Interested Article - Сиявуш
- 2020-10-16
- 2
Сиявуш ( перс. سیاوش ; пехл. Syāvakhš, Siāvaš , от авест. Syāvaršan «чёрный конь») — в иранской мифологии сын легендарного царя Ирана Кей-Кавуса и отец Кей-Хосрова . В поэме Фирдоуси выступает как образец чистоты, оклеветанный мачехой и погибший на чужбине. По мнению С. П. Толстова , в образе героя Сиявуша есть черты умирающего и воскресающего божества , которому поклонялись в Средней Азии до её исламизации .
В « Авесте »
Месть за него упоминается в трёх яштах «Авесты», где говорится о том, что Хаосрава отомстит за своего отца Сьяваршана, которого коварно убил Франхрасьян . Также он назван седьмым в перечне восьми Кавиев, обладающих хварно , чьи фраваши нужно почитать .
В среднеперсидских источниках
Сиявахш был сыном Кай Кавуса .
Рассказывается, что когда Фрасияг вывел свою армию против Ирана, в битве с ним участвовал Кай Сиявахш. Но из-за Сутавих, жены , Сиявахш не вернулся в Иран, а перешёл под защиту Фрасияга, прибыл в Туран и взял в жёны дочь Фрасияга, которая родила Кай Хосрова . Там Сиявахш был убит .
«Суждения духа разума» отмечают, что пользы от Сиявуша — рождение его сына Кай Хосрова и построение . «Большой Бундахишн» и «Денкард» также упоминают, что Сиявуш воздвиг сооружение, названное Кангдиз .
Другие представления
«Кровью Сиявуша» называли смолу драконова дерева , а также выделения некоторых растений из числа лилейных . Династия Афригидов из Хорезма возводила к нему родословную .
Образ в « Шахнаме »
Рождение
Однажды иранские богатыри , и находят в роще у границы с Тураном девушку, которая бежала от своего отца (она оказывается туранкой, внучкой Гарсиваза ). Богатыри спорят, кому она достанется, и приводят её к царю Ирана Кей-Кавусу , который, увидев её красоту, забирает девушку себе в гарем.
У них рождается сын Сиявуш, который воспитывается у героя Рустама в Забулистане и учится у него воинскому искусству. Когда Сиявуш вырос, он приезжает в столицу. Отец даёт сыну во владение Кухистан . Умирает мать Сиявуша, он оплакивает её.
Сиявуш и Судабе
Старшая жена Кавуса Судабе влюбляется в юношу и просит Кавуса, чтобы тот навестил её. Кавус не возражает, и Сиявуш посещает покои Судабе, они беседуют, после чего Судабе советует Кавусу женить юношу. Вскоре Сиявуш вторично посещает покои Судабе. Царица признаётся ему в любви и предлагает выдать за него замуж свою дочь. Когда он в третий раз приходит к ней в покои, Судабе пытается его соблазнить, но он отвергает ухаживания мачехи.
Тогда Судабе, разорвав на себе одежду, обвиняет Сиявуша в том, что это он пытался посягнуть на ложе отца. Кей-Кавус доверяет сыну, допрашивает Судабе, изучает, чем пахнет от Сиявуша и от Судабе, и убеждается, что она лжёт.
Однако Судабе, прибегнув к помощи колдуньи, утверждает, что у неё был выкидыш, а виновником этого стал Сиявуш, и показывает тела двух мёртвых младенцев. Кей-Кавус расследует дело, привлекая для этого консультации астрологов, допрашивает колдунью и устанавливает, что никакого выкидыша не было.
Тем не менее Судабе настаивает на своём, и отец решает подвергнуть Сиявуша испытанию огнём, чтобы подтвердить его невиновность. Сиявуш с помощью волшебного вороного коня и панциря невредимым проходит сквозь огонь. Кавус гневается на жену и хочет повесить её, но Сиявуш просит отца помиловать Судабе, что тот и делает.
Поход
В Иран вторгается туранское войско Афрасиаба. Сиявуш просит отца отправить его в поход, Кавус даёт согласие. Сиявуш вместе с Рустамом выступает, посещает по пути Забул (Кабул), Герат, Балх. У Балха происходит успешный для иранцев бой, о котором Сиявуш сообщает в письме отцу и получает ответ.
Гарсиваз (брат Афрасиаба) прибывает в стан Сиявуша для переговоров. Рустам и Сиявуш обдумывают речь посла, после чего Сиявуш заключает с Афрасиабом договор о перемирии и получает 100 знатных туранцев в заложники. Сиявуш отправляет к Кавусу Ростема с посланием.
Когда Кавус узнаёт о перемирии, он гневается и приказывает прислать к нему заложников в цепях и возобновить наступление на врага. Когда Ростем выражает недовольство, Кавус отсылает Ростема в Систан и назначает полководцем Туса.
Сиявуш, получив послание Кавуса, совещается с Бехрамом и Зенге и решает вернуть заложников, нарушив приказ отца. Понимая, что его за это может ждать наказание на родине, он отправляет Зенге для переговоров к Афрасиабу, тот привозит послание туранского царя. Сиявуш вверяет войско Бехраму, пишет письмо отцу с объяснением своих действий и переправляется через реку Аму-Дарья, оказавшись на туранской земле .
Сиявуш в Туране
На земле Турана Сиявуша охотно встречает (двоюродный брат Афрасиаба), беседующий с ним, а затем, в Канге — и сам царь Афрасиаб . В присутствии Афрасиаба Сиявуш показывает своё мастерство в игре в човган и в стрельбе из лука, после чего Афрасиаб и Сиявуш отправляются на охоту.
Пиран отдаёт Сиявушу в жены свою дочь Джарире, а вскоре в беседе с ним рассказывает о Фарангис , дочери Афрасиаба. Пиран разговаривает с Афрасиабом о возможном браке. Афрасиаб поначалу отказывается выдавать дочь, веря звездочётам, истолковавшим его зловещий сон, но в итоге уступает. Сиявуш и Фарангис празднуют свадьбу.
Афрасиаб вручает Сиявушу часть царства, и тот строит город Кангдеж. Беседуя с Пираном о будущем, Сиявуш предсказывает свою судьбу. Сиявуш отстраивает город Сиявушгирд, в котором его навещает Пиран, рассказывающий жене и Афрасиабу о поездке.
Клевета и гибель
Хотя Сиявуш, как подчёркивает Фирдоуси, вовсе не стремился изменить своей новой родине, но его судьба оказалась несчастливой. Гарсиваз по поручению Афрасиаба посещает Сиявуша. Младшая жена рождает ему сына . Сиявуш отличается во время игры в конное поло, в стрельбе из лука, а затем побеждает в борьбе Горуй-Зереха и Дамура (которые затаили вражду).
Вернувшись к Афрасиабу, Гарсиваз клеветнически сообщает, что Сиявуш готов предать царя и принимает послов от Кавуса. Тогда Афрасиаб просит Сиявуша приехать и с этим приказом посылает Гарсиваза. Сиявуш готов посетить тестя, но Гарсиваз в беседе начинает отговаривать Сиявуша и настраивать его против Афрасиаба, сообщая, что царь питает к зятю злобу. Сиявуш, опасаясь за себя, отказывается приехать. Тогда Гарсиваз, приехав к Афрасиабу, докладывает тому, что Сиявуш проявил открытое неповиновение.
Афрасиаб собирает войско и направляется в поход на Сиявуша. Сиявуш беседует с беременной Фарангис, после чего видит вещий сон, который рассказывает жене, пророчествует о судьбе своего сына, прощается с женой и своим конём Бехзадом и выступает из города с отрядом. Сиявуш не хочет воевать, но туранское войско атакует его отряд, его бойцы погибают, а Сиявуш ранен и взят в плен.
Его доставляют в Сиявушгирд, где происходит скорый суд. Гарсиваз обвиняет его перед Афрасиабом в измене, Сиявуш пытается оправдаться. Пильсом (брат Пирана) вступается за Сиявуша. Фарангис умоляет Афрасиаба о пощаде.
По приказу туранского царя богатырь Горуй убивает Сиявуша («зарезав, как овцу»); на месте, где пролилась кровь невинного героя, вырастает цветок «кровь Сиявуша». Его оплакивают близкие. Афрасиаб, боясь предзнаменований, хочет убить Фарангис и её неродившегося ребёнка, но Пиран отговаривает царя от жестокости.
Кей-Кавус, узнав о смерти сына, оплакивает его вместе с вельможами, зверями и птицами, а Рустам клянётся отомстить за его смерть. Позже на месте гибели юноши вырастает смоковница с ликом Сиявуша на её листьях .
См. также
Примечания
- Sultanate of Delhi . Shahnama (ca. 1425-50).
- Sultanate of Delhi . Shahnama (ca. 1425-50).
- Толстое С. П. Древний Хорезм. М. , 1948. С. 203 и след.
- Гэуш-яшт IX 18, 22; Ард-яшт (Яшт XVII 38, 42; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С. 369, 370); Замйад-яшт (Яшт XIX 77; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С. 397)
- «Замйад-яшт» (Яшт XIX 71; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С. 396)
- Фравардин-яшт (Яшт XIII 132)
- Большой Бундахишн XXXV 31
- Большой Бундахишн XXXIII 10
- Зороастрийские тексты. М., 1997. С.102
- Большой Бундахишн XXXII 5; Денкард VII 1, 38
- МНМ. Т.2. С.441
- Описание этой переправы помещено в точности посередине 2500 бейтов рассказа Фирдоуси о Сиявуше
- Фирдоуси. Том II, строки 8443-8448
Источники и исследования
- Источники
- Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.369, 370, 396, 397.
- Гэуш-яшт IX 18, 22; Фравардин-яшт XIII 132.
- Зороастрийские тексты. М., 1997. С.102.
- Денкард VIII 13, 14 (из « Чихрдад-наска »)
- Фирдоуси . Шахнаме . Т.2. М., 1960. С.97-252 (строки 2963-8052)
- Исследования
- Мифы народов мира. В 2 т. Т.2. С.441 ( Л. А. Лелекова )
- Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М., 2004. С.202.
- Литература
- Дьяконов М. М. , Образ Сиявуша в среднеазиатской мифологии, в кн.: Краткие сообщения института истории материальной культуры, т. 40, М., 1951;
- Рапопорт Ю. А. , Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии), М., 1971, с. 83-84.
- 2020-10-16
- 2