Правящий бургомистр Берлина
- 1 year ago
- 0
- 0
«
Паде́ние Берли́на
» —
советский
двухсерийный художественный фильм; киноэпопея, поставленная в
1949 году
Михаилом Чиаурели
по сценарию
Петра Павленко
. Съёмки проходили в СССР, Праге и на бывшей киностудии
UFA
в
Бабельсберге
. Яркий образец
сталинианы
в кино. Вышел на экраны 21 января
, в лидерах проката 1950 года (3 место — 38,4 млн зрителей).
После
ХХ съезда КПСС
картина надолго исчезла с экранов.
Киноэпопея главным образом охватывает события Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Действие начинается непосредственно перед войной. В исторический контекст вплетена сюжетная линия сталевара Алексея Иванова ( Б. Андреев ). В знак оценки трудовых заслуг главный герой попадает на приём к Сталину ( М. Геловани ) и в приватной беседе говорит ему о девушке, которая ему нравится. Продолжению отношений молодых людей не суждено состояться — начинается война. Алексей Иванов уходит добровольцем на фронт, а его невесту Наташу ( М. Ковалёва ) угоняют в немецкий плен. Важнейшие события войны, отражённые в фильме, показаны через личное участие в них Алексея: от военного парада в ноябре 1941 года у стен Кремля, Битвы за Москву , Сталинградской и Курской битв до взятия Берлина и водружения Знамени Победы над Рейхстагом .
На протяжении фильма Сталин руководит действиями советских войск, а Иванов в составе своей части с боями продвигается к Победе. В момент, когда советские войска штурмуют столицу Германии, Гитлер в своём бункере, сразу после бракосочетания с Евой Браун , кончает жизнь самоубийством. Алексей Иванов, теряя в последнем бою старых товарищей, своим огнём прикрывает Егорова и Кантарию , водружающих Знамя Победы .
В финальной сцене самолёт со Сталиным прилетает в Берлин и садится на площадь перед Рейхстагом. Кругом развеваются флаги. Сталин выходит из самолёта и идёт вдоль рядов бывших пленных. Его восторженно приветствуют люди разных национальностей — представители освобождённых народов Европы, в их числе и Алексей со своей подругой Наташей, повстречавшиеся в День Победы .
Фильм — большое кинополотно об Отечественной войне — обесценен заметным влиянием культа личности.
— «Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог», 1961
Кинокартина является примером мифологизации образа Сталина на экране: например, грандиозное и сказочное зрелище прибытия в Берлин на самолёте ( тогда как в реальности, единственный полёт Сталина на самолёте был на Тегеранскую конференцию в 1943 году [ источник не указан 560 дней ] ). Особенность фильма и в том, что лица из партийно-правительственного окружения Сталина прямо не называются, все эти роли по сценарию безымянные .
…фильм состоит из чисто информативных, лишённых психологизма и плохо связанных с собой эпизодов.<…> особенно настойчиво авторы фильма пытаются раскрыть так называемый «полководческий гений» Сталина, якобы усвоившего традиции Суворова и Кутузова. Беседуя с Жуковым, он единолично ставит перед ним боевые задачи накануне штурма Берлина, показывает на карте направления главных ударов, определяет количество боевой техники.
— Арон Бернштейн, «Михаил Геловани» 1991
Картина заложила штампы изображения противника на советском экране: карикатурно, в позорных ситуациях, нравственно посрамлёнными, он одновременно бесноват и оперетточен .
После смерти Сталина фильм получил негативную оценку советского руководства. В частности, он упомянут в докладе Н. С. Хрущёва XX съезду КПСС :
Возьмём, например, наши исторические и военные фильмы, а также некоторые литературные произведения; от них становится тошно. Их истинной целью является развитие темы восхваления Сталина, как военного гения. Вспомним фильм «Падение Берлина». В нём действует только Сталин; он отдает приказы в зале, где много пустых стульев и только один человек подходит к нему и что-то докладывает — это Поскрёбышев , его верный оруженосец. (Смех в зале).
Где же военное командование? Где Политбюро? Где правительство? Что они делают и чем они занимаются? Об этом в фильме ничего нет. Сталин действует за всех; он не считается ни с кем, не спрашивает совета ни у кого. Все представлено народу в этом фальшивом свете. Почему? Для того, чтобы окружить Сталина славой, вопреки фактам и исторической правде.— Н. С. Хрущёв «Доклад на закрытом заседании ХХ съезда КПСС» 25 февраля 1956