Античная астрономия
- 1 year ago
- 0
- 0
Античная литература (от лат. antiquus — древний) — литература древних греков и римлян , которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни , относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской . Исторически греческая литература предшествовала римской.
Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.
Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: , древнеиндийская , . Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе . Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос , лирику и драму ( Аристотель ), эта классификация сохраняет своё базовое значение поныне.
Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей своё начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие её от современного искусства.
Древнейшие формы литературы связаны с мифом , магией , религиозным культом , ритуалом . Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времён её упадка.
Античной литературе присущи публичные формы существования . Её наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название « литература » к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра . Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман , предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.
Античная литература была тесно связана с музыкой , что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно ещё и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).
Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы , которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр , большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает « роман » как образец прозаического жанра.
Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI—V века до н. э. В другие века изменения не ощущались или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос , созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима у Тита Ливия , идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона — в период Империи).
Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба , Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил , Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.
Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение . Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.
Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия ). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии (« Буколики ») через («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.
Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой : среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры ( метафоры , метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.
Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией , философией , политикой , моралью , ораторским искусством , судопроизводством , без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга . Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения ( катарсиса по Аристотелю) человека.
Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности , они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле .
Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса . Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.
Греки создали основные понятия европейской философии , в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права , которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии , республики , сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.
После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла своё значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.
С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.
Античная литература пережила пять этапов.
Корни античной литературы уходят в глубину мифологического развития. Античная мифология и литература полны драматических сюжетов о борьбе богов и героев со злом и несправедливостью. Античность так ценит красоту мысли, мудрости, поэтического вдохновения, а также красоту подвига, который сопряжён с гибелью героя. Античная литература пронизана преклонением и восхищением перед красотой вдохновения, которая обладала поистине колдовской силой. Древнегреческую литературу можно разделить на следующие основные периоды литературного развития античного мира: доклассический или архаический; классический и эллинистический. К эллинистическому периоду античной литературы относится и римская литература, а потому его часть и называют эллинистически-римским периодом .
Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением « Илиады » и « Одиссеи » Гомера ( VIII — VII век до н. э. ). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.
Начальный этап периода классики — ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии ( Феогнид , Архилох , Солон , Семонид , Алкей , Сапфо , Анакреонт , Алкман , Пиндар , Вакхилид ), центром которой становятся острова ионийской Греции (VII — VI век до н. э. ).
Высокая классика представлена жанрами трагедии ( Эсхил , Софокл , Еврипид ) и комедии ( Аристофан ), а также нелитературной прозой (историография — Геродот , Фукидид , Ксенофонт ; философия — Гераклит , Демокрит , Сократ , Платон , Аристотель ; красноречие — Демосфен , Лисий , Исократ ). Её центром становятся Афины , что связано с подъёмом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте ( V век до н. э. ).
Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии , театр же теряет своё значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой ( IV века до н. э. ).
Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского . В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки ( III век до н. э. — I век н. э. ). Этот период отмечен школой александрийской лирики ( Каллимах из Кирены , Феокрит , Аполлоний Родосский ) и творчеством Менандра .
В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:
В эти века происходит постепенный переход к средневековью . Евангелия , созданные в I веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи , латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских — итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских — английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.
Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи ), в частности переняли у неё православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешёл в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|