоргана . В ответ Абылай организовал поход, нанеся значительный урон таласцам в местности Кара-Балта , и киргизы во главе с Атаке Тынай-бием отступили в Таласскую долину .

Летом 1779 года Абылай был вынужден совершить пятый поход против киргизов. Этот поход закончился перемирием в Кокшетау , куда на переговоры к Абылаю прибыли 40 киргизских послов во главе с бием Тулеберды .

Хан

После смерти в 1771 году Абилмамбет-хана власть должен был унаследовать один из его младших братьев или сын Абилпеиз , однако султаны и главы родов на курултае (съезде) в Бурабае при участии влиятельных биев Среднего жуза Казыбек бия и Канай бия избрали ханом Абылая. Он распространил свою власть на значительные районы Старшего и Младшего жузов, считая себя ханом всех трёх жузов.

В период крестьянской войны 1773—1775 годов Абылай встречался с Емельяном Пугачёвым , обещая ему поддержку. Одновременно вёл переговоры с представителями российского правительства, уверяя в своей верности ему. Связи с повстанцами ослабли после ухода Пугачёва в Поволжье. В 1778 году Абылай был утверждён императрицей Екатериной II ханом лишь Среднего жуза.

Абылай-хан оставил после себя 30 сыновей . Похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане .

Семья

У Абылай-хана было тридцать сыновей и сорок дочерей от пятнадцати жён. Сайман Ханым ( каз. Сайман Ханым ; ок.1711 — ?), дочь каракалпакского бека Сагындыка Шуакпая, родила ему четырёх сыновей: Есима, Адиля , Чингиза и Уали . После смерти Абылая в 1781 году на ханскую власть притязали Уали и Касым, сын жены-калмычки. После долгих споров Уали стал ханом. В настоящее время предполагают, что стоянка Сайман Ханым находилась на месте аула Каракалпак, недалеко от которого располагается гора Каракалпак. Там обнаружена надгробная плита Уали хана (раньше считалось, что он похоронен в урочище Сырымбет). Старожилы предполагают, что здесь похоронена сама Сайман Ханым .

Правнуком Абылая был первый казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист и просветитель Чокан Валиханов . Он написал статьи «Аблай», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Шуна батыр» и другие, в которых исследует образы богатырей Казахского ханства. Чокан оценил эпоху Абылай хана следующим образом: « В предании казахов Аблай носит какой-то поэтический ореол… Его походы, подвиги богатырей служат сюжетами к эпическим рассказам ».

Памяти Абылай-хана

Абылай-хан в исторической мифологии народа

Деятельность Абылай хана как правителя оказала сильное влияние на формирование самосознания народа и привело к мифологизации исторической личности — к созданию правильного образа , Архетипа Правителя, как мудрого защитника.

По народному преданию у Абылай-хана было три благословения Неба. Сакральные символы определены в виде предметов силы: меч- дарующий силу защиты, чаша — дарующая благополучие, и кристалл — дарующий мудрость, несущий в себе особую силу веры, что связывает с божественным и с мудростью духов предков

из плена, «он увёз не только жену, отряд многочисленных нукеров, но и фамильную драгоценность — талисман» .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 июня 2018. 14 июня 2018 года.
  2. Раушан Кошенова (2013-10-05). . "Акмолинская правда" . из оригинала 30 июня 2020 . Дата обращения: 22 мая 2020 .
  3. Раушан Кошенова. . pushkinlibrary.kz. Дата обращения: 22 мая 2020. 25 февраля 2020 года.
  4. . Дата обращения: 4 июля 2022. 5 июля 2022 года.
  5. . // Казахская электронная библиотека. Дата обращения: 5 мая 2018. 6 мая 2018 года.
  6. . Дата обращения: 24 августа 2016. 27 августа 2016 года.
  7. Романенко Ю. М. от 12 января 2019 на Wayback Machine
  8. Нурия Бекмаханова. . — Алматы: Кайнар, 2011. — С. 599. 5 января 2019 года.

Ссылки

Литература

  • Нәсенов Болатбек Алматы: Новосибирск, 2005.
Источник —

Same as Абылай-хан